Не так давно получилось ознакомиться со свежей новинкой от Cosmodrome Games, игрушкой «Сквайр. Клуб коллекционеров». Давайте посмотрим, что это за игра такая, о чём она и чем может заинтересовать.

Игрушка «Сквайр» с подзаголовком «Клуб коллекционеров» — новинка от издательства Cosmodrome Games. Придумал её Павел Атаманчук, российский разработчик, не раз засветившийся на авторской игротеке на «Игроконе» и имеющий в активе уже несколько изданных несложных проектов. «Сквайр» — первая большая игра Павла, с полем, фишками, жетонами и карточками. Такая взрослая настолка. Правда, на коробке написано «от 7 лет», так что усадить за неё можно и детей.

«Сквайр» — игра о коллекционерах предметов искусства. Она предлагает игрокам почувствовать себя в шкуре любителей прекрасного, попутешествовать по различным городам, покупая и продавая различные ценные вещи. Причём, «в шкуре» — это самое, что ни на есть буквальное значение, потому что герои игры – это животные. Несмотря на то, что действие игры разворачивается в реальном мире, двухстороннее поле предлагает сыграть либо на территории Великобритании, либо на карте всего мира, героями игры будут лев, лиса, барсук и орёл. Вот такая неожиданность, играем не за людей, а за зверей. Никакого значения для игрового процесса этот нюанс не имеет, и, вероятно, придуман для того, чтобы проще было затащить за стол младшую возрастную группу.

Перед началом партии положено разложить на столе игровое поле. Оно двухстороннее, из правил следует, что Британия – попроще, весь мир – посложнее. Хотя на первый взгляд может показаться, что всё наоборот. Дело в том, что карта мира – она закольцована, можно выбежать за край карты и забежать на неё с другой стороны, перемещаясь, например, из Австралии в Америку. На территории Британии никакой закольцовки нет, идти от края до края поля надо будет через всю его территорию.

На поле есть города разных цветов. В них перед началом игры выкладываются случайные предметы искусства, тоже разноцветные. Именно за ними в ходе партии и развернётся охота. Ещё на старте каждый игрок получает планшет, куда будет складывать свои приобретения, а также небольшой стартовый капитал и проездной билет, позволяющий перемещаться по игровому полю. Всё готово, можно начинать игру.

Сама игра устроена довольно просто. В свой ход положено переместить фишку своего героя по полю, а затем, остановившись в одном из городов, либо заплатить деньги, чтобы забрать себе из него предмет искусства, либо скинуть его с поля, получив за это деньги. В первом случае считается, что ты что-то купил, потратился, во втором – продал и заработал. Иногда ещё можно выполнить спецдействие, дающее дополнительные бонусы. Как только кто-то что-то купил, на это же место на игровом поле из запаса выкладывается новая вещь.

Купленные предметы размещаются на личном планшете игрока. Там есть 12 ячеек, 3 ряда по 4 клетки в каждом, куда их можно выкладывать. Причём, класть нужно не абы куда, а осознанно, потому как некоторые клетки при закрытии дают разовые бонусы, а если закрыть целый ряд или столбец можно разблокировать полезный постоянный эффект.

Ещё в игре есть карты, которые можно использовать двумя способами. Либо получать разовый бонус при выполнении каких-то действий (чаще всего при покупке предметов), либо они могут принести дополнительные очки в конце партии.

Вкратце так игра и устроена – бегаем по полю, покупаем всякие вещицы. Складируем их на своём планшете, получаем бонусы, стараемся заработать как можно больше очков. Как только запас предметов искусства иссяк, партия заканчивается. Все подсчитывают очки, тот, у кого их больше всего, объявляется победителем.

Вроде бы и всё, да не всё. Дело в том, что в игре довольно-таки много нюансов, на которые стоит обратить внимание. Самая яркая её фишка – это динамичные цены на доступные для приобретения товары. Дело в том, что в игре есть специальное устройство, отображающее текущую стоимость того или иного предмета. Это такая штука, она собирается из картона и в неё заряжаются деревянные цилиндрики разных цветов, соответствующих по цвету типам товаров и цветам городов на игровом поле. То есть мы имеем два ряда цветных цилиндров. Первый показывает ценник на тип предмета. Второй – цену в конкретном регионе. Скажем, вы хотите купить драгоценность (жёлтый тип) в Мехико (красный город). Нужно посмотреть на значение жёлтого бочонка в левом ряду и красного в правом ряду. Сложите эти цифры и получите цену продажи.

Исходя из значений на рынке, ценник может плавать от 2 до 8 монет. Причём, что особо приятно, стоимость меняется после каждой сделки. Если вы покупаете товар, цена ползёт вверх, бочонки типа товара и локации сдвигаются на максимальные значения. Если продаёте – цена падает, после получения дохода от продажи бочонки сдвигаются на минимальные показатели. Сама по себе эта штука – классная находка. Правда, не без минусов. Требует непрерывного обслуживания, кто-то из игроков должен переставлять эти цветные цилиндры после каждой покупки или продажи.

