Дмитрий Шугаев продолжает воспевать «Конкордию» и на этот раз добрался до дополнений. К этой игре выпущено немало новых игровых полей, каждое из которых рассчитано на определённое количество игроков и привносит в игру небольшие изменения. Что именно появляется в каждом дополнении и какие из них наиболее интересные — читайте в свежем обзоре.
Одним из показателей популярности настольной игры является динамика её рейтинга на сайте BoardGameGeek.com. Со времени моего прошлогоднего обзора «Конкордии» эта игра поднялась в общем рейтинге ещё на 11 мест и спустя 5 лет после выпуска, несмотря на выход тысячи новых игр, продолжает двигаться вверх, добравшись уже до 23-го места.
Другим критерием успешности игры является количество выпущенных для неё дополнений. Дополнения для «Конкордии» выходят ежегодно уже на протяжении четырёх лет. К игре выпущено одно масштабное дополнение «Сальса», состоящее из двух новых модулей и двух игровых полей, обзору которого посвящена моя отдельная большая статья.
Кроме этого, для «Конкордии» были изданы три новых двухсторонних игровых поля, обзору которых и будет посвящен этот текст.
«Конкордия» (2013): Империя (3—5 игроков, 30 городов в 12 провинциях), Италия (2—4 игрока, 25 городов в 11 провинциях).
Оба поля из базовой версии были и остаются одними из моих самых любимых. Пожалуй, единственная обоснованная претензия к базовым игровым полям состояла в том, что при минимальном количестве игроков на них слишком свободно. Кроме того, любые, даже самые любимые игровые поля со временем приедаются, поэтому появление новых карт для «Конкордии» было лишь вопросом успешности её продаж.Во всех комплектах дополнительных игровых полей прослеживаются определённые тенденции и принципы, которых придерживались разработчики и издатели:
- уменьшение количества городов и провинций на карте,
- одно «большое» и одно «маленькое» поле в каждом комплекте,
- внедрение различных новых игровых элементов на «больших» картах и минимальные нововведения на «маленьких».
Кроме того, во всех новых картах была более удачно решена проблема визуализации бонусных ресурсов провинций — с помощью схематичной мини-карты.
Первым из новых увидело свёт двухстороннее поле
«Конкордия. Британия / Германия» (2014)
- Британия (23 города в 10 провинциях)
Нововведения (косметические): различные стартовые города для сухопутных и морских колонистов. Размещать новых сухопутных колонистов с помощью карты «Трибун» можно в только сухопутном стартовом городе (Лондон), новых морских — на противоположной стороне Ла-Манша, в Булони. Оба города расположены рядом друг с другом, но находятся в южной части поля, поэтому колонизация на карте Британии распространяется с юга на север, что вполне соответствует исторической действительности.
Мнение и вердикт. Британия стала первой ласточкой в уменьшении территории карты для более тесной и конкурентной игры. Мне очень нравится эта карта, а небольшое нововведение с отдельными стартовыми городами для сухопутных и морских колонистов, а также их расположение в углу, а не в центре карты добавляет ей аутентичности. Идеальный вариант для 3—4 игроков.
- Германия (30 городов в 12 провинциях)
Нововведения (заметные):
- Различные стартовые города для сухопутных и морских колонистов (расположены в разных частях карты). Размещать новых колонистов с помощью карты «Трибун» можно в любом из двух стартовых городов.
- Морские колонисты перемещаются по рекам, к тому же на одном участке пути может находиться несколько лодок одновременно.
- Морские колонисты на карте дают не +1, а +2 очка к передвижению.
- Появляется новый вид объектов на карте: 10 римских крепостей с бонусными ресурсами. Если при розыгрыше карты «Трибун» ваш колонист находится на пути, прилегающем к римской крепости, на которой ещё есть бонусный маркер товара, можно сбросить этот маркер и получить данный товар (максимум один товар за ход).
Мнение и вердикт. Германия является единственной из десяти карт, в которую я ещё не играл. Благодаря выходу русского издания этот досадный недочёт будет исправлен, но пока что я могу судить о ней только по правилам. Неразвитость речных путей сообщения и ущербность лодочек компенсируется их бонусом к движению. Два стартовых города — это интересно. Оценить потенциал главного нововведения — крепостей, не играя, не берусь. Но визуально карта выглядит для меня не очень привлекательной: германская география скучна, глазу не хватает моря, а новые элементы (речные пути и римские крепости) нарисованы не очень удачно.
