Вот-вот станет доступным на русском языке дополнение «Декодер. Лазерный диск». Про него уже были новости, но если кто-то пропустил, оно добавляет в игру новый путь к победе. Если раньше у всех возникало спонтанное желание угадать слова соперника, то теперь это новая игровая механика. Подробности — в переводе обзора с Board Game Geek.
За последний год мы сыграли немало партий в «Декодер». Если вы один из тех людей, кто внимательно читают все правила перед игрой, вы знакомы с рекомендацией: не замешивайте карты со словами. Вместо этого играйте на «синей стороне», пока не закончатся карты, а потом переходите на «красную сторону».
С таким подходом вы не встретите повторяющихся слов, пока не промотаете всю колоду 4 раза (все карты двухсторонние, и на каждой стороне есть по два слова, одно в верхней части, другое в нижней). Мы играем в «Декодер» уже давно и всё ещё не прошли синюю сторону. И это здорово, потому что к тому моменту, когда слова начнут повторяться, мы уже забудем, что там было в самом начале. А для людей с плохой памятью, это, считай, как новая игра.
Когда компания Iello анонсировала дополнение к «Декодеру», я засомневался, а нужно ли в эту игру что-то добавлять. Карточек со словами более чем достаточно, так что типичный вариант «добавить ещё карточек» не казался интересным.
Но «Лазерный диск» пошёл дальше. Это дополнение привнесло в базу целый новый уровень соревновательности, появился новый путь к победе. Те, кто играли в «Декодер» знают, что в конце игры всегда хочется угадать слова противника. Разработчики, очевидно, углядели здесь упущенную возможность и построили на ней дополнение.
«Лазерный диск» — это «Декодер» на повышенном уровне сложности. Каждый ход вы вскрываете карту из дополнения, на которой указан какой-то модификатор. Как минимум один из ваших ключей в текущем ходу должен соответствовать этому модификатору. Хотите играть на новом уровне – попробуйте придумать все слова с учётом модификатора. Если вы это сделаете, ваша команда получает лазерный диск (даже если ваши товарищи не разгадали ваш код). Соберёте два лазерных диска, и у вас появляется возможность угадать одно из слов противника. Угадали – получаете белый жетон и становитесь на шаг ближе к победе.
Конечно, иногда использовать модификатор для всех трёх слов кажется невыполнимой задачей. Например, можно ли применить модификатор «оружие» для слов «дверь», «время», «Китай» и «послание». Можно! Например, послание можно зашифровать словом «бутылка», Китай – нунчаками, а время – плазменной винтовкой. Правда, может получиться и так, что из-за слишком специфических подсказок вы проиграете. И тут нюанс, дополнение не заставляет вас использовать эти модификаторы всё время.
Мне понравилось, как в «Лазерном диске» в игру как бы задним числом добавили механизм угадывания слов чужой команды. И здорово, что дополнение может направить игроков, слишком долго раздумывающих насчёт новых подсказок, в определённом направлении. Я бы не сказал, что «Лазерный диск» на 100% обязательное к покупке дополнение, но если вам нравится «Декодер» и вы в него часто играете, это очень хороший доп. А если вам всегда хотелось угадать чужие слова, это точно ваш вариант.
В нашей компании, которая играла в Decrypto пару лет подряд практически каждый день, дополнение не прижилось.
1. Соответствие слов категориям невозможно строго проверить. Следовательно, возможность играть «строго» и «соревновательно» отпадает, ответственность определять, соответствует слово категории или нет, ложится на самого загадывающего. Это очень неприятное изменение, потому что база позволяет играть в полную силу без попыток «сделать как-то так, чтобы противникам было не слишком сложно». А тут — придётся терзаться моральными дилеммами.
2. Нормально угадывать слова можно, только играя на стандартном, очень ограниченном наборе слов. Если вы вдруг решили добавить своих или поменять словарь — точно угадывать слова не получится. Понятно, что игра на это не расчитана, и это проблемы хоумрульщиков — но есть и другая проблема, которая возникает даже в игре по правилам. Если посадить за игру людей, не знакомых с этим конкретным словарём — точное угадывание исключается. Это здорово подрезает новичков (а зря, потому что база позволяет им сходу играть на уровне опытных игроков).
В целом мне не кажется, что для точного угадывания нет нужды в отдельном правиле, потому что как только команда точно угадывает хотя бы одно выражеское слово, её победа уже и так практически гарантирована.
В общем, не пошло.