Добро пожаловать в мир настольных игр

Конструируем средневековый город. Обзор игры «Эра»

На новогодних праздниках наконец-то удалось познакомиться с игрой «Эра. Средневековье», выпущенной на русском языке компанией «Звезда». Придумал «Эру» Мэтт Ликок, далеко не новичок в мире настольных игр (это он сделал «Пандемию»), она привлекательна внешне, плюс эксплуатирует идею строительства города из самых натуральных зданий. Каждый домик тут – это натуральная пластиковая фигурка, которую при возведении надо выставлять на собственный планшет. Всего этого мне было достаточно, чтобы заинтересоваться новинкой, а теперь, несколько партий спустя, я готов рассказать, какая же она на самом деле, эта «Эра».

Начать нужно с того, что это игра о строительстве не города, но городов. У каждого игрока есть свой персональный планшет, где нужно строить свой персональный город. На старте все получают одинаковый набор начальных построек, располагают их на планшете, а затем в силу вступает градостроительная фантазия каждого участника игры. Кто-то будет активно строить крепостные стены, кто-то будет разбивать фермы, а кто-то – возводить религиозные сооружения. На выходе у всех игроков получится абсолютно непохожая застройка.

Само строительство работает довольно просто. Каждый ход надо бросать кубики, на которых выпадают различные ресурсы. Мы их сразу же получаем и тут же можем потратить на строительство новых зданий. Новые здания приносят дополнительные кубики, мы их бросаем, вновь получаем ресурсы и вновь что-то строим. И так далее.

Всё очень просто, очень наглядно, очень доступно. Посадил человека, дал ему в руку горсть кубиков и говоришь: вот, что выпало, то прибавляешь на этих счётчиках ресурсов. И разрешается пару раз перекинуть кубы, если результаты выпали не те, что нужно. А потом смотришь на ценник в «меню постройки» и прикидываешь, что тебе в этом ходу возвести.

Игра длится до тех пор, пока не будут построены все доступные домики нескольких типов. В этот момент партия заканчивается, подсчитываются очки и тот, у кого их будет больше всего, объявляется победителем. В реальном времени на одну игру нужно где-то 40 до 60 минут.

Вроде бы всё просто, доступно и понятно. Кидаем кубики, получаем ресурсы, строим здания. Чем же «Эра» так хороша? Чем она цепляет? И, самое главное, когда партия заканчивается, хочется ли сыграть ещё?

Пожалуй, первый «крючок» для меня – это строительство. В детстве мне нравилось возиться с конструкторами, что-то создавать из деталей, стоить машинки, здания, всякие разные штуки. Сперва это был советский конструктор с железными деталями, чуть позже – аналоги «лего». Наверное, откуда-то оттуда и выросло желание попробовать «Эру», настольную игру про строительство города, где каждое здание — это почти как деталь в конструкторе.

Ещё один важный для меня момент, мне нравится, когда в играх есть некая кризисность. Когда игра не просто ведёт тебя за ручку от старта до финиша, но бросает некий вызов, заставляет решить трудную задачу. И в «Эре» такой элемент присутствует.

На первый взгляд она может показаться обычно «евроигрой». Смотрите, тут же нужно добывать ресурсы, а затем тратить их, чтобы заработать победные очки. Вот основная формула игры: мы строим домики, что приносят ресурсы и домики, что приносят очки. Логично, что на начальном этапе важны «ресурсные» постройки, а через какое-то время нужно переключаться «очковые». Просто, ясно и понятно.

Но на самом деле «Эра» – она не только про ресурсы и их использование. В ней ощущается ярко выраженный пространственный фактор. Уже в самом начале придётся искать ответ на вопрос не только «что мы будем стоить», но и «где мы будем строить». Первая мысль – надо идти по пути наименьшего сопротивления. Все домики в игре на плоскости выглядят как фигурки из «тетриса», так что опираясь на весь свой предыдущий опыт хочется утрамбовывать их максимально компактно, не оставляя свободных мест.

И эта концепция максимального уплотнения тут же разбивается о встроенную в игру систему штрафов – периодически в городе случаются болезни, и чем больше домиков у вас стоит вплотную друг к другу, тем больше вы теряете победных очков, когда подступает болезнь. Отсюда рождается желание спастись от таких штрафов. Сделать это можно двумя способами. Либо строить дома на удалении друг от друга, либо возводить госпитали, рядом с которыми домики «не болеют».

Ещё один нюанс – игра предлагает помимо зданий строить ещё и городские стены. И так ненавязчиво стимулирует их возводить, объявляя, что в финале здания, обнесённые стенами, приносят вдвое больше очков. А ещё положены призовые очки за максимальную обнесённую стенами территорию. И тут ты просто начинаешь разрываться. Мало того, что всё время хочется строить домики то компактно, чтобы побольше их обнести стеной, то на удалении, чтобы они не болели, так ещё и нужно как-то умудряться успевать возводить эти стены.

Тут срабатывает ещё одна любопытная особенность игры. Дело в том, что помимо самих ресурсов кубики приносят ещё и так называемые «молотки» — строительные действия. Правило такое – сколько у тебя в этом ходу «молотков», столько зданий ты и можешь построить. И вот уже задача усложняется. Мало того, что нужны ресурсы, так в дополнение к ним нужны ещё и «молотки». И эти самые «молотки» ещё нужно правильно употребить, потому что они уходят и на возведение домиков, и на постройку стен. В идеале нужно стремиться охватить стенами максимально большой участок, чтобы получить первенство, и заодно построить внутри стен как можно больше ценных построек. Но получится ли это у вас – тот ещё вопрос.

