На CrowdRepublic полным ходом идут сборы на новую версию «Эволюции», а мы тем временем уже успели ознакомиться с новинкой и сформировать первые впечатления по игровому процессу, с которыми и предлагаю ознакомиться.

Коротко об игре

«Эволюция. Новый мир» повествует о том, как живые существа развивались и эволюционировали. На деле это выглядит следующим образом. У нас есть колода карт, это сами животные и разнообразные свойства. Как так, что за система «два в одном»? Всё просто, играем любую карту рубашкой вверх – вот вам и новое животное. Затем кладём на него любую карту лицом вверх – вот вам и новое свойство для этого животного. Зачем это всё? Выжившие животные приносят очки, а свойства как раз и нужны, чтобы не погибнуть. Дабы не умереть, животные должны уметь делать две главные вещи – добывать еду и прятаться от хищников. Вот эти задачи и придётся решать в ходе партии, наделяя своих существ всякими разными умениями.

Помимо основной колоды тут есть ещё вспомогательная колода ареалов. Это так называемые локации, в которых по ходу эволюции животным придётся добывать пищу. Смысл в том, что условия обитания меняются и в какой-то момент доступной еды будет больше, а в какой-то – меньше. Исходя из этих условий, игроки должны адаптировать своих существ к изменяющейся обстановке, наглядно демонстрируя основной дарвинский принцип: выживает не тот, кто сильнее, а тот, кто лучше умеет приспосабливаться.

Ход игры состоит из четырёх основных фаз. Сперва идёт розыгрыш карт на стол, основная часть игры, где все выставляют существ и наделяют их свойствами. Потом небольшая техническая фаза, когда на столе появляется новая карта локации и немного прибавляется еды. Затем идёт фаза питания, тоже важная часть игры, где игроки в порядке очереди разбирают доступную пищу. В этот же момент проявляют себя хищники, способные не только питаться подножным кормом, но также и нападать на других существ. Наконец, когда с едой покончено, отыгрывается ещё одна техническая фаза, в которой проверяется кто насытился, а кто остался голодным и погиб, после чего проходит раздача карт из колоды, и наступает новый ход. В конце партии начисляются очки за выживших животных и их свойства, у кого счёт будет максимальный, тот объявляется победителем.

Что нового в «Новом мире»?

На самом деле описанный выше игровой процесс принципиально не нов и знаком игрокам еще с 2009 года, когда свет увидела самая первая игра в серии «Эволюция». В ней всё было примерно также: играем карты существ, наделяем их свойствами, получаем еду, удаляем со стола не наевшихся (погибших) существ, набираем новые карты, и так – до победного конца. «Новый мир» предлагает ряд точечных правок, призванных осовременить известную хорошую игру. И вот что в игре поменялось.

Наиболее наглядное изменение касается компонентов и оформления. Первое, это размер карт. Они стали больше по размеру. Раньше это были типичные игральные карты условно «покерного формата». Теперь – увеличенные игровые карты формата «таро» (как в «Диксите»). Грубо говоря, карточки стали больше примерно раза в полтора.

Второе – это иллюстрации. Раньше они были крайне схематичные, местами чуть ли не условные. Сейчас мы видим полноценные иллюстрации, к которые смело можно называть профессиональными. Также изменения затронули и фишки еды. Это больше не плоские пластиковые жетончики, которыми не очень-то удобно оперировать, а полноценные деревянные кубики приличного размера. Их удобно брать, таскать по столу и приятно раскладывать на своих животных.

Затронули изменения и игровой процесс. Главное, пожалуй, это изменение подхода к определению доступной пищи. В прошлой версии игры нужно было бросать кубики, из-за чего, бывало, еды становилось очень много, а бывало очень мало. Теперь же объем кормовой базы определяется с помощью отдельного ряда карт локаций, который постепенно обновляется. Благодаря этому количества еды меняется не так резко, изменения становятся более плавными и более предсказуемыми. Кроме того, некоторые локации доступны не всем животным, а только тем, у кого есть подходящие свойства, это тоже заметное нововведение.

Наконец, есть ещё точечные изменения по игровым правилам. Скажем, теперь появилось понятие лимита руки в размере 6 карт. Это максимальное количество, которое вы можете получить в конце хода. Сама партия теперь длится ровно 6 ходов, вне зависимости от количества участников (раньше надо было играть пока не закончится колода).

Ну и главное, пожалуй, это сами свойства. Их стало больше, теперь их 29 штук. Для сравнения в базовом варианте предыдущей «Эволюции» их было 19. Появились новые, невиданные прежде эффекты, например «Превращение», позволяющее скинуть одно из свойств животного и тут же сыграть с руки взамен другое, или «Стазис» (увеличивает потребность в еде и запрещает добавлять новые свойства).

Неоднозначные решения

Несмотря на существенный объем изменений, по «Новому миру» остаётся ряд вопросов. Некоторые вещи кажутся не до конца проработанными.

