На сайте BoardWars появился обзор игры Successors (точнее перевод обзора этой игры с сайта BoardGameGeek)  Скорее всего игра эта мало кому известна, и это неудивительно — рассчитана она в первую очередь на варгеймеров, да имя издателя — GMT Games — говорит о том, что такие игры известны широко, но в узких кругах.

Тем не менее, если вы любите военные настолки, либо сложные, комплексные (и долгие) игры, обратите внимание на Successors. Она выдержала уже три издания, имеет рейтинг 7.86/10 на BGG.COM и, как пишет автор обзора, игра эта — совершенно фантастическая. 

Successors – это совершенно фантастическая игра! Своей первой фразой я полностью выразил свое отношение к игре, весь остальной обзор посвящен объяснению, почему я считаю её такой.

1. Тематика:

Есть игры с удачной темой, есть игры, механика которых удачно сочетается с темой, но очень мало игр, не считая RPG, которые словно рассказывают вам историю. Я знаю что множество варгеймов воспроизводят сражения с большими подробностями, но я не варгеймер, и не могу вам назвать их, даже если бы от этого зависела моя жизнь. Я знаю что множество варгеймов воспроизводят сражения с большими подробностями, но я не варгеймер, и не могу вам назвать их, даже если бы от этого зависела моя жизнь.

Александр умер и 8 его генералов разделились на 4 фракции. Каждая фракция заявляет что они наиболее правомочные наследники престола (я не знаю, был ли у Александра престол, может кто-то меня просветит по этому вопросу). Чтобы доказать свою легитимность, они стремятся похоронить тело Александра с почестями, защищают его сыновей, женятся на его родственницах и воюют только тогда, когда видят угрозу целостности империи. Или…

…вы можете пойти против законов, похоронить Александра в первой попавшейся придорожной яме, убить его наследников и родственников и растоптать своими боевыми слонами любого, кто вздумает вам противоречить. Или…

…вы можете совмещать эти два пути. Как в РПГ, все зависит от вашего желания. Все эти возможности вплетены в игровую систему, как правило очень элегантно, добавляют в атмосферность и создают настроение в игре.

 

2. Игровая система:

Правила большие и в них много всякого-разного. Вероятно вас это испугает, если вы привыкли к семейным настолкам с пятистраничными правилами. Вам не раз придется лазить по правилам в первую или вторую игру (со мной так и было). А вот опытные варгеймеры, смогут играть в нее с завязанными глазами и руками (хотя чем тогда они будут бросать кубики?).
Я не буду детально описывать правила, остановлюсь на основных моментах:

2.1 –Ассиметричные силы: в начале вы выбираете случайным образом двух генералов и области, в которых они начинают игру. И тут возможны варианты, у вас может оказаться большое количество победных очков, или ваши владения окажутся зажаты между вражескими, или в вашем распоряжении окажутся столица империи или даже тело Александра.

2.2 – Несколько условий победы: вы можете воевать и зарабатывать победные очки (1 вариант), вы можете похоронить Александра в его столице постараться нравиться всем вокруг и зарабатывать очки легитимности (2 вариант), вы можете заключить сделку с наследником Александра и объявить себя регентом империи и сложив победные очки и очки легитимности, выиграть по сумме очков (3 вариант).

2.3 – Узурпатор: игрок с максимальным количеством победных очков считается узурпатором, угрожающим империи, и его можно атаковать без штрафов (без потери очков Легитимности, которые вам могут очень пригодиться для победы). Иначе говоря, официально разрешается мочить лидера! Это одно из самых классных правил в игре.

2.4 – Боевая система: кровавое месиво! Если вы победили, вы теряете несколько юнитов. Если вы проиграли, вы теряете гораздо больше юнитов, а остатки вашей армии рассеиваются в страхе и отправляются в секцию Рассеявшихся войск до следующего хода. Те войска, которые не убиты, унижены противником – вот это супер, супер, супер! Я сделаю шапку со словами «Я проиграл и бежал, плача как девчонка, чтобы спасти свою никчемную жизнь!» и буду надевать ее на того, кто потерпит поражение в битве. Прибавьте к этому непредсказуемых слонов (вы никогда не знаете, насколько они вам пригодятся в битве) и шикарную систему лояльности (те отряды вашей армии, которые служили еще при Александре, не будут воевать против генерала с более высоким уровнем Легитимности, чем у вас) и вы поймете ту напряженность и интерес, с которыми игроки бросают боевые кубики.

2.5 – Карты Судьбы (или вернее карты Тихе, богини судьбы): вы можете играть совсем без фазы карт, потому что в игре есть отдельная фаза, в которую можно выполнить любые действия (двигать армию, воевать, штурмовать города и т.д.). Но фаза карт это дополнительная возможность сделать что-либо, добавить какое-то событие или ввести новые силы в игру. Карты добавляют хаос в игру, но не настолько большой, чтобы порушить стратегические планы игроков, зато они делают ее разнообразнее и насыщеннее. Конечно, если игроку пришли хорошие карты, он может много чего натворить, но я этого не боюсь. Чаще всего, если у кого-то дела идут слишком хорошо, он становится целью и основной жертвой для других игроков.

2.6 – Качество исполнения игры: если вы варгеймер (или фанат фирмы GMT Games), вы заплачете от умиления, увидев карту игры, настолько она хороша. Исполнение фишек тоже на хорошем уровне, но вот идея разместить разные войска на разных сторонах фишек мне не нравится. Конечно, это экономит место, но для таких неуклюжих человекообразных, как я и мои друзья, которые часто задевают и роняют свои фишки, это вызывает дополнительные трудности. Приходится помнить какой стороной должны лежать фишки в вашей армии.

3- Исключения и спецправила:
В некоторых играх, чтобы сделать их реалистичными, в правила добавляют кучу исключений, которые только мешаются, усложняют игру и трудны для запоминания. «у генерала N больная нога, поэтому он ходит только на одну клетку», «рядовой М страдает шизофренией, поэтому бросьте кубик и проверьте по таблице 43, в состоянии ли он выстрелить в данный момент, а так же в кого он стреляет, во врага или в союзника». В Successors мало исключений и все они работают на игру, добавляют не только реалистичности, но и интереса к игре, улучшают ее геймплей. Я считаю это большим достижением разработчиков, благодаря которому этот варгейм доступен для многих неискушенных игроков. Я пробовал играть в нее с людьми, имеющими различный опыт (и вкусы) в настольных играх, и все считают, что игра удалась. Но все же она не для детей и «казуалов», а для тех, кто имеет игровой опыт.

Что плохого:
1. Игра достаточно длинная, около 3-5 часов. Однако после нескольких раз вы станете играть заметно быстрее.
2. Мне кажется она хорошо играется только вчетвером. Втроем или вдвоем играть становится менее интересно, хотя кто-то может со мной и не согласиться.
3. Разница в уровне знакомства с игрой между игроками может привести к разочарованию. Менее опытный игрок, забывший какое-то правило, может сделать неудачный ход и лишить себя шансов на победу.
4. Движение по карте не такое быстрое, как хотелось бы, особенно когда другие игроки заняли «узкие места». Иногда вам будет казаться, что в игре не хватает машин или самолетов. Но это я уже придираюсь, разработчикам виднее.

В итоге:
Кровавые битвы, слоны, браки по расчету, церемониальное погребение и конечно старые добрые кубики. Все это можно объединить в одной фразе, которую я сказал в начале. Successors – это совершенно фантастическая игра.