Знаете ли вы, что в Magic: The Gathering есть ограничения на создание колод? Нельзя класть больше 4 одинаковых карт. Но так было не всегда, изначально такого лимита не существовало. А что было бы, если бы он и не появился? Отличную статью на эту тему опубликовал на «Тесере» тов. Sadsido

Всем привет! Сегодня у меня не совсем обычная статья. Я подготовил то ли перевод, то ли пересказ оригинального исследования, выполненного Фрэнком Карстеном для популярного в magic-сообществе сайта channelfireball.com. Обычно я не занимаюсь переводами, но эта статья слишком хороша, чтобы не донести её до русскоязычной публики.

Фрэнк Карстен — профессиональный игрок и популярный автор channelfireball, специализируюшийся на теории игр и прикладной статистике. Обычно его статьи исследуют вероятность закрутить какую-нибудь дикую комбу к третьему ходу в заданной колоде, но в этот раз он приготовил нечто более оригинальное. С оригиналом статьи вы можете ознакомиться по ссылке.

А мы приступаем.

Знаете ли вы, что на заре времён в Magic не существовало ограничений на количество экземпляров одной карты в колоде? Предполагалось, что количество карт в колоде будет естественным образом определяться редкостью. Ну где, скажите на милость, игроки раздобудут кучу редких карт? Не торговать же они ими будут, в самом деле…

Халява продлилась около полугода, после чего до верхов дошли слухи, что игроки не просто торгуют картами, но и собирают в результате этих торгов совершенно дегенеративные колоды. Было спешно принято правило, по которому минимальный размер колоды увеличился с 40 до 60 карт и появилось ограничение на четыре экземпляра одной карты в колоде. В общем и целом, эти цифры сохраняются и по сей день.

Но что, если отменить ограничение на 4 карты? Что произойдёт с Magic? Давайте рассмотрим этот вопрос на примере формата modern. Если вам кажется, что вы можете взять обычную модерн-колоду и подкрутить цифры, то вы мыслите узко. Мы же начнём знакомство с «диким» модерном с вот этого перла:

Возможно, вы хотели собрать колоду, выигрывающую на первый ход? Пффф. Слабовато! Колода «60 Канцлеров» выигрывает в начале первого шага первого хода, ещё до того как была разырана первая земля. Каким образом? Легко! Вы можете показать карту канцлера в вашей стартовой руке. Если вы это делаете, то в начале первого шага поддержки оппонент теряет три жизни. Колода, состоящая из одних канцлеров, гарантирует вам семь штук в стартовой руке, а это, на секундочку, двадцать одна жизнь. Так сказать, Блэк Джек!

Окей, теперь у нас есть колода, выигрывающая игру при первой возможности. Кажется, что вопросов больше нет и можно расходиться… Однако, мы только начали разминку. 60 канцлеров может и выигрывают игру при первой возможности, но это НЕДОСТАТОЧНО быстро в нашем формате. Дело в том, что свойство канцлера ложится в стек, и у оппонента будет возможность разыграть что-то в ответ. Не получится ли у нас найти способ выиграть до того, как свойства канцлеров разрешатся?

Конечно, получится.

Surging Flame обладает редким и уже подзабытым свойством «ripple», позволяющим посмотреть 4 верхние карты своей библиотеки. Если среди них нашлась копия исходной, вы можете разыграть её совершенно безвозмездно. То есть даром. И знаете что? Имея в колоде 29 x Surging Flame вы с высокой вероятностью разыграете десять штук подряд и ухлопаете своего противника.

Откуда взять ману на исходный Surging Flame? Ответ прост: Simian Spirit Guide это не только ценный мех существо 2/2, но и разовый источник красной маны. Пара SSG на руке — и вы готовы запустить лавину Surging Flame. Выкусите, чёрные канцлеры! По статистике, наш моноред выигрывает у 60 канцлеров 90% игр. Странное на первый взгляд разделение карт 31/29 вместо 30/30 максимизирует вероятность победы, что подтверждается многочисленными симуляциями. Так что, похоже у нас новый чемпион формата!

Вот только не долго ему быть чемпионом. Встречаем следующего убийцу фана: GW Hate (На всякий случай уточню, что сокращение GW означает Green White):

Ого! Да тут есть настоящие земли! Похоже, этот парень всерьёз собрался играть в Magic. GW Hate планирует затянуть партию и перейти к эндшпилю, если уместно называть эндшпилем первые три хода. План простой: от канцлеров мы отобъёмся с помощью Nourishing Shoal. Shoal можно разыграть без маны, если сбросить с руки зелёную карту. Сбросив Tower Archers, мы останемся в 22 хитах, а канцлеры, как мы помним, отнимают только 21. Далее, моноред. Выставив на поле Leyline of Sanctity, мы запретим называть нас целью заклинаний. Surging Flame больше не работает, поскольку наносит повреждения целевому игроку. Если моноред попытается выставить на поле своих Simian Spirit Guide, но тут нам помогут наши Tower Archers, которых тупо больше. Моноред, конечно, захочет пристрелить наших лучников с помощью Surging Flame, да вот только по свойству hexproof, их тоже нельзя называть целью заклинаний… Шах и мат, неверующие!

Статистика на стороне бело-зелёных: 91% побед против канцлеров и 82% — против монореда. Круто? Не то слово!

Есть только одна маленькая проблема… GW Hate никогда не выиграет у следующего претендента:

Менмнит, конечно, не бог весть что. Существо 1/1 без способностей за 0 маны. Дешевле не бывает. Однако, колода в 60 мемнитов выставляет семь штук на первый ход и далее по одному за каждый последующий. Что будет делать GW Hate с этой стаей? Я не знаю. Leylines бесполезны. Shoals лишь продлевают агонию. Tower Archers подходят, но увы, размениваются с мемнитами один к одному, а их 15 против 60. Как это ни печально, мемниты выигрывают 100% игр против GW Hate.

Но не могут продержаться и одного хода против 60 канцлеров…

Какая мораль у этой басни? Мы увидели, что даже в самых экстремальных условиях метагейм расслоился на условно комбо (канцлеры/моноред), условно контроль (GW Hate, разносящий комбы) и условно аггру (мемниты, съедающие на завтрак контроль, но проигрывающие комбе). Одно дело, когда нам рассказывают про принцип камня, ножниц и бумаги на словах, и совсем другое — когда он так ярко проявляется на деле.

Конечно, не обошлось без допущений. На месте мемнитов, например, могла быть любая другая «реальная» колода, и всё равно результат был бы тот же: 100% побед над контролем и 0% над комбой. Проведённые Фрэнком симуляции не учитывали возможность пересдачи стартовой руки. GW Hate мог бы поискать существ получше, чем Tower Archers. Всё это верно, но не имеет отношения к истинной цели статьи — показать шаткое равновесие сил в Magic: The Gathering.

Кстати, о равновесии. Баланс нашей экосистемы колод будет дрейфовать. Мемниты быстро сообразят, что включив пяток-другой Leyline of Sanctity, они получат возможность тягаться с моноредом. Моноред, в свою очередь, превратится в красно-белую колоду, чтобы уничтожать ненавистные Leylines каким-нибудь ремувалом. Канцлеры попробуют использовать Soul Spike, чтобы наносить не 21, а 22 повреждения. Подобно метагейму настоящего Magic, новые стратегии будут разнообразить формат, а старые — выходить из моды, чтобы потом неожиданно вернуться вновь. Живой метагейм — это именно то, за что мы, игроки, так любим Magic.

И всё-таки хорошо, что у нас есть ограничение на четыре карты …