Впервые «Подводные города» удалось попробовать на «Настолкэмпе» этим летом. Впечатления тогда были такими: игра хорошая, но долгая, ожидание своего хода, даунтайм, просто зашкаливает. Паузы между ходами были столь длительными, что никакого удовольствия уже не оставалось. Сейчас попробовали сыграть ещё раз. Могу подтвердить, игра действительно хорошая, и действительно долгая. А вот насчёт даунтайма – летом мы играли втроём, и это было ужасно. Сейчас попробовали разложить игру на двоих, и тут всё значительно лучше.
Но – обо всём по порядку. «Подводные города» переносит нас в недалёкое будущее, когда человечество из-за нехватки территорий и перенаселения начинает осваивать дно мирового океана. Каждый игрок становится руководителем одного из создаваемых подводных городов. Ваша задача – добывать ресурсы, возводить постройки и в конечном итоге сделать именно ваш проект самым прибыльным и процветающим.
Тематику игры подчёркивает «подводное оформление», поле в голубых тонах и персональные планшеты игроков. Приятные «купола», которыми отмечаются подводные города, а также пластиковые «таблетки» построек. Глядя на всё это веришь, что примерно так и будут выглядеть поселения на дне морском, если человечество когда-то приступит к реализации подобных проектов.
Правда, за ярко выраженной темой скрывается игра про обмен ресурсов и добычу победных очков. В основном всё действие будет разворачиваться на персональном планшете игрока, а общее поле – это всего лишь набор доступных действий, которые игроки будут по очереди выбирать. Кто сказал «Агрикола»? 🙂
Базовая механика «Городов» очень проста и доступна даже начинающему игроку. Каждый ход надо взять свою фишку и поставить её на один из участков игрового поля. И выполнить то, что на этом участке обозначено. В общих чертах как это принято в евроиграх это будет либо добыча ресурсов, либо их расходование на какие-то плюшки.
Но есть и нюансы. Так, вдогонку к выставлению фишки на поле нужно ещё сыграть карту с руки. На поле все сектора делятся на три цвета, в колоде карты тоже трёхцветные. Если вы играете карту того же цвета, что и выбранный участок, получаете бонус с карты. Если цвет карты не совпадает с полем, она просто сбрасывается. Колода карт состоит из трёх частей, они входят в игру постепенно. В самом начале доступны карты с наиболее простыми эффектами, со временем появляются карты посильнее, и к финалу вводятся наиболее мощные.
Эффекты карт бывают нескольких типов. Наиболее распространённые – это мгновенные действия, приносят какие-то ресурсы и сбрасываются. Есть ещё активируемые карты, они остаются лежать на столе и срабатывают в качестве отдельного действия. Бывают постоянные эффекты, такие карты тоже кладутся на стол и действуют всегда при выполнении определённых условий. Наконец, есть ещё карты производства, приносящие ресурсы. И ещё карты с условиями получения победных очков, приносящие их за всё подряд (что-то в роде гильдий из «Семи чудес»).
Вот в целом и вся игра. Ход за ходом выставляем на поле фишки, вслед за ними докидываем карточки. Получаем ресурсы, строим города с пристройками, обкладываемся картами, добываем победные очки. Чтобы жизнь мёдом не казалась, присутствует небольшой элемент кризисности, периодически городам требуется еда, которую нужно добывать либо производить (снова привет «Агриколе»).
Игровой процесс весьма нетороплив и медитативен. Ставим фишку на поле (на самом деле не фишку, а какую-то картонную плашку), что-то берём или что-то платим. Кладём ещё карту с руки и если за неё что-то положено, тоже получаем. Затем следом то же самое делает следующий игрок и так далее. Когда у всех заканчиваются фишки забираем их с поля назад и процесс продолжается. И каждый ход мы обязательно получаем что-то новое: ресурсы, постройку, карту из колоды. Это оставляет приятный осадок, и хочется скорее сделать что-то дальше. Дополнительная приятность – все эффекты обозначены символами, причём, символами понятными. Некоторые очевидны сразу, а некоторые требуют один раз прочитать пояснение, и всё навсегда становится понятным.
