New Frontiers, настольная версия Race for the Galaxy, шагает по земному шару и собирает отзывы. Вот и ещё один, очень положительный, из которого следует, что перед нами не нечто невиданное, но вполне хорошая игрушка. На русский язык материал перевела читательница по имени Анна.
Новые миры, новые технологии, новые рубежи. Просторы космоса ждут своих новых хозяев, и вы жаждете стать одним из них. Мирным путем или завоевывая новые территории, вы расширяете свою империю. Но сумеете ли вы опередить своих конкурентов?
Как это работает
New Frontiers — это игра на выбор ролей и менеджмент ресурсов для 3-5 игроков. Игроки управляют галактическими цивилизациями, колонизируя новые миры и разрабатывая технологии. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.
В начале игры участники получают двусторонние планшеты и выбирают свой стартовый мир. Технологии размещаются на доске разработок, определяется очередность хода, в соответствии с которой игроки получают начальные кредиты. Раздаются фишки ролей, 12 колонистов и 12 победных очков размещены у каждого. Игра начинается.
Первый игрок выбирает роль, которую остальные также могут выполнить, но получить очки за нее может только выбирающий. В игре есть следующие роли:
- Исследование (открывает новый мир)
- Размещение (создание колонии в исследованном мире)
- Развитие (плата за фишку технологий)
- Производство (размещение товаров на производственный мир)
- Торговля/потребление (продажа товаров за кредиты или потребление товаров за очки)
- Отступление (первый игрок получает кредиты)
- Дипломатическая миссия (первый игрок получает очко и перемещается в начало очереди)
Игроки должны грамотно распоряжаться кредитами, необходимыми для освоения мирных планет и развития технологий, колонистами и товарами, которые позволят заработать очки или кредиты. Миры и технологии дают игроку различные возможности, такие как скидки или возврат средств, использование товаров за очки, получение бонусных очков в конце игры.
Когда все игроки выбрали по одной роли, раунд заканчивается. Если роль производства не была выбрана, она получает кредит. Все роли сбрасываются, и наступает новый ход.
Игра заканчивается при выполнении хотя бы одного из условий: игрок основал свою восьмую колонию, одна из красных технологий на доске игрока закрыта, исчерпан источник победных очков, осталось менее 5 колонистов в резерве к концу действия размещения. Игроки подсчитывают очки на фишках, победные очки, заработанные во время игры, очки за империи и за уровни развития. Набравший большее число очков считается победителем.
Примечание. В игре есть дополнительный вариант, в котором роль отступления заменяется на «таблицу галактических целей». В игру включаются фишки целей, которые учитываются при подсчете очков. Выбравший эту роль, вскрывает три цели, выбирает одну из них и также переворачивает любую предыдущую цель лицом вверх.
Новая Race For The Galaxy
Когда я думаю о том, что же делает новую игру превосходной, мне на ум приходит слово «революционный». Я хочу игру, невиданную ранее, создающую собственную нишу в моей коллекции. Но такой подход не учитывает важность повторяющейся гениальности. В данном случае таковой является последняя эволюция формулы Race For The Galaxy.
После первой игры в New Frontiers, я не знал, что и подумать. Мне очень понравилась игра, но вот за что? Мне казалось, что это всего лишь из-за моей любви к Race for the Galaxy. Игроки, знакомые с гонкой, в особенности с концепциями «миры против технологий», «военные против невоенных миров», «производство против потребления», уже на 90% понимают как устроена New Frontiers. Неужели я всего лишь наслаждался тем, что мне было знакомо, пусть и в несколько иной форме? В какой-то степени да. Трудные решения, наслаждение от удачных комбинаций — это все здесь есть. Но с другой стороны — нет. New Frontiers предлагает несколько ключевых различий, которые, если и не улучшили существенно Race for the Galaxy, но, по крайней мере, добавили вкуса в мои предпочтения.
Завершенная империя
Начну с того, что игра информативная. Сколько кредитов у игрока, сколько очков, какие у него миры и товары, даже какие технологии будут доступны во время всей игры — эту информацию могут видеть все, а благодаря большим размерам компонентов, их легко читать даже через стол. Можно подумать, что это лишь переход от сокрытия карт в Race for the Galaxy, однако, такое изменение сильно повлияло на ход игры.
Поскольку все доступные технологии открываются в самом начале игры, игроки могут планировать свои действия на перед и делать упор на технологии, которые помогут реализовать выбранную стратегию. Технологии довольно ограничены, но при этом усиливается связь с другой областью открытой информации — выбор ролей. Игрок выбирает роль, затем остальные выполняют ее по очереди, и выбирающий получает бонус. Процесс более медленный, чем в Race, ближе к Puerto Rico, но зато каждое решение имеет вес. В основном, действия могут происходить одновременно, как производство, потребление товаров, основание колонии, однако, игра замедляется при выборе ролей развития и исследования.
Причина кроется в том, что все игроки пользуются одной колодой. Игрок вытаскивает 2-3 карты для роли исследования, он оставляет себе одну, а остальные скидывает в сброс. Если вам известно, что какая-то карта из них нужна оппоненту, тем лучше знать, что пройдет какое-то время, прежде чем она появится снова. От вашего выбора зависят опции для следующего игрока. Например, в исследовании для первого игрока доступны 7 миров, для следующего 6 и так далее. Все то, что не возьмет текущий игрок, переходит к следующему. Благодаря этому повышается интерактивность. Если вскрывается одна из планет с высокими очками, которая нужна другому игроку в его стратегии, появляется соблазн отобрать ее у него. Все взгляды устремлены в одну часть стола — долгожданное изменение против частых обвинений в сторону Race for the Galaxy, что это всего лишь многопользовательский пасьянс.
