Как обычно, тов. Pard подводит итоги очередного прошедшего года, предоставляя данные о том, в какие игры больше всего играли пользователи портала BGG. Это – своего рода альтернатива традиционным рейтингам, в которых лидирующие позиции занимают одни и те же старые игры, хотя на самом деле игроки больше предпочитают играть в более новые игры.
Вот и настал этот довольно волнующий момент, ведь с этими итогами нам придётся жить весь очередной год, до получения данных о популярности игр в 2019-м году.
Как всегда, для определения популярности игр я учитываю число пользователей BGG, которые хотя бы один раз за весь год отметили, что играли в эту игру. Таким образом, продолжительность игры никоим образом на определяемую этим методом популярность не влияет: какой бы долгой ни была игра, если она хорошая, то хотя бы раз в год собраться в неё сыграть любому игроку вполне по силам. А если ни разу сыграть в игру не довелось, значит, не такая уж она у игрока и любимая.
Сразу отмечу очевидную тенденцию: поскольку большинство хороших игр традиционно выходит в конце года, на Эссене, только небольшое количество игроков успевает опробовать игру в год её выхода. Поэтому обычно пик популярности игры приходится на следующий после выхода игры год. Иногда игра остаётся популярной ещё год-другой после этого, после чего она всё реже оказывается на столах игроков. И только настоящая игровая классика продолжает приковывать внимание игроков многие года после своего появления. Так что не стоит удивляться тому, что среди 80 самых популярных игр 2018-го года (по 10 игр в каждом из 8 видов игр) только 6 игр изданы в 2018-м году. Больше всего (12 и 14) – игр прошлого и позапрошлого годов. Настоящий расцвет лучшие игры текущего года издания ждёт в наступающем, 2019-м, году, когда в них как следует наиграются все желающие.
Я разбил игры по типам игр не случайно: например, в детские, коллекционные и военные игры традиционно играет меньше всего игроков, и без такого искусственного разделения мы их в топах никогда бы не увидели. Под номером места, которое заняла игра в своём виде игр, я указал динамику (прирост или убывание) количества её игроков. Справа от изображения коробки с игрой указаны её автор, художник и год издания.
Я начинаю обзор с абстрактных игр – просто потому, что Azul, с его 19744 игроками, занял первое место и в общем зачёте. В прошлом году лучшей абстрактной игрой был Patchwork, с вдвое меньшим числом игроков (9591). Обе игры, при довольно простых правилах, действительно интересные и позволяют с опытом сыгранных партий улучшать своё мастерство. Из игр 2018-го года лучшей оказалась Reef, а из не попавших в десятку лучших – Spirits of the Forest с её множеством разных вариантов игры, и минималистская (всего 17 карт) Palm Island.
Следующие на очереди – стратегические игры: в них играют чаще всего. Победитель прошлого года, Terraforming Mars, в этом году в общем зачёте только второй, после Azul, но число игроков пока не растерял. Похоже, игра ещё игрокам не надоела, и останется такой до выхода ещё более интересной игры такого же плана. В этом виде игр наибольшая конкуренция: из десятки самых популярных стратегических игр только что выдавили таких вроде бы непотопляемых китов, как Catan, Terra Mystica и Agricola (что в какой-то степени и заслуга лидера, Terraforming Mars). Лучшей новинкой оказалась игра Rising Sun, в очереди на пьедестал – только Root. Позапрошлогодние подаватели надежд Charterstone, Spirit Island и Clans of Caledonia, похоже, так и не смогли как следует взлететь и затмить ветеранов.
Семейные игры по суммарной популярности у игроков занимают следующее после стратегических игр место. В этот класс игр постепенно приходят (я ведь разделяю игры на классы по результатам голосования пользователей BGG) многие абстрактные и детские игры (а иногда даже и стратегические), к которым привыкают на семейных игровых вечеринках. Здесь всех порвала игра Kingdomino, которая благодаря своей простоте и динамичности, полагаю, постепенно вытеснит с игровых столов морально устаревшую Carcassonne. Для тех, кому она кажется простоватой, выпущена и слегка усложнённая версия – Queendomino. Практически все игры десятки – очень крепкие игры, и вытеснить их оттуда будет нелегко. Не думаю, что у простенькой новинки The Mind большие перспективы на будущие успехи, а вот у Welcome to… и Ganz schon clever шансы на любовь игроков есть. Отмечу, что и здесь из десятки лучших только что вытеснили двух заслуженных ветеранов: Ticket to Ride и Ticket to Ride: Europe.
В категории игр для вечеринок по-прежнему крепки позиции многолетних лидеров. Из новинок лучше всего показала себя Decrypto. В списке потерь – наиболее успешная отечественная игра Spyfall.
В десятку лучших тематических игр новичкам также пробиться нереально – там проверенные годами и очень любимые настолки. Из новинок 2018-го года наибольшие шансы на будущий успех – у Chronicles of Crime.
Довольно консервативное болотце коллекционных игр в прошедшем году заметно всколыхнула игра KeyForge: Call of the Archons, подтянувшая и свою предшественницу Magic: The Gathering. Новых потрясений в этом виде игр пока не ожидается.
Разных военных игр так много, что любовь играющих в них игроков в итоге размазана по ним очень тонким слоем, и их на фоне игр-монстров из других видов игр почти не видно. Например, тот результат по числу игроков (549), который позволил игре Quartermaster General войти в десятку самых популярных военных игр, среди стратегических игр вывел бы её только на 326-ю (!) позицию. А в итоге много лет самой популярной войнушкой остаётся довольно простая (по сравнению с большинством других военных игр) Memoir 44.
Про беду с популярностью детских игр я уже написал: если в такую игру интересно играть, она тут же в глазах игроков начинает считаться, например, семейной (примеры – Icecool, Rhino Hero, Spot It! и прочие).
А вот самые популярные у игроков авторы и художники игр (для каждого из них я просуммировал число игроков в тех их играх, которые вошли в 1000 самых популярных игр года) – с данными об изменении (прирост или убывание) числа пользователей по сравнению с 2017-м годом:
Авторы:
1. Uwe Rosenberg -1325
2. Bruno Cathala -306
3. Antoine Bauza -3201
4. Reiner Knizia +2244
5. Vlaada Chv?til -5109
Художники:
1. Klemens Franz -775
2. Chris Quilliams +17286
3. Dennis Lohausen +5105
4. Franz Vohwinkel +253
5. Harald Lieske -4109
Пожалуй, моя самая любимая рубрика. Спасибо!
Немного жаль «Агриколу» и «Терра Мистику».
Вклад нашей семьи в итоговый рейтинг (кто вошёл в Топ-10) (статистику на БГГ веду): Qwirkle, My First Stone Age, Замки Бургундии, MTG, Dixit, Carcassonne, Splendor, King of Tokyo, 7 чудес, Конкордия, Azul.
Не могу не отметить, что, вопреки ожиданиям многих, в том числе и тов. Парад, что в Scythe всё ещё играют!
@berezovskii
отличная игра ведь