Добро пожаловать в мир настольных игр

Обзор игры High Frontier 4 All

Серьёзных игр про исследование космоса мало, а тов. Pard рассказывает про самую лучшую из них, в новое издание которой теперь могут играть не только опытные игроки, но и новички. High Frontier 4 All.

Игры, в которых исследование космоса имитируется по-настоящему, редки, а самые заметные среди них, все издания игры High Frontier, у игроков довольно популярны:

Как замечательно сказал один игрок, – и в этом я с ним согласен, – игра High Frontier похожа на супружество, к которому долго привыкаешь, чему-то постоянно учишься, а какие-то свои привычки даже меняешь, но в итоге живёшь в нём долго и счастливо. И игра точно такая же: в неё, по словам другого игрока, можно играть всю жизнь. Как ясно из названия, High Frontier 4 All, это уже четвёртая версия игры, не только сохранившая и улучшившая всё, что было в предыдущих изданиях, но и позволяющая теперь играть в неё абсолютно всем:

Эта универсальность, редкая для таких сверхсложных игр, достигается путём постепенного добавления в играемые партии игровых компонентов. Разбираемся, как это работает.

Движение в космосе не похоже на движение на автомобиле, в котором для этого должен постоянно работать двигатель, а проходимое расстояние зависит от запасов горючего. Оно там больше похоже на движение парусника, только в космосе роль воздушного ветра играют солнечный ветер и гравитация. Космический корабль обычно не стоит на месте – под воздействием гравитации Солнца и ближайших планет он постоянно куда-то движется, и, правильно используя гравитацию, даже без всякого горючего можно преодолеть огромные расстояния, практически до любых планет.

И в рассматриваемой игре автор элегантно применяет этот принцип. Вся Солнечная система испещрена орбитами, выйдя на которые, можно добраться до нужного места. Конечно, чтобы не тратить на простое гравитационное движение сотни лет, кораблю нужно набрать скорость, и для её учёта в игре используются единицы мощности. В свой ход космический корабль игрока может преодолеть столько розовых точек орбиты (в игре они называются клетками), какую мощность развивает его двигатель. Как известно, существуют так называемые точки Лагранжа, в которых гравитации Солнца и планет взаимно гасятся, и буквально любой плевок позволяет развернуть ракету туда, куда требуется. Эти точки на орбитах отмечены окружностями (клетками они не считаются), их корабль не только проходит без всякого расходования мощности, но и бесплатно может повернуть в этих точках в любую сторону:

Поворот во всех других местах пересечения орбит, наоборот, считается 2 клетками движения (если только не закончить в них свой ход, а в следующем ходу бесплатно двигаться в любом направлении). В любую точку Солнечной системы можно добраться разными маршрутами, а выбор оптимального маршрута, с наименьшим числом клеток, сам по себе увлекателен и является сутью первой, самой простой, части игры. Она называется Space Diamonds (Космические алмазы). Каждый игрок в качестве двигателя своего космического аппарата получает солнечный парус мощностью 2 единицы. Вот с помощью этого паруса игроку предлагается выполнить доставшуюся ему случайное задание (из 15 парусных заданий, имеющихся в игре):

На первой карте – тот самый парус. Внизу, в синем треугольнике, отмечены параметры его двигателя, – базовая мощность 2 и расход воды 0 (об этот чуть позже), – а сверху – сухая масса всей этой конструкции, 1 единица. Вторая карта предписывает добраться до астероида Эврика (он находится в поясе Марса, направление на карте от Солнца – 3 часа 30 минут). Чтобы выполнить задание третьей карты, нужно в конце игры собрать с разных небесных тел указанных на карте образцов (в начале игры они раскладываются на небесных телах случайным образом) больше, чем любой другой игрок. Игра заканчивается в течение 3 ходов после того, как первый игрок вернулся на низкую орбиту Земли.

Да, в игре все космические корабли собираются на орбите Земли и с неё же начинают своё космическое путешествие. Освоив принципы движения космических аппаратов, игроки осваивают их двигатели. Для изменения своей скорости аппарат должен выбросить в противоположном направлении определённую массу любого вещества, роль которого в игре играет вода. Конечно, для осуществления этого процесса требуется топливо, но его потребление обычно в тысячи раз меньше выбрасываемого вещества, поэтому его масса в расчёт не принимается. Характеристики стоящего на космическом аппарате двигателя определяют, какую массу воды он выбрасывает в космос за один цикл работы, и какую мощность при этом развивает. Погоня за самыми эффективными ракетными двигателями, предлагаемыми на мировом рынке, является ещё одной увлекательной частью игры, но в этой ознакомительной части игры на обратной стороне карты с солнечным парусом указан один из трёх возможных двигателей, достающихся игрокам случайным образом (в последующих, более сложных, вариантах игры, они покупаются на рынке с помощью аукционов):

Видно, что эти двигатели различаются не только мощностью (3, 4 и 5) и расходом выбрасываемой при этом воды (1, 2 и 3), но и сухой массой двигателя (3, 2 и 2). У каждого игрока есть свой планшет, на котором он отмечает сухую массу своего космического аппарата (жетон Dry), и запас воды (у всех космических аппаратов игроков общая масса Wet в начале этого варианта игры 8):

Мощность двигателя в данный ход (отмечается на самой верхней шкале планшета) складывается из суммы следующих величин:

– базовая мощность двигателя, указанная на синем треугольнике карты двигателя,

– поправка на общую массу аппарата (число в верхней части синего столбца, в котором в данный момент расположен маркер общей массы Wet),

– поправка для солнечного паруса, в зависимости от расстояния до Солнца (указана рядом с названием пояса, для Земли это 0).