Для меня также всегда важно как построено в играх взаимодействие. Если его мало, обычно игра в моих глазах выглядит менее интересной. Раскладывать пасьянс не так здорово, как действовать с оглядкой на соперника, подстраиваясь под его ходы и пытаясь его побороть. В «Эре» прямого взаимодействия как такового нет. Есть косвенные вещи. Например, запас домиков один на всех, и, может получиться так, что кто-то что-то построит, а другим игрокам этот тип зданий окажется недоступен (особенно это важно применительно к участкам стен, которые бывают разной длины и иногда важно успеть урвать участок нужной протяженности). Ещё иногда на кубиках можно накидать черепа, приносящие несчастья соперникам. Опять же, присутствует косвенное соревнование по обнесению максимальной территории стенами. Ну и почти прямое взаимодействие – иногда в конце хода можно стащить у оппонента один ресурс.

В итоге, взаимодействия вроде бы немного, но на мой вкус для подобного рода игры – достаточно. В конце-концов, «Эра» нравится мне именно из-за своей строительной части. Ковыряться в собственном планшете, планировать, что и где построить – вот её главная прелесть. И косвенное взаимодействие её приятно дополняет.

Важный момент – игра строится на бросках кубиков, а это всегда означает ощутимый уровень случайных событий. В «Эре» случайность имеет место быть, но при этом есть и инструменты, позволяющие ею управлять. Так, в свой ход можно дважды перебрасывать кубики (в надежде, что, уж, в следующий раз выпадет что-то более нужное). Можно строить дополнительные здания, приносящие ещё кубики (чем больше кубиков, тем выше вероятность выкинуть то, что нужно). Ещё можно строить церкви, они дают дополнительный кубик, у которого эффект одной из граней даёт дополнительный переброс. Наконец, можно построить специальное здание, позволяющее самому выбирать какой гранью вверх ложится один из кубов. В то же время полностью исключить влияние случайности не получится, так что вполне возможны эпизоды, когда вам жуть как нужен какой-то ресурс, а он как назло не приходит.

Говоря об «Эре», невозможно не затронуть вопрос о ценнике. Более 5 тыс. рублей за коробку – это много. И это в том числе заставляет задуматься, почему эта же игра не реализована в формате roll’n’write, чтобы зданий физически в коробке не было, а их надо было бы рисовать на своём планшете. Полагаю, изначально этот вопрос стоят и у издателя. И в итоге решено было рискнуть. Да, игра стоит довольно много, но зато она заметна и не теряется на фоне многочисленных представителей новомодного жанра «бросай и рисуй». Ну и с точки зрения игрока, конечно, сильно приятнее держать здания в руках и втыкать их в планшет, чем вырисовывать.

За границей для «Эры» уже вышло несколько дополнений. В 2021 году «Звезда» планирует выпустить первое, добавляющее реки и дороги (они тоже будут из пластика), несколько сценариев, а также новые катастрофы. Ждём с нетерпением!

Плюсы:

+ очень простые правила и понятный игровой процесс;

+ приятные тактильные ощущения, внешне красивая игра;

+ динамичные и недолгие партии;

Минусы:

— довольно высокая цена;

— броски кубиков могут быть крайне неудачными;

— иногда игра заканчивается раньше, чем хотелось бы.

Вот такая она – «Эра». Красивая, интересная, увлекательная. Цепляющая при первом знакомстве визуальной составляющей и не отпускающая до окончания партии неожиданным вопросом – что строить и где строить. И, знаете, это очень интересная задача. Оставляет приятные впечатления и заставляет хотеть разложить игру ещё и ещё. Тем более, что партии обычно тут заканчиваются на самом интересном месте, только-только начал строиться как хочется, а всё, стоп, финал. И, не менее ценна её простота, за игру можно усадить чуть ли не новичка, и ему всё будет понятно. Хорошая игрушка.

Ждём дополнения!

7 комментариев

  1. Аноним

    Узнал про отличную игру. Спасибо.

  2. Мыстер

    Дополнение ждут только в следующем году

  3. hk

    @Аноним

    Игрушка действительно очень хорошая!
    Приятная на ощупь, с интересным процессом, и, главное, НЕ «ещё одно евро»!

  4. hk

    @Мыстер

    Информация непосредственно от издателя:

    Era. Средневековье. Дополнение — работы по локализации
    Релиз: сентябрь 2021

    Источник: https://vk.com/@zvezdagame-grafik-relizov

  5. Аноним

    @hk
    Про следующий год тоже ответ в официальной группе в ВК.
    Может СММ-щик не знает, тут уже не узнаешь точно, кто прав.
    Но значит ориентироваться надо на конец когда-начало следующего

  6. Archy

    Я брал за 3600. Правда, это вроде последняя была в том магазине…

    ИМХО, сам процесс всё-такие не дотягивает до такой цены, хоть и неплох.

    Но пластиковые миньки зданий могут пригодиться и для хумрул-проектов.
    Есть планы на них.
    Прикинул, что даже печать на 3Д принтере в таком количестве не будет дешевле.
    А тут ещё и сама игра, и кубики прикольные…

    Так что да, взял из-за минек, в результате вполне играем в неё, и дети (9 и 6 лет) тоже…

  7. Mazz_O

    «_И это в том числе заставляет задуматься, почему эта же игра не реализована в формате roll’n’write, чтобы зданий физически в коробке не было, а их надо было бы рисовать на своём планшете._»

    Эта игра уже была реализована в таком формате, ещё до тренда на роланды. Roll Through the Ages. С кучей деревянных кубиков, деревянными планшетами ресурсов и бумажками зданий и учёта очков. Возможно, игра тогда недостаточно выстрелила из-за непопадания в жанровую политику, хотя бы в цене. У меня была, продал.

    Нынешняя версия явно стала лучше в плане планирования, дилемм, взаимодействия и визуалистики. Ни минуты не пожалел. что купил.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