За отчётную неделю сыграно 6 партий в 4 различные настолки, среди них было две новинки — Королевство кроликов и Мстители. Война бесконечности:
Кассиопея –
Королевство кроликов –
Мстители. Война бесконечности –
Ужас Аркхэма. Карточная игра –
На прошлой неделе мы впервые сыграли в «Кассиопею» и первые впечатления можно сформулировать так: вроде не распробовали, но пока не очень понравилось. Вот, сыграли ещё раз. На этот раз понравилось ещё меньше.
Виной тому два обстоятельства. Первое – мы играли впятером. И партия неприлично затянулась. Не потому, что кто-то долго думал или затягивал партию. Просто каждый ход – это пока все расставят миплов, пока потом соберут ресурсы, пока терраформируют свои планеты… всё это требует времени. И паузы между твоими действиями – они ощутимы, очень ощутимы. В общем, насчёт даунтайма – он присутствует, и это объективный, а не субъективный фактор. Мнение однозначное – впятером за «Кассиопею» лучше не садиться. Приемлемый максимум – 4 игрока. А, возможно, даже и три.
Второе обстоятельство, которое проявилось совершенно случайно, это наш конкретный набор ролей и их последовательность. Случайным образом роли легли на стол так, что первым стоял пират/контрабандист, после чего шли все персонажи, приносящие ресурсы. Знаете к чему это привело? К тому, что один игрок постоянно становился пиратом. Остальные вынуждены были выбирать ресурсных героев. В свой ход они получали ресурсы, а пират потом снова выбирал контрабандиста/пирата и воровал у товарищей. И так далее на протяжении нескольких ходов подряд. На протяжении партии три человека по очереди несколько ходов подряд выбирали пирата. Понятно, что роли могут раскладываться по-разному и это плюс к реиграбельности. Но вот эта конкретная ситуация – это: а) скучно, потому что быть пиратом – это прям оптимальный ход и б) уныло, потому что в ситуации, когда пирата застолбил другой игрок, ты можешь только страдать. У тебя воруют, а сделать ты ничего не можешь. Ну, максимум – что-то упрятать на склады.
А ещё возник вопрос по ресурсам. Да, их целых пять, а точнее три с половиной. Монеты и красные-синие-зелёные кружки. Да, у них разная ценность. Но в игре это не особо ощущается. Есть три базовые роли – получить красный ресурс, получить синий ресурс, получить зелёный ресурс. Есть три одинаковые планеты у всех игроков: удвоить приход красных ресурсов, удвоить приход синих, удвоить приход зелёных. Понимаете, к чему это? Ресурсы качественно между собой не отличаются. Их несколько, но они очень одинаковые. Точнее, разница как бы есть, в монетках они стоят по-разному, но в игре это не особо ощущается.
Ещё одна вещь. Возвращаясь к воровству ресурсов, тут бывает так, что у тебя есть целая куча разноцветных кружков, соперник ворует один из них, но самый для тебя ценный. И ты ничего не можешь сделать! Максимум, если хватает денег, купить нужный цвет за монеты. А вот обменять красные ресурсы на зелёные или обратно – нельзя. А временами очень хочется. Возможно это правильная задумка, что обмен происходит только на деньги и только в одном направлении. Возможно это маловероятный случай, что пират становится первым в числе ролей и наиболее востребованным, из-за чего все страдают от воровства, но факт остаётся фактом – у нас возникло желание, чтобы можно было менять одни ресурсы на другие.
Ну и ещё одно, про того же пирата. В ситуации когда один игрок раз за разом ходит первым и выбирает его, сам собой поднимается вопрос, а почему выбор ролей сделан именно так? Почему бы не предложить вариант, когда первым новую роль выбирает последний игрок? Так стать тем же пиратом, выбрать первую роль, шанс появляется у каждого. И не нужно ждать у моря погоды пока первый игрок смилостивится и выберет что-то другое.
В общем, вот такие дела. В партии, кстати, я победил, при том, что практически не вылезал из телефона, чтобы чем-то себя занять во время длительных пауз между действиями. Поэтому и впечатления не очень. Игры, в которых провисает динамика, игры, которые не требуют постоянного внимания и игры, в которых нет ярких веток развития – такие к числу моих любимых, увы, не относятся.