В указанном примере итоговая мощность двигателя 4, сухая масса аппарата 3, а вместе с водой – 8. Допустим, к примеру, что двигатель тратит 2 единицы воды на 1 клетку движения (это определяется по карте двигателя). За один ход игрока его космический аппарат может преодолеть 4 клетки (по итоговой мощности двигателя), потребляя на каждую по 2 единицы воды – всего 8. Игрок при этом перемещает маркер Wet на 8 делений влево, по чёрной волнистой линии. В конце хода маркер окажется на метке 4 2/3 (общая масса аппарата уменьшилась за счёт выброшенной воды). Далеко ли это, 4 клетки? На карте есть указатели, облегчающие расчёты движения по заранее просчитанным оптимальным маршрутам, которые отмечены разными цветами:

От низкой орбиты Земли (LEO) до астероида Герта (пояс астероидов) – 3 клетки, до Энея (спутник Юпитера) – 6, до астероида Церера – 6,5 клеток. Обращаем внимание на тот факт, что при полёте по фиолетовому маршруту аппарат получает дополнительное гравитационное ускорение от Луны +1, а на голубом маршруте – от Марса +1. В обоих случаях за счёт этого аппарат за один ход сможет пролететь на 1 клетку больше. Естественно, в свой ход игрок может пролететь меньшее число клеток, но обычно все стремятся выполнить свои задания как можно быстрее. Если в аппарате игрока закончилась вода, он может в дальнейшем аварийно двигаться по 1 клетке в ход. Это позволено лишь в парусном варианте игры, а в следующем игроки пополняют запасы воды в аппарате, сбрасывая жетоны с водой, найденной на небесных телах, или используя воду, имеющуюся на этих телах. Заправка выполняется по красным точкам планшета. Например, если в аппарате 3 1/4 воды, то при добавке 2 единиц воды станет 5 1/3. Конечно, всегда хочется заправиться по максимуму, но от этого полная масса аппарата увеличивается, а при переходе в каждую следующую синюю зону итоговая мощность двигателя падает на 1 единицу.

Во втором варианте ознакомительной игры (тот, который не с солнечным парусом, а с обычным ракетным двигателем) игрок выполняет уже 2 задания – парусное и обычное. Для определения победителя все подсчитывают набранные очки, которые даются за выполненные задания и собранные образцы небесных тел. Тот, кто вернулся на земную орбиту раньше всех, дополнительно получает 4 очка, следующие – 3, 2 и 1 соответственно.

Освоившись с первым вариантом игры, можно переходить к следующему, Race for Glory (Гонка за славой), который включает в себя 5 сценариев, как совместных, так и соревновательных. В нём используются специально помеченные (справа вверху) 36 карт трёх типов (по 12 каждого):

Оранжевая карта – двигатель, фиолетовая – автомат, серая – промышленное устройство переработки. На каждой карте для понимания её реального масштаба изображён космонавт, а также приведена подробная схема конструкции (чисто для образовательных целей). Любые такие карты можно собирать на околоземной орбите в единый космический корабль и отправлять в полёт. Их общая сухая масса суммируется, а в каждый ход можно использовать лишь один из имеющихся двигателей (если их несколько), отмечая на планшете его параметры. Кроме того, каждый игрок играет за определённую космическую компанию, с отличительной пилотируемой ракетой (до этого речь шла исключительно о беспилотных космических аппаратах) и индивидуальным свойством (указано в чёрной клетке):

Европа может в ход другого игрока добавить +1 мощность его аппарату (если двигатель на нём имеет указанный знак, а игрок готов чем-то отблагодарить за это), США получают +1 воду (она, помимо расходного материала двигателей, выполняет в игре роль валюты) за каждую доставку на околоземную орбиту с Земли компонентов корабля любым игроком, а Китай просто может всё воровать. Именно эти три компании участвуют в примере партии по первому сценарию, Марсовая гонка, который по ходам расписан в правилах. Обязательно отыграйте его в официальном Tabletop Simulator – там в начале партии можно выбрать любой виды игры (помимо описанных, ещё и следующая по сложности, базовая, и все дополнительные модули).