Самое явное – это сохранившееся из предыдущей версии игры основное правило начисления очков. Их можно заработать только в самом последнем ходу. Грубо говоря, если всю игру у вас на столе было много мощных животных, с множеством свойств, а в самом последнем ходу они по какой-то причине погибли, считайте, что вы ничего не достигли. Это, конечно, очень тематично (какая разница, насколько ты был хорош, если не выжил?), но именно как геймдизайнерское решение спорно. На этот нюанс многократно указывали игроки и обзорщики в отношении предыдущей версии игры, и видеть его в неизменном виде несколько странно. Впрочем, очевидно это сознательный шаг разработчиков, потому что в другом варианте игры – «Эволюция. Естественный отбор» – очки начисляются в течение всей партии, и последний ход не имеет такого решающего значения.

Ещё не уверен, что можно считать позитивным изменением увеличение размера карт. Дело в том, что чем больше карты – тем больше игра занимает места на столе. При этом сами карты, пусть даже на них стали более приятные иллюстрации, в ходе игры не особо-то и видны. Потому что на столе они лежат рубашками вверх изображая животных, а карты со свойствами подсовываются под животных, чтобы сверху торчало только название свойства. Поэтому оправдано ли увеличение размера карт – вопрос открытый.

Пожалуй, самый спорный момент – это система получения карт. Как и раньше, они набираются в конце каждого хода по принципу «чем больше у тебя животных, тем больше карт ты получаешь». Появилось отсекающее значение в виде лимита руки на 6 карт, т.е. если положено взять больше, ты их получаешь, но потом нужно часть карт скинуть, выбрав наиболее понравившиеся. В целом это правило, как и ранее, провоцирует ситуации с убегающим лидером, когда «богатый» на животных игрок становится ещё богаче, а «бедный» никак не может разбогатеть: животных у него мало, новых карт почти не приходит, и получается замкнутый круг.

Позитивные изменения

В новой версии немало позитивных изменений. К ним в первую очередь относится идея с добычей еды на разных локациях. Это, конечно, тоже подразумевает элемент случайности (по идее просто кубик заменили картами), но эта случайность более плавная и прогнозируемая. Поэтому уже в начале хода всегда примерно понятно, это будет голодный или сытый год, и игроки начинают соответственно реагировать, например, если еды мало, надо стараться разыграть свойства, позволяющие добывать дополнительное пропитание.

Ещё один позитивный момент, связанный с локациями, касается того, что теперь мы добываем еду не из общего виртуального котла, а из конкретной локации. С этим связаны эффекты отдельных свойств, и их теперь тоже надо учитывать. Скажем, парные свойства, приносящие дополнительную еду работают не всегда, а только в том случае, если дополнительная еда есть именно в текущей локации. Эта механика уже была опробована в дополнениях к обычной «Эволюции» и хорошо себя зарекомендовала.

Ещё в некоторых локациях еду могут добыть только специфические животные. Например, в озёрах могут питаться только водоплавающие, а в степях – только «голые» животные вообще без свойств. Считаю, это тоже большой плюс. Правда, соответствующие текстовые подсказки на самих картах локаций можно было бы сделать чуть более крупным шрифтом (тем более, что сами карты локаций увеличенного формата). Наконец, в некоторых локациях помимо еды можно найти убежища, защищающие от хищников. Нечто подобное уже было в одной из предыдущих версий «Эволюции», это хорошая штука, позволяющая в критический момент пережить трудные времена.

К плюсам стоит отнести нюанс, касающийся оформления карт. Они теперь все двухсторонние, т.е. на каждой карте содержится по два свойства. Это обеспечивает высокое разнообразие и широкие возможности для развития своих существ. Также заголовки многих свойств подсвечены цветным фоном, что сильно упрощает считывание игровой ситуации при беглом взгляде на стол. Скажем, красная полоска означает хищника, синяя – водоплавающее существо, фиолетовое – ночное (на него могут охотиться только ночные хищники) и т.п. Единственное, неплохо было бы помимо фона дублировать название свойства каким-нибудь значком. Да, это потребовало бы выработки дополнительного «языкового кода» (даже если символы были бы не на всех свойствах), но, как мне кажется, это положительно сказалось бы на эргономике, сделало бы игру более удобной.

Ну и конечно же важный плюс – это разнообразие свойств. Особенно стоит отметить новые специфические свойства, помогающие защититься от хищников. Принцип тут не нов, подобные карты были и ранее (например, пара «камуфляж» и «острое зрение»). В новом мире к ним добавилось «Ночное» (такое животное могут атаковать только ночные хищники), «Стайное» и «Ошибка развития». Появились новые интересные эффекты.

А ещё в коробке с игрой лежат исчерпывающие материалы, помогающие ознакомится с игровым процессом. Тут есть привычная книга правил, где детально расписывается весь ход игры, отдельный справочник, где подробно разбираются эффекты всех свойств и листок с краткой памяткой по свойствам, к которому удобно обращаться в ходе игры.