Тратить ресурсы в основном приходится на строительство. И эффект тут же виден невооружённым взглядом. Все постройки тут же появляются на планшете игрока, и их внешний вид заслуживает отдельной похвалы. Помимо самих куполов подводных городов, тут бывают ещё заводы, лаборатории и фермы. Разумеется, тоже подводные. Эти пристройки к городам – разноцветные пластиковые таблетки, которые к тому же можно строить в два этажа. И есть ещё туннели, соединяющие города между собой. В общем, что бы вы не построили, тут же надо положить на свой планшет либо туннель, либо новую таблетку, либо новый купол. И это, во-первых, само по себе красиво, и, во-вторых, наглядно показывает ваш прогресс. В финале можно прям посмотреть и сравнить, у кого какой получился город.
Пожалуй, это три основных кита, на которых «Подземные города» и возвышаются: увлекательная тематика, привлекательный внешний вид и несложная механика. Игра доступна даже для новичка, главное объяснить принцип «поставил фишку – выполни действие», и всё, можно погружаться в подводное строительство.
И при этом опытные настольщики найдут тут достаточно глубины. Например, это комбинации пристроек к городам. Как именно вы будете развивать свои купола сильно влияет на производство ресурсов и получение победных очков. Можно, например, создавать специализированные поселения с упором на еду, кредиты или материалы, а можно делать всего понемногу, но зато получить больше очков в конце партии. Можно выполнять необязательные задания. Можно покупать специальные карты и стараться выполнить заданные на них условия чтобы получить дополнительные очки. Наконец, банально можно придумывать самый эффективный «движок», чтобы гарантированно обойти конкурентов.
В общем, игра вроде бы хороша всех. Доступная, красивая, базируется на принципе мини-действий, предлагает заниматься конкретным делом. Чем не идеал? Но есть в ней моменты, о которых нужно поговорить отдельно. Самое главное – это время. Время на партию заявляется как порядка 40 минут на игрока. Это как бы час двадцать на двоих и два сорок на четверых. На деле это идеальные результаты. Скорее, вдвоем партия займёт два часа, а вчетвером – четыре. Это очень много, пожалуй, даже, слишком много даже для такой хорошей игры.
Правда, если играть на двоих, время пролетает незаметно. Сядьте за стол хотя бы втроём, и уже будут заметны паузы между ходами. Вчетвером, пожалуй, даже не отважусь рекомендовать. Теоретически, конечно, можно как-то ускоряться, начинать делать ход сразу после того, как предыдущий игрок разместил свою фишку на поле, не дожидаясь, пока он возьмёт себе ресурсы или сделает, что положено. Практически – даже от тех кому игра очень нравится на форумах раздаются вопросы, что придумать, как сделать, чтобы её ускорить.
Причём, обидно, ведь чем больше игроков, тем кризиснее, серьёзнее становится игровой процесс. Действия быстрее разбирают, выбор не очень велик, но стоит ли за это платит такими долгими партиями – тот ещё вопрос.
Ещё один момент касается компонентов. Те же плашки игроков, которыми нужно выбирать действия на поле. Что это вообще? Мы сразу же вылепили из полимерной глины мини-субмарины и играли исключительно ими. Сразу +10% к тематике!
Местные таблетки хотя и красивы, класть их друг на друга, «вторым этажом» — не самое удобное решение. Неосторожное движение, и вот ваше подводное поселение просто развалилось. Как минимум просится, чтобы эти таблетки были физически больше (шире). Как максимум – чтобы в коробке лежали отдельные фишки для обозначения улучшенных двухэтажных построек.
Могут также возникнуть вопросы по планшетам игроков и по картам. Они из достаточно тонкого картона, немного выгибаются. Планшеты как минимум просятся полежать несколько дней под коробками с настолками, чтобы распрямиться и держать форму. Карты же даже если немного и согнуты, ничего страшного в этом нет, среднестатистический игрок этого вообще не заметит. Ну и для большего удобства все эти жетончики ресурсов, таблетки построек и прочее неплохо бы разложить в каком-нибудь органайзере или просто в блюдцах-тарелочках, просто чтобы их было быстрее и удобнее брать. Точно не помешает.
