Хару Ичибан — это японские крестики-нолики. Не в том смысле, что это игра из Японии, а в том, что это как бы крестики-нолики, только в них все наоборот и с подвывертом. Именно такое стойкое впечатление осталось у меня после знакомства с этой настолкой. Впрочем, судите сами.
Итак, мы имеем: небольшое игровое поле в клетку размером 5 х 5 со справочной информацией по периметру; небольшой счетчик победных очков, россыпь жетонов лилий и два набора жетонов цветов с номерами от 1 до 9. С помощью этого нехитрого набора компонентов игроки будут пытаться собрать на поле фигуру из четырёх клеток: квадрат, либо прямую линию по горизонтали, вертикали или диагонали. Каждая из них оценивается в очках, для победы обычно надо сыграть две партии. Есть еще супер-фигура, диагональ из 5 составляющих, собрал ее — это мгновенная победа.
Пока вроде все просто. Сложности начинаются, когда подбираешься к правилам выкладывания фишек своего цвета (в рассматриваемом случае — цветов) на поле. Вот как это происходит. Оба игрока берут по 3 случайных цветка, смотрят на указанные на них цифры и выбирают 1 цветок из трех втайне друг от друга. Затем одновременно вскрываются.
Игрок с меньшей цифрой ставит свой цветок на поле. Но не куда угодно, а на строго определенное место — на кувшинку темного цвета. Затем игрок с большей цифрой ставит свой цветок куда угодно. Пока все, вроде, просто. Но дальше — интереснее. Теперь игрок с меньшей цифрой может подвинуть на поле любую кувшинку на одну клетку. При этом разрешается «толкать» другие кувшинки, главное, чтобы они не выползли за поле. А после этого игрок с большой цифрой выбирает какую кувшинку сделать темной — туда сделает свой ход «меньший» игрок в следующем раунде.
Итак, еще раз, плюсы и минусы обоих вариантов. У меньшего игрока нет выбора куда выставить свою фигурку, он выкладывает ее обязательно на темную кувшинку. Зато потом может подвинуть жетончики на поле, склонив ситуацию в свою пользу. Больший игрок может положить свой цветок куда угодно, он же загадывает место для меньшего игрока в следующем ходу, однако его позиции могут пошатнуться, т.к. соперник двигает кувшинки на поле.
Как бы напрашивается двухходовка: становишься большим игроком, кладёшь цветок куда хочешь, загадываешь себе следующий ход и пытаешься сыграть как можно меньшую цифру. Это в теории.
На практике же игра ощущается достаточно тяжело. Вроде тут всего-ничего компонентов, да и поле, буквально, крошечное. А голова — скрипит. Совершенно неочевидно, выгоднее быть первым или вторым игроком, потому что по ходу партии супер-оптимальные ходы не всегда видны. Вот когда финал уже не за горами, когда остаётся выложить только последнюю фишку, тогда, да, обычно стараешься взять меньшую цифру, чтобы двинуть выложенные цветки как тебе надо.
И, на минуточку, на поле тут есть еще лягушки. В первой партии вы наверняка зададитесь вопросом, зачем они вообще нужны. Стоят себе да стоят, изредка их нужно переставлять с места на место, когда выкладываешь цветок на кувшинку с лягушкой. Но тут есть фишка — если оба игрока выбрали одинаковые фишки — цветки выставляются на лягушек. Поэтому можно подгадать, выставив лягушку в нужное место, а потом «прочитать» соперника, и выложить ту же цифру, что и он.
Вот это я и называю — крестики-нолики по-японски. Вроде бы тут не в чем запутываться, но игра — очень сложная. Вот эти правила выкладывания первым и вторым, на «зашитое» и на любое место на поле, возможность двигать кувшинки — все это приводит к тому, что возможные комбинации как-то сложновато просчитать. Играть при этом можно, но ощущаешь себя немного неуверенно. Пожалуй, как человек, который всегда ездил на автомате, и вынужден пересесть на автомобиль с ручной коробкой. Вроде бы понятно что делать и как, но не очень понятно, зачем. И все время возникает вопрос, неужели вот без этого странного механизма нельзя было обойтись?
В пику «Хару Ичибан» вспоминается игрушка «Пентаго». Тоже абстракт, тоже на двух игроков, да и цель там похожая — собрать 5 фишек в ряд. Но при этом «Пентаго» на порядок проще и доступнее. Несмотря на то, что в ней можно проворачивать (между прочим, в прямом смысле!) самые замысловатые комбинации.
Мнение такое: Хару Ичибан — работающая абстрактная игра. Она качественно издана, неплохо выглядит, и в нее можно играть. Вот, только, к сожалению, неинтересно. И это вам говорит любитель абстрактных стратегий. Если даже мне эта игрушка не зашла, не знаю даже, кому ее, вообще, можно рекомендовать. Возможно, фанатичным любителям японской философии, все-таки, есть в ней что-то такое странно-восточное…
PS: страничка с игрой «Хару Ичибан» на сайте издательства «Эврикус»
Добавить комментарий