Второй вариант игры сам по себе полноценная интересная игра, за небольшими упрощениями, и способен доставить массу удовольствия всем игрокам. Для тех игроков, кому этого мало, в полной игре придётся заменить эти 36 карт на другие, а к ним ещё добавить карты 3 новых типов, которые учитывают радиационные пояса, снабжение и случайные события. Счётчик лет переворачивается на другую сторону, которая учитывает ещё и активность Солнца.

Себе я русифицирую описанные первый и второй варианты игры, и выглядит это так:

16 комментариев

  1. ivan111

    Спасибо за обзор! Очень заинтересовала игра.

  2. Pard

    @ivan111
    Да, игра суперская, для всех возрастов. И очень познавательная, поскольку всё в ней основано на новейших научных данных обо всех телах Солнечной системы (в игре их почти 200). Добиваю (обновляю) пример игры, а всё остальное для первых двух вариантов игры (которых более чем достаточно для большинства игроков) уже готово.

  3. Serco

    Я только хотел сказать, что неужто на этот раз обошлось без отсебятины.. И тут — название))

  4. Аноним

    На русском этот шедевр планируется? Уже захотел сыграть

  5. Pard

    @Serco
    Делай свою версию перевода игры.
    /МХ, скорее всего, назовёт её «Хигх фронтиер 4 алл» 🙂

  6. Pard

    Добавлю, что оригинальное поле в игре (60х90 см) маловато. Для комфортной игры многие отдельно заказывают себе поле 90х135 см (файл для печати — тот же самый).

  7. Esgaledel

    Очень хочу поиграть в эту игру, но на русском. Пробовал переводить, но для меня сложно без знания игрового процесса 🙁
    Жаль, что её отечественные издатели не возьмут в работу.

  8. Pard

    @Esgaledel
    Ну, я как раз постарался охватить бОльшую часть игры в двух правилах и одном примере (только что поправил и обновил все эти файлы). Для понимания и полноценной игры этого достаточно (в том числе и помощью Tabletop Simulator).

  9. berezovskii

    Очень занимательно. И хочется поиграть.
    П. С. Вот есть же устойчивые выражения «дальние рубежи», «прекрасное далёко» или «высокий ….». А так можно и до «под кайфом передовой» до писаться.

  10. Pard

    @berezovskii
    Так я и соединил «Дальние рубежи» с «Прекрасным далёком», и вместо правильного, но унылого «Высокие рубежи. Издание 4-е, для всех игроков» получилось романтическое зашифрованное «Лу4шее далёко».

  11. Berezovskii

    @Pard
    Я соглашусь. Кстати есть ещё один смысл: чем дальше — тем лучше.
    Где бы в неё поиграть?

  12. Pard

    Berezovskii :
    Где бы в неё поиграть?

    В Tabletop Simulator — выбрав нужный вариант игры, можно поправить файл поля, заменив его на мой, русифицированный, вариант.

    Или распечатать игру: поле в тот размер, который помещается на твоём столе, поскольку чем оно больше, тем удобнее на нём играть.

    /Кстати, первый раз вижу игру, в которой столько много (более 100 МБ) правил, которые регулярно обновляются — текущий комплект (файлы HF4*). Надо мне, кстати, будет ещё перевести варианты игры, описанные в приложении HF4 Appendix.pdf. В нём очень подробно описан процесс создания игры (к которому привлекались соответствующие специалисты), развёрнуто описаны все технологические процессы, изображённые на картах. На карте Солнечной системы все данные — реальные. А вообще принцип, взятый для создания поля игры, просто гениален: используются не расстояния между объектами, а энергетические затраты, связанные с преодолением этих расстояний. Как иначе можно было изобразить, к примеру, тот факт, что слетать на спутники Марса энергетически легче, чем на нашу Луну?

  13. Dax

    Подскажите, пожалуйста, получается, что игра в целом — сложная гонка, в прямом смысле? Я почему — то сам себе решил, что это про исследование космоса на победные очки?.

  14. Dax

    Подскажите, пожалуйста, получается, что игра в целом — сложная гонка, в прямом смысле? Я почему — то сам себе решил, что это про исследование космоса на победные очки?.

  15. Pard

    В игре много вариантов игры, которые можно подобрать из уже предложенных, и настроить на свой вкус. Для каждого варианта игры можно дополнительно настроить сложность — играть самыми простыми картами, средними (оба этих варианта я перевёл) или оставшимися, более сложными.

    В целом игра про освоение космоса, и очки начисляются за успехи в разных видах (первым до чего добраться, как в гонках, чего-то набрать или создать больше всех, как в стратегиях и семейках), но есть и специфические варианты сценариев — например, про спасение космических колоний (срочная доставка их на Землю за отведённое число ходов).

  16. Karpogen

    @Pard
    Добрый день. Скажите, пожалуйста, а вы не переводили еще какие-нибудь игровые тексты. Тот самый файл HF4 Appendix.pdf например? Приобрел себе английскую версию, и как раз погружаюсь в ваши переводы. Низкий Вам поклон за них!!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