Да, и всё это добро занимает на столе немало места. Большое поле. Немаленький банк ресурсов. Планшеты игроков. Рядом с планшетами памятки по стоимости и производству. Место для персональных ресурсов игрока. Место для постоянно действующих карт игрока. Короче говоря, на четверых надо или как-то экономить место или искать прямо большой стол.
Я часто говорю, что все евроигры похожи. Меняем шило на мыло, добываем победные очки. В принципе, «Подводные города» основаны на том же принципе. Но к чести разработчика, процессы эти здорово привязаны к тематике и на всю используют тактильные ощущения. Всё время что-то строится, всё время что-то выкладывается на планшет и благодаря этому появляется ощущение, что ты действительно развиваешь подводный город, а не меняешь абстрактное дерево на абстрактную овцу.
Ещё я обычно рассматриваю как минус, если игра предлагает десяток, а то и более вариантов действий. Зачастую в них просто теряешься, не понимаешь, что выгодно, а что нет и что, вообще надо делать. В «Городах» на поле есть 12 позиций, куда поставить свою фишку. Вроде бы и много, но на деле обычно ты понимаешь, что тебе надо сделать и выбор существенно сужается. Тут ещё оказывают влияние и карты на руке, всегда ведь хочется получить максимальный бонус, а так что стараешься подгадать, чтобы выбрать действие совпадающее по цвету с картой. Так что перегруза, к счастью, не происходит.
Зато жирный плюс в моих глазах получает ощутимая длинная арка. Во-первых, в игре наглядно представлено развитие твоей подземной колонии на планшете. Во-вторых колода карт делится на три части, которые последовательно вводятся в игру, предлагая всё более и более сложные эффекты. В-третьих, со временем прокачивая ресурсы и технологии, игроки получают возможность строить продвинутые (цветные) купола, приносящие больше очков. В-четвёртых, за счёт общих целей и специальных карт начисления победных очков к финалу нарастает конкуренция за что-то конкретное.
Ну и последнее. Часто говорят, что «Подводные города» – это как «Покорение Марса». Частично с этим можно согласиться. И там, и там речь идёт о научной фантастике недалёкого будущего о покорении недружелюбной среды и адаптации её для человеческого обитания. Но если копнуть глубже, мы увидим, что эти игры предлагают несколько отличающиеся механики и несколько разные ощущения. «Марс» — он про случайный приход карт в руку, эффектные их комбинации и совместное взаимодействие на общем поле. «Города» – про планомерное развитие индивидуального планшета, в котором карты играют не первичную роль, а их поступление в игру структурировано и частично предсказуемо (помните про колоду из трёх частей). В одном только сходство явное, и там, и там при максимальном количестве игроков даунтайм более чем ощущается и партия легко затягивается на 3-4 часа.
Итоги такие, «Подводные города» – игрушка хорошая, но с парой «но». На двоих играется отлично, но нужно осознавать, что она достаточно долгая. Втроём-вчетвером же за неё нужно садиться с пониманием, что партия продлится часа четыре, да ещё и игроки должны быть толерантны к даунтайму. А так – чего в ней только нет. И красивые компоненты, и интересная тематика, и постоянное развитие (с копошением в собственном планшете) и различные пути к победе и не один вариант добычи победных очков. Красивое, умное, тематичное евро. Любителям – рекомендую!
То есть Косу ты опустил за 2 часа 20 минут, а тут 4 часа и рекомендуешь?!
@Артур
Написано же всё: Втроём-вчетвером же за неё нужно садиться с пониманием, что партия продлится часа четыре, да ещё и игроки должны быть толерантны к даунтайму.
@hk
Вот, кстати, для повышения толерантности к даунтайму советую всем на более-менее серьёзном уровне освоить шахматы. Кто в шахматы играл — даунтайма не боится, если только речь не идёт о Скрэббле. Скрэббл в плане даунтайма — абсолютное Зло.