Общий итог: «Британия / Германия» (2014)
Некоторые визуально-эстетические претензии к карте Германии плюс необходимость собирать под неё 4—5 человек стали в итоге главной причиной того, что я не приобрёл набор «Британия / Германия» сразу же после выхода. Вскоре вышла «Сальса», а потом ещё два набора двухсторонних карт, поэтому первое дополнение оказалось как-то забыто. Но с выходом русской версии пришла пора дополнить коллекцию, чтобы воздать должное отличной карте Британии, в которую я с удовольствием играю онлайн, и при случае попробовать наконец-то Германию с её нововведениями.
«Конкордия. Сальса» (2015): Византия (28 городов в 10 провинциях), Испания (23 города в 9 провинциях)
Нововведения: отсутствуют.Мнение и вердикт. Кроме сокращения количества провинций и городов, в игровые поля из дополнения «Сальса» не было добавлено никаких игровых нововведений. Лично мне чисто визуально очень нравится карта Византии: со всеми этими Скифией, Македонией, Фракией, Ахеей, Финикией и прочими провинциями, знакомыми ещё по школьному курсу античной истории, и нежно любимым мной Царьградом во главе. Признаюсь, что испанская география привлекает меня несколько меньше симпатичного итальянского «сапожка» и Туманного Альбиона, но всё это не более чем мои личные визуально-эстетические предпочтения.
Общий итог: «Сальса» (2015)
Византия является отличной альтернативой карте империи (4—5 игроков), Испания лучше всего подходит для 2—3 игроков.
«Конкордия: Галлия / Корсика» (2016)
- Галлия (25 городов в 10 провинциях)
Нововведения (несущественные):
- Морские колонисты начинают в Средиземном море. Они дают игрокам обычный бонус к движению, но не могут быть использованы до тех пор, пока игрок не построит дом в одном из шести портовых городов, обозначенных символом якоря. Как только такой дом построен, лодка немедленно перемещается из области Средиземного моря в этот город.
- Река Сена считается морским путём.
- Колонисты не могут завершить своё движение на пунктирной линии (переправе) между Булонью и Лондоном.
Мнение и вердикт. Задумка с заблокированными морскими колонистами показалась в целом интересной, но с её реализацией, как мне кажется, разработчики немного недокрутили. Дело в том, что пять из шести портов находятся в шаговой доступности от стартового города, поэтому любой игрок первым же своим «Архитектором» может построить дом в одном из них и «освободить» фишку морского колониста. Разница состоит только в том, что лодки игроков с самого начала игры оказываются рассредоточенными по всему побережью. При этом слабо развитая система морских путей вообще не особо стимулирует «освобождать» свою лодку, но обычно, когда садишься играть в новую карту, естественным образом хочется попробовать новые «фишки», которые она предлагает. В данном случае никаких ярких впечатлений они не оставили. По размерам и рекомендованному количеству игроков Галлия соответствует картам Италии и Британии.
- Корсика (20 городов в 8 провинциях)
Нововведения (минимальные): из-за малого количества областей при сборе денег игрок получает на две монетки больше.
Мнение и вердикт. В Корсике восторг любителей плотного взаимодействия достиг предела. На треть меньше городов и провинций, чем на карте империи, и на четверть меньше, чем в Италии. Неудивительно, что эта карта имела огромный успех у любителей игры вдвоём. Корсика раскрывает конкурентную составляющую «Конкордии», ведь даже при минимальном количестве игроков долго «копаться в своём огороде» здесь не получится. Втроём на этом маленьком острове становится совсем жарко, вчетвером начинается хардкор, а в максимальном составе был бы, наверное, просто ад.
Общий итог: «Галлия / Корсика» (2016)
Кажется, что «Корсика» в этой паре тащит, но, если вы играете вдвоём-втроём и/или любите активно «толкаться локтями», оно того стоит. Любителей нововведений в этом наборе немного обделили, что, однако, не отменяет наличие ещё одной новой карты с несколькими дополнительными нюансами.
«Конкордия: Египет / Крит» (2017)
В последнее на данный момент дополнение была добавлена одна отличная и, главное, универсальная штука — накладка с альтернативными ценами стоимости карт, доступных для покупки. На обратной стороне классическая ткань в дополнительной стоимости за дальние карты была частично заменена на вино. Отличный и элегантный способ разнообразить игровой процесс, а возможность использовать её с любым игровым полем радует вдвойне.Кроме того, в новом дополнении игровые поля стали вытянутыми: в сложенном виде они одних и тех же размеров со всеми предыдущими, но раскладываются вдоль и занимают меньше места на столе.
- «Египет» (22 города в 10 провинциях)
Нововведения (значительные):
- На одном участке морского пути может находиться несколько лодок одновременно.
- Река Нил тоже считается морским путём.
- Красное море не соединено с Нилом — для размещения лодки в Красном море необходимо воспользоваться картой «Колонист».
- Ежегодный разлив Нила делает 5 провинций особенно плодородными. Игроки получают дополнительную фишку еды, когда производят товары в провинции с бонусным маркером. После этого маркер перемещается в следующую провинцию вниз по течению.