Продолжаем проходить карточный «Ужас Аркхэма». Напомню, мы завершили «Ночь фанатички» и играем в «Наследие Данвича». Это кампания из 8 сценариев. Позади уже 3, «Экспресс» — 4-й по счёту.
Для начала пару слов о сюжете.
Боитесь спойлеров – пропускайте следующий абзац.
Сюжет кампании «Наследие Данвича» начинается с того, что несколько месяцев назад несколько профессоров Мискатоникского университета отправились в Данвич и одолели там какое-то чудовище. Через некоторое время два из трёх этих персонажей пропали, а третий – профессор Армитедж призывает вас к помощи. Нужно найти его коллег и разобраться, что с ними приключилось. Поиски товарищей Артитеджа охватывают первые два сценария, которых игроки наведываются в подпольном казино и в университет. Следующий эпизод – это проникновение в Мискатоникский музей, где нужно отыскать Некрономикон, древнюю книгу заклинаний, за которой охотился подозрительный персонаж, погибший при туманных обстоятельствах. После музея сыщики решают посетить Данвич, небольшой городишко, где проживают родственники того, кто искал Некрономикон, да сгинул сам. Вокзал, покупка билета, и вот уже игроки едут в поезде, где и будет разворачиваться действия сценария.
«Экспресс округа Эссекс» — необычный сценарий для «Карточного Аркхэма». Если обычно перед игроками есть выбор куда идти, что искать и с кем сражаться, то тут перед нами линейный набор локаций, которые просто нужно пройти друг за другом. Как в каком-нибудь стареньком платформере из приставок. Это необычно, что я расцениваю как положительный момент, потому что в разнообразные сценарии играть интереснее, чем в одинаковые.
В начале сценария раскладывается 7 карт, 6 вагонов и паровоз. Игроки начинают в последнем вагоне, им нужно добраться до паровоза. А по ходу ещё придётся отыскивать все-все-все улики, т.к. перейти в следующий вагон можно только если в предыдущем они все найдены. В паровозе тоже надо будет отыскать улики. А сделать это будут мешать всяческие напасти и мини-боссы.
Сценарий не показался особо сложным. При типичном уровне невезения удалось его почти честно пройти. Хотя один из двух персонажей под занавес партии погиб (угадайте, чей!). В основном тут нужен навык поиска. Врагов не очень много, а те что есть – не особо сильные.
Отмечу ещё общие ощущения от игры. Каждый раз, когда заканчивается партия, остаётся какое-то странное чувство. Обычно вне зависимости от того, выиграл ты в игру или проиграл, всегда можно объяснить это. Если победил – что сделал для победы. Если проиграл – где ошибся. В «Карточном Аркхэме» такого нет. Проигрываешь – кажется, просто не повезло с картами и проверками. Побеждаешь – наоборот, кажется, теперь с картами и проверками повезло. То есть по ощущениям исход игры определяется не твоими решениями, а набором случайностей.
Тем не менее, бросать не хочется. С одной стороны есть определённая интрига в сюжете. Хочется узнать, что будет дальше и куда вывернет история. С другой стороны, интересна реализация этого сюжета: какие будут предлагаться сценарии, будут ли в них новые механики, с какими новыми противниками придётся познакомиться, и какие карты попадут в распоряжение игроков. Наконец, есть ещё такой элемент как прокачка колоды, мы же постоянно добавляем в неё по 1-2 карты. Правда, тут такое дело, что, по крайней мере пока, эта прокачка особо не ощущается. Получается так, что ты положил в колоду новую карту, а она в следующей партии, вообще, не пришла в руку. Как бы прокачка-то есть, но эффекта от неё не ощущаешь. К тому же карты не сказать, чтобы сильно как-то меняли способности сыщиков.
Ну и ещё всё время задаюсь вопросом, есть ли смысл переигрывать сценарии. Вроде как к этому есть предпосылки, ведь исходные условия каждого сценария предполагают вариативность. Даже в этом сценарии про поезд есть небольшая колода вагонов, и в партии задействуются не все. Небольшое – но разнообразие. Плюс если проходить сценарий героями разных классов, да ещё на разных сложностях – запас реиграбельности получается приличный. Прикинем на пальцах. Кампания из 6 сценариев и 5 классов сыщиков. Если каждым проходить кампанию, получается 30 партий. А если ещё переигрывать на разных сложностях, да проходить сценарий заново, если проиграл в самом начале, вполне может набежать 40-45 подходов.
