Добро пожаловать в мир настольных игр

Отчёт № 687. 4-10 мая 2021. Ни шагу назад!, Сибирь. Начало, Cuba Libre и Генералы

За отчётную неделю сыграно 9 партий в 5 различных настолок, среди них была одна новинка — «Сибирь. Начало»:

Ни шагу назад!

Сибирь. Начало

Cuba Libre

Quartermaster General 2nd Edition

Splendor

Опробовали тут «Сибирь. Начало», отечественную разработку от некоего АНО «Система ценностей». Первое впечатление – в коробке куча квадратный тайлов местности и фигурки человечков для каждого игрока – похоже, пахнет «Каркассоном». На деле же механика оказалась совсем иной и сходство ограничилось лишь визуальным элементом.

Перед нами игра о колонизации Сибири в XVII веке. В ходе партии игрокам предстоит формировать игровое поле, постепенно пристыковывая к нему всё новые и новые элементы. По этому полю также будут перемещаться фишки игроков. Нужно это для двух вещей, во-первых, если фишка стоит на краю поля, там появляются новые фрагменты (как бы открытие новой территории), во-вторых, любой участок поля можно исследовать – перевернуть, чтобы открыть некий объект на обороте тайла (хотя он может оказаться и пустышкой).

Зачем исследовать тайлы? Чтобы зарабатывать победные очки. Они начисляются за выполнение заданий, представляющих собой комбинацию неких элементов, которые нужно найти на поле своими фишками. Скажем, попалось вам задание с охотником и лисой, чтобы его выполнить, одна ваша фишка должна оказаться на охотнике, а вторая — на лисе. Что приятно, одна и та же фишка может засчитываться для выполнения сразу нескольких заданий.

Вот в целом о процессе. В начале ходе открываем новые участки поля, затем двигаем по нему свои фишки, либо исследуем ими участки поля, затем получаем новое задание, а после проверяем, не выполнили ли какое. И так – ровно 60 ходов (пока не кончатся карты заданий, которые пролистываются по одной каждый ход).

Впечатления от «Сибири» оказались не очень. Сперва возникло подозрение, что игра не сильно сбалансирована, т.к. при игре на четверых последний оказывается заблокирован на старте фигурками соперников. Они успевают занять все участки у края поля, а тебе оказывается банально некуда встать, чтобы открывать новые территории. Чуть позже ситуация выравнивается, через несколько ходов, когда откроется чуть побольше участков поля, на нём станет попросторнее и можно будет вывести свои фишки вперёд.

Не особо понравились предлагаемые игрой решения. Когда мы приставляем к полю новые участки, мы всегда видим «рубашку» нескольких доступных участков и можем прикинуть что выгоднее брать, т.к. заранее известно что именно можно найти при исследовании того или иного участка. Соответственно, имея на руках некое задание, всегда понятно какой фрагмент поля лучше выставлять, чтобы потом его исследовать. Но это как бы и не решение на самом деле. Ты просто видишь задание и ищешь под него подходящий тайл, это делается автоматически, решать тут ничего не надо.

Чуть больше решений требуется на этапе перемещения работников и исследования тайлов. Но и тут всё очень сумбурно. На поле тесно, мешаются фишки других игроков, ты то ищешь нужные символы, то, когда они обнаруживаются, прикидываешь как дойти до них за минимальное количество ходов (все фишки двигаются как ладьи в шахматах). Но при этом фигурки соперников всегда блокируют тебе дорогу, а учитывая, что у каждого оппонента по 5 фишек, «пробки» на поле неизбежны.

Вот в результате и получается, что мы тянем полуслучайные участки поля, а затем двигаем своих людей в хаосе движений соперников. И стремимся выполнять задания, занимая нужные участки поля. Увы, но энтузиазма такой процесс не вызвал ни у меня, ни у коллег по хобби. Причём, всё оказалось настолько плачевно, что мы отыграли примерно половину партии, после чего товарищи просто попросили прекратить это, поскольку ну совсем неинтересно. Такого, прям, давно уже не было. Не припомню, когда в последний раз мы сворачивали новую настолку, даже не доиграв первую партию.

В общем, «Сибирь» — она специфическая. В чём-то вызывает ощущения, что это не ты играешь игрой, а она играет тобой, и всё что тебе нужно – её обслуживать. Пойдёт она, вероятно, либо совсем новичкам, либо тем, кто играет с детьми и не ищет значимых решений, а предпочитает что-то на уровне «ходилок» и готов пробовать нечто более серьёзное. Опытным же игрокам можно смело проходить мимо.