- На карте появляются два специальных места: в самом низу карты (с символом золота) и в центре Красного моря (с символом ладана). Если фигурка морского колониста заканчивает движение рядом с одной из таких ячеек, игрок обязан переместить её на эту ячейку. Эта лодка больше не может перемещаться по карте, но в конце игры принесёт её владельцу 7 ПО (максимум по одному колонистку каждого цвета на каждой из ячеек).
- Ну и наконец, самое главное. Ячейка с символом ладана в Красном море даёт ещё один бонус: каждый раз, когда кто-либо производит товары в одной из трёх провинций, помеченных символом ладана, все игроки, имеющие лодку на этой ячейке, получают 5 монет.
Мнение и вердикт. Карта Египта на данный момент является самым богатым на нововведения игровым полем. Мне очень понравилась «фишка» с несущим урожай разливом, поднимающим бонусный маркер еды вверх по течению реки к дельте Нила.
Возможность пожертвовать лодкой, отправив её торговать золотом или ладаном в обмен на 7 ПО тоже вполне имеет право на существование. А вот бездонная кормушка из 5 монет в Красном море мне показалась немного странной.
Торговля ладаном настолько выгодна, что без неё о победе можно даже не мечтать. Всё, кто смог построить корабль в Красном море и отправить его в плавание, будут иметь постоянный и весьма обильный приток денег, в то время как остальные будут, как обычно, экономить каждый сестерций. Из-за этого резко и, на мой взгляд, чересчур сильно возрастает ценность карты «Колонист».
Кроме того, «уплывшая в закат» лодка остаётся на поле и продолжает давать бонус к передвижению, а также будет учитываться при подсчёте очков за бога Марса в конце игры. Таким образом, скорейшая отправка лодки за ладаном становится для всех игроков добровольно-принудительной, и эта обязательность немного напрягает.
- «Крит» (20 городов в 9 провинциях)
Нововведения (незначительные):
- Одна их провинций состоит всего из одного города и любого бонуса. Производя товары в этой провинции, игрок выбирает бонусный товар по своему желанию.
- Также как и в Корсике, из-за малого количества областей при сборе денег игрок получает на две монетки больше.
Мнение и вердикт. Карта Крита сразу же стала моей самой любимой маленькой картой. По сути, она аналогична Корсике, но при этом визуально-географически она мне нравится больше. А область из малюсенького островка с единственным городом и свободным бонусным товаром — милая и приятная особенность, придающая Криту немножко индивидуальности. Идеально для 2—3 игроков.
Общий итог: «Египет / Крит» (2017)
На мой взгляд, «Египет / Крит» является самым удачным дополнением среди трёх новых двухсторонних полей. Крит — лучший вариант для игры вдвоём-втроём, а Египет, кроме того, что тоже является довольно тесным полем, предлагает также наиболее серьёзные и любопытные нововведения. Однозначным жирным плюсом является и универсальный альтернативный дисплей для карт, а также более эргономичные размеры игровых полей.
Вместо заключения
Как фанат «Конкордии», я постепенно скупаю себе в коллекцию все дополнительные карты и нисколько об этом не пожалел. В целом меня больше привлекали компактные поля с минимальными нововведениями, но и попробовать новые игровые механики нам, как заядлым игрокам в «Конкордию», было всегда интересно.
Но если бы меня поставили перед выбором какого-нибудь одного набора дополнительных полей из трёх, то я бы рекомендовал обратить внимание на последнее изданное на данный момент дополнение «Египет / Крит» (2017). Новый альтернативный дисплей для карт, который можно использовать с любыми другими полями, очень симпатичная и компактная карта Крита и наиболее богатая на нововведения карта Египта, а также более эргономичные размеры игровых полей делают это дополнение моим фаворитом.
Что же касается «Сальсы», то я считаю, что это дополнение надо брать обязательно — не столько ради дополнительных полей, сколько ради двух новых игровых модулей. Если не всё, то хотя бы что-то из этого вам обязательно понравится.
Сводная таблица игровых полей для «Конкордии»
Год В составе Игровое поле Нововведения Города Провинции 2013 «Конкордия» Империя – 30 12 2014 «Германия / Британия» Германия заметные 30 12 2013 «Конкордия» Италия – 25 11 2015 «Сальса» Византия – 28 10 2016 «Галлия / Корсика» Галлия несущественные 25 10 2014 «Германия / Британия» Британия косметические 23 10 2017 «Египет / Крит» Египет значительные 22 10 2015 «Сальса» Испания – 23 9 2017 «Египет / Крит» Крит незначительные 20 9 2016 «Галлия / Корсика» Корсика минимальные 20 8
Добавить комментарий