 «Новый мир» и «Естественный отбор»

В линейке «Эволюции» есть ещё одна обновлённая и доработанная версия – «Естественный отбор». Она получилась в результате переработки базовой версии американским издателем. В игре также заменили графику, частично поменяли правила, добавили свойств и выпустили такую вполне себе осовременненную «Эволюцию». И самый интересный вопрос заключается в том, как себя чувствует «Новый мир» в сравнении с «Естественным отбором».

На первый взгляд «Естественный отбор» на голову выше старенькой версии. Он красивее, вылизанее, более причёсан в плане механик и терпим к ошибкам игрокам. Животные там не обязательно погибают сразу, у них есть размер популяции, выполняющий роль «жизней». Очки начисляются не в конце игры, а равномерно в течение всей партии. Ну и с учётом дополнений тоже есть куча всяких интересных свойств для конструирования разнообразных существ.

Если же сравнивать «Естественный отбор» с «Новым миром», то в плане графики уровень почти одинаковый (субъективно «Естественный отбор», всё-таки красивее). В части игрового процесса различия ощутимы. «Новый мир» предлагает старую добрую формулу «существа + свойства», а в «Естественный отбор» предлагает оперировать счётчиками с разноцветными кубиками для отображения двухмерных координат каждого существа в виде размера популяции и величины тела.

Ну и у «Нового мира» есть убойный козырь, который присутствовал и в оригинальной «Эволюции»: на одно животное можно навесить сколько угодно свойств. В «Естественном отборе» на существо можно сыграть максимум 3 карты, с дополнением «Климат» — 4. По ощущениям это всегда почему-то очень мало. На самом деле в обычной «Эволюции», может быть, далеко и не всегда появляются существа с 5 свойствами и более, но это ограничение «Естественного отбора», оно очень чувствительное, прямо давит. В «Новом мире» творчество не ограничено, и это очень здорово. Пожалуй, это главный плюс «Нового мира».

А ещё в «Новом мире» по-прежнему присутствует классное свойство «Паразит», заставляющее носителя усиленно питаться под страхом смерти. С точки зрения игрового дизайна это, возможно, спорное решение, т.к. некий элемент зачастую порицаемой механики Take That!, позволяющей сделать плохо отдельно взятому игроку, зато эмоции, когда ты вешаешь на кого-нибудь этого паразита – они бесценны. И мало того, тут появилось ещё одно подобное новое свойство «Отклонения развития». Оно тоже вешается на чужих животных и облегчает хищникам охоту на них. Вот за такие нюансы – жирный плюс!

И ещё когда мы играли в «Естественный отбор», почему-то почти никогда не было проблем с едой. Она всегда оставалась в избытке, и её становилось всё больше и больше. В «Новом мире» еда в ощутимом дефиците, всегда приходится считать, сколько животных ты можешь позволить себе прокормить. И это — жирный плюс.

Резюме

Впечатления от «Нового мира» таковы, что это не какая-то новая, революционная версия игры, а та самая «Эволюция» 2009 года, только подтянутая, обновлённая и осовремененная. Стала ли она лучше – определённо, да. Правда, с оговоркой.

Увы, эта версия игры оставляет ряд вопросов, главные из которых «Так ли правильно считать очки только в последнем ходу?» и «Хорошо ли, что игроки с большим количеством животных всегда получают больше карт и оказываются в преимущественном положении перед теми, у кого животных меньше?», но зато она предлагает новую хорошую механику добычи еды в ареалах, фиксированное время партии и богатый простор для творчества в плане создания удивительных животных из свойств любых комбинаций и в любом количестве. Плюс всё это обёрнуто в хорошее современное оформление и большие карты, которые, наверняка, кому-то будет просто приятно разглядывать.

Опытные игроки, вероятно, могут познакомиться с новой версией, но пока что предпочесть старую по банальной причине – к ней есть дополнения с кучей новых свойств. К «Новому миру» дополнения, вероятно, тоже будут, так что со временем она тоже наберёт массу и вполне сможет переманить любителей оригинальной игры.

Что касается новичков, тут вопрос открытый. Выбирая из старой и новой версии обычной «Эволюции», конечно для знакомства стоит предпочесть новую. Правда, тут на выбор есть ещё аж два альтернативных варианта, тот самый «Естественный отбор» и ещё «Эволюция. Биология для начинающих». По сравнению с «Естественным отбором» «Новый мир», пожалуй, попроще. По сравнению с «Биологией» она сложнее, но это нормальная сложность здорового человека. «Новичковую» версию, пожалуй, можно рекомендовать детям, а для взрослых игроков выбор между «Новым миром» и «Естественным отбором» остаётся открытым. Найти ответ на него предстоит каждому самостоятельно, но в любом случае «Новый мир» можно рекомендовать всем любителям «Эволюции». Новую версию точно стоит попробовать!