И опять же, замедление хода игры важно для технологий, доступных с самого начала и ограниченных в ресурсах. Игрокам нужно оценить возможности соперников и на лету скорректировать свои стратегии. Если соперник приобрел нужную вам технологию, вам придется идти другим путем. Порядок хода имеет решающее значение, поскольку количество технологий ограничено. Такой подход — источник жалоб против Puerto Rico, где преимущество в игре зависит от рассадки участников. Поэтому Puerto Rico хорошо идет для игроков, равных по опыту. В New Frontiers такие жалобы редки, частично из-за того, что здесь нет такого дефицита и не настолько жестко ограничены возможности, но также благодаря треку очередности хода. Участники имеют возможность варьировать очередность в свою пользу. В базовой игре такую опцию предоставляет дипломатическая миссия, позволяющая игроку прыгнуть в начало очереди. В продвинутой игре таблица галактических целей дает еще больше возможностей. Поэтому мне не приходится сначала оценивать, подходящий ли уровень у игроков для комфортной игры.
Эти изменения — огромное достижение с точки зрения доступности для новичков. Race for the Galaxy известна своей сложностью, основными виновниками которой считают иконки. Но, по сути, иконки не главный источник проблем. Ведь в игре есть памятка, а эффекты самых сложных символов продублированы прямо на картах текстом. Но всё равно освоить игру довольно непросто. Многое, что в игре происходит, зависит от того, какие карты есть на руках у игроков. Иногда, задавая уточняющий вопрос, вы раскрываете свои карты, поэтому изучение возможностей игры напоминает пасьянс. В New Frontiers начальной информации настолько много (24 технологии, 7 различных ролей), что игроки могут задавать вопросы, не опасаясь раскрыть свои карты. Вместе с Jump Drive, New Frontiers самая доступная игра среди Race for the Galaxy серии.
Следующий плюс в копилку New Frontiers — компоненты. В отличие от других игр серии, здесь мы наблюдаем возврат к Puerto Rico — разные компоненты для разных ресурсов. Товары — кубы четырех цветов, победные очки и кредиты — отдельные фишки, колонисты различаются по материалу и форме. Технологии и миры также разных форм, на игровых планшетах четко видно, куда их прикладывать. Маркеры окончания игры тоже видны хорошо, графические элементы подсказывают ход игры. Технологии и миры содержат иконки для опытных игроков, хорошо видимые через стол, и описания для новичков.
Реиграбельность высока уже из стартовой коробки. Вы получаете комбинацию из 40 технологий, 60 миров в стопке, 16 стартовых миров. Но для меня вариативность заключается больше во взаимодействии между игроками. Ограниченное число технологий каждого типа, большинство из которых двусторонние, не позволит вам собирать нужную комбинацию каждую игру. Оставшиеся от других игроков карты вынуждают вас начинать новую стратегию. И мне это нравится.
Одна из черт New Frontiers, которая мне импонирует — сбалансированность разных стратегий и широкие возможности для импровизации. Не нужно искать волшебную комбинацию, чтобы заставить стратегию работать. Здесь достаточно стратегических шаблонов, чтобы указать игроку направление, и достаточно разнообразия тактик в доступных мирах, чтобы игра ощущалась каждый раз разной. В первый раз один из моих соперников выиграл с помощью военных сил, и я боялся, что такая стратегия доминантная в игре. Но теперь я видел победы и других стратегий, даже против военных. New Frontiers дает возможность добиться победы с тем, что имеется в наличии.
В набор включаются «продвинутые» варианты игры с тайлами галактических целей, которые стартуют скрыто и приносят очки каждому по определенным критериям. Мне расширенная игра нравится больше стандартной, так как добавляется еще один элемент, влияющий на принятие решения. И хотя без этой опции игра не утрачивает своей привлекательности, все же приятно иметь таковую в наборе. Игра даже не нуждается в дополнениях, но если они появятся, я буду первым в очереди.
Победные очки
Для меня в игре нет недостатков, я даю ей 10 баллов. Я точно знал, чего ожидать, и не был разочарован. Единственное, что хотелось бы исправить, это внешний вид продукта. Во-первых, коробка гораздо больше стандартных евроигр и выглядит, как типичная Fantasy Flight. Дизайнер игры Tom Lehmann пояснил, что это была необходимость, но тогда я был бы не против, если бы уменьшили размеры компонентов. Нестандартные коробки обычно долго не задерживаются на моей полке, так как их неудобно хранить. Однако, в данном случае игра мне нравится и я готов смириться с неудобством. С положительной стороны, у меня сразу есть место для расширений.
Я считаю New Frontiers превосходной, но у владельцев Race for the Galaxy и Puerto Rico может возникнуть сомнение в ее необходимости. Ответ на этот вопрос — возможно. Зависит от того, что вас привлекает в этих двух играх. Если вам нравится быстрота Race, а в Puerto Rico возможность обойти соперников без масштабных конфликтов, то в этом плане New Frontiers не предложит вам ничего нового. Однако, если вы заинтересованы в некоторых дополнениях и изменениях, стоит брать безусловно. Для меня, как фаната Race for the Galaxy с ее отличным приложением, New Frontiers оказалась именно тем, что я искал: игру, которую легко понять, не отпугивающую новичков и превосходно смотрящуюся на столе.
New Frontiers не революция, но качественная эволюция.
«Процесс более медленный, чем в Race, ближе к Puerto Rico, но зато каждое решение имеет вес.»
Ничего не смущает в этой фразе?