Другой вопрос, есть ли вы этом смысл? И мы даже не берём ситуацию, когда есть куча других игр, в которые хочется сыграть. В рамках того же «Аркхэма» сюжет ведь развивается. Выходят новые кампании (по крайней мере «Путь в Каркозу» уже издали), появляются новые сценарии. Субъективно интереснее играть в них, в неизведанный сюжет, новыми героями с новыми картами, а не переигрывать одно и то же, пусть даже разными персонажами. Но тут точки зрения могут быть разными. Кому-то, наоборот, может быть плевать на сюжет, дай только пощупать разные свойства разных персонажей, да бросить самому себе вызов и пройти всё на максимальной сложности.
В общем, как бы то ни было, нас ждёт следующий сценарий. Кстати, в этот раз прибегли к небольшой уловке и после завершения партии сразу же добавили в колоды игроков новые карты и собрали колоду контактов. А то когда после перерыва открываешь коробку, обычно на это уходит много времени. Особенно долго приходится разбираться с прокачкой колод. Пока вспомнишь, что у тебя за карты, да что ни делают… Пока выберешь из них ненужные, которые можно выкинуть… В общем, так дело пойдёт быстрее!
Следующий сценарий – «Кровь на алтаре», мы слили. Опять же, нельзя сказать, что что-то делали не так, допускали какие-то ошибки или принимали неверные решения. Просто время от времени тянули жетоны из мешка, что-то оттуда выпадало и периодически результат проверки оказывался провальным. Поначалу это не страшно, но рано или поздно наступает такой момент, когда провал проверки означает гибель игрока, а затем и полное поражение в сценарии. Вот и в этот раз так вышло.
Сам сценарий – более-менее стандартный. Есть несколько связанных между собой локаций, их нужно обыскивать чтобы разыскать тайную комнату и ключ от неё. Это у нас получилось, комнату прошли и даже в неё проникли. А дальше всё пошло не так. Из колоды контактов повалили враги, успешно их атаковать не получалось из-за жетонов, а затем ещё выпало событие, по которому верного пса Мусорщика Пита украли и принесли в жертву. Про такой случай в описании сценария есть отдельная сноска, что, если, мол собаку потеряли, лучше сразу берите себе другого героя. Это просто в качестве иллюстрации «везучести».
Но мы прибегнем к хитрости. Начнём сценарий заново, переиграем его. Более того, хочу специально найти в сети рекомендуемую колоду для Пита, собрать и попробовать сыграть ею. Интересно, получится ли за счет специально подобранных и теоретически более лучших карт превозмочь невезение с жетонами?
Про «Королевство кроликов» ещё напишу подробнее, но с первого раза понятно, игрушка приятная. Не без недостатков, но первые впечатления остались очень хорошие. Это настолка для начинающих, в игре используется драфт, каждый ход выбираем карты и выставляем на поле фигурки кроликов. Задача – занимать территории с ресурсами. Чем больше территория, чем больше на ней ресурсов, тем больше она приносит очков. Всё очень доступно, очень понятно. Из минусов – несколько затяжной подсчёт очков, особенно в финале. Но в целом настолка хорошая.
Ну и «Мстители. Камни бесконечности». Не знаю даже, что и сказать. В «Шакала» играли? Считайте, что играли и в «Мстителей». Можно вдаваться в подробности, но будет только хуже. Выкладываем поле из тайлов, ходим своей командой их вскрывать. Только вместо золота ищем жетончики героев и вместо того, чтобы таскать их на базу, носим их на специальные ключевые точки на самом поле. И ещё есть нововведение, в игре предусмотрен нейтральный персонаж, который двигается по полю по броску кубика и атакует всех игроков. Но «Мстители» же. Аудитория у игры – явно кинофанаты, а не настольщики. Пипл схавает.
Ты ж говорил в «Мстителях» акула есть?!
@berezovskii
Таннос есть. The same shit.
Игра необычная и интересная, но играть ее со случайной раскладкой смысла нет. В ней раскладка имеет решающее значение.
Правильнее было бы выбирать раскладку перед началом игры. (Этот процесс может быть даже интереснее самой игры.)