Зачем нам нужны товары разных цветов? Дело в том, что на каждый тип товаров завязаны спецдействий. Примерно раз в 3-4 хода каждый игрок может выполнить дополнительное действие, так называемое «проведение выставки». Выставкой никакой тут и не пахнет, просто выбираешь бонус в каком-то цвете, получаешь положенное, причём, чем больше у тебя произведений искусства этого типа, тем больше ты получишь. Другие игроки тоже получают бонус, только ослабленный и то, если у них есть покупки нужных цветов.

Какие это могут быть эффекты? Выложить карту с начислением очков в конце игры. Добрать такие карты в руку. Получить дополнительные деньги. Получить новые билеты…

Стоп. Мы же ещё не поговорили про билеты. Зачем они нужны? Чтобы перемещаться по полю. По умолчанию игрок может ходить в соседнюю локацию. Если же ему нужно пройти дальше (а это бывает в случаях, если вкусный, дешёвый или нужный для выполнения задания или ради активации спецдействия товар лежит где-то дальше. В этом случае могут помочь те самые билеты. Скидывая их, можно передвинуться дальше чем на одну локацию за ход.

Ну и, наконец, ещё собирая ряды и столбцы на персональном планшете можно навсегда увеличить дальность перемещения до 2, а также получить вечную скидку на все покупки в размере 1 монетки. На этом с нюансами игры всё.

Ну а теперь переходим к главному. Какие «Сквайр» оставляет ощущения, и какие решения ставит перед игроком эта игра. Типичный ход выглядит так: смотрим, что стоит дешевле всего. Это, кстати, не такая уж тривиальная задача. Сперва нужно присмотреться к рядам цилиндров в области рынка, вычислить, что стоит дешёво, а затем найти на поле подходящие позиции (если они есть). Возможен и иной подход. Вы знаете товар какого цвета вам нужен, смотрите сколько он может стоить, есть ли у вас такие деньги, а потом ищите его на поле и прикидываете, есть ли возможность до него добежать.

Переместившись в новую локацию, нужно купить товар, либо скинуть его с поля, получив за это деньги. Если монет хватает, лучше покупать. Купили – смотрим, куда бы лучше положить на планшет. Берём ли мы разовый бонус или копим на максимальный. Ну и если есть возможность объявить выставку, выбираем какой бонус активировать. Плюс, если есть вариант выложить задание на игру, выбираем то, что принесёт как можно больше очков с поправкой на то, что его реально выполнить.

Вроде бы решений немало. Куда идти, что покупать, куда выкладывать, какие задания выполнять. На деле же эти решения ощущаются довольно-таки несложными. Ну, что-то купить можно почти всегда. Куда положить – тоже не самое главное. Постепенно практически весь планшет всё равно будет закрыт, так что тут только тактическая вещь, что брать в первую очередь. Наконец, спецдействие обычно тоже очевидно. Вот и получается, что каждый что-то делает и постоянно что-то получает.

Это, в принципе, нормально, но есть одна претензия. Хотелось бы, чтобы игра бросала какой-то вызов. Чтобы от неё было ощущение, что тебе чего-то не хватает. А так – деньги есть почти всегда. Ну, максимум, придётся ход потратить, чтобы что-то бросить и пополнить запасы наличности. Добежать на поле часто можно куда угодно. А если даже и ходить всего на 1 локацию, в пределах досягаемости обычно всегда лежит что-нибудь приличное. Разве что с картами заданий посложнее. Они в случайном порядке приходят из колоды в руку, чтобы их ввести в игру нужно выполнить спецдействие. А если ты хочешь активировать их несколько, ещё и придётся собирать зелёные предметы.

Но в целом игра оставляет ощущение простой настолки. Все что-то делают, никто друг другу не мешает, каждый какой путь наметил, таким и идёт. Никакой конкуренции, возможности стащить у соперника из под носа что-то вкусное, ничего такого. А хотелось бы, чтобы был какой-то вызов, кризисность, или хотя бы её зачатки. Ну и ещё остаются вопросы насчёт животных. Зачем они тут? Почему нельзя было играть просто за людей? Зачем такое поле и билеты, если важность перемещения не особо ощущается? Зачем деньги, если они почти всегда в достатке? Зачем рынок, если в среднем за товар всегда платишь 4 монеты? Зачем задания, если их нельзя выбирать и в руку они приходят случайно? Зачем в этой играть, если есть другие проверенные настолки, предлагающие интересные решения?

Плюсы

+ оригинальная механика динамического изменения цен;

+ интересные решения по размещению предметов на личном планшете;

+ очень высокое качество компонентов;

Минусы

— тема зверей-коллекционеров притянута за уши;

— оригинальная механика рынка слабо влияет на игру;

— некоторые карточки заданий кажутся несбалансированными;

— не уверен, что этой игре нужно поле.

В целом игра работает. У неё хорошего качества компоненты, приятное оформление, продуманный игровой процесс, предлагающий разного типа решения. Однако же – не цепляет. Вот сыграли, и нет желания повторить. На фоне множества других современных игр «Сквайр» ничем не блещет. Когда на полке есть 10, 20, а то и больше современных игр, раскладывать его мотивации нет. Могу предположить, что он способен увлечь детей. Опытных настольщиков – вряд ли. Ну, разве что можно глянуть как тут устроен рынок с этой механикой изменения цены в сторону увеличения и уменьшения. И всё.