В Splendor сыграли три отличные дуэльные партии. Игрушка по-прежнему радует, она прекрасно работает как филлер, когда надо разложить что-нибудь быстренькое в середине игрового вечера, или закончить его несложной партией. И при это оставляет достаточно пространства «на подумать» и приятно щекочет мозги, когда прикидываешь, какие карты покупать, какие камни собирать и какие задания выполнять.

В «Ни шагу назад!» вновь играли короткий сценарий про Битву за Москву. В этот раз учли допущенные ошибки в правилах, принимали во внимание штрафы немцам за атаки зимой, осознавали, что сражения с несколькими контрударами могут подразумевать, что один отряд вынужден провести атаку против нескольких провокаторов, что осенью и зимой, когда разворачивается этот сценарий, ограничивается количество очков движения (осенью максимум 3, зимой – 4). И ещё зимой реки не дают бонуса в обороне. Они как бы замерзают, и атаковать через них становится проще.

И ещё мы, наконец-то, стали использовать карты. Раньше играли без них, просто отмечали на кубиках у кого сколько карт, тратили их только на контрудары и на восстановление войск. Теперь же стало интереснее. На картах встречаются очень вкусные эффекты, зачастую их жалко тратить. Например, попадались карты, позволяющие не бросать кубик в бою, а автоматически завершить сражение отступлением обороняющихся. Или, например, у СССР попалась карточка, позволяющая атаковать по немецкой таблице боя. И так далее. Правда, некоторые карты породили кучу дополнительных вопросов, но это мелочи. В целом с ними куда интереснее.

Немцы в этот раз сперва попытались прорваться к Москве через южное направление, выдвигаясь к Туле, но Советы смогли сковать их продвижение боем и не позволили развить успех. Кроме стартового Смоленска ни одного города немецкие армии не завоевали.

Во второй партии Германия решила прорываться аж по трём направлениям. В целом вышло неплохо. Одна армия СССР оказалась отрезана от снабжения и благодаря немецкой карте события её немедленно разгромили. С севера немцам удалось дойти до Калинина, а вот с юга их опять сдерживали советские войска. И вновь развить успех не удалось, да ещё и Калинин СССР отвоевал.

Как мне кажется, за Германию самое важное – это концентрировать войска и наносить мощный удар в одну точку. Почему-то наиболее перспективным видится именно атака с юга. В следующий раз попробую сам сесть за немцев и дойти до Москвы.

В Cuba Libre сыграли дважды. В первой партии начал с того, что надо прокачать поддержку в Лас-Вильяс, чтобы быть уверенным: в первую пропаганду для правительства действия не подорожают и можно будет успешно соперничать с движением 26 июля. Увы, изначально этот план пошёл прахом: первая пропаганда вскрылась первым же ходом. Действия подорожали, но зато я тут же прокачал поддержку во всех городах. И потом уже одним из первых действий потратился ещё и чтобы поднять поддержку в Лас-Вильяс. А потом ещё повезло, попалось событие, позволяющее вернуть поддержку США на уровень вверх, что означает удешевление действий правительства.

Далее, имея прочный тыл, я решил немного рискнуть. Давно уже зрела мысль, можно ли выбить 26 июля из Сьерра-Маэстры, их стартовой локации. Стал пробовать. Собрал армию, выдвинул туда. Построил там базу. Теперь даже когда повстанцы атаковали, можно было восполнять потери, вводя новые войска сразу прям туда.

Повстанцы явно не ожидали такого поворота и отступили в леса Ориенте, обосновав новую базу там. Я не возражал. В общем-то, на самом деле не так и надо было воевать за Сьерра-Маэстру, главное же – у правительства максимальная поддержка во всех городах, есть ещё поддержка в паре регионов. Условие победы выполняется. Значит главное – не подпустить повстанцев к городам. А тут как раз удалось их занять войной за Сьерра-Маэстру. Более того, там удалось прокачать максимальный уровень поддержки правительства!

Благодаря событиям повстанцам ещё удалось залезать в города и даже немного их потерроризировать, но в целом ситуацию это не изменило. Вот выпала последняя пропаганды, и хотя правительство не имело высочайшего уровня поддержки во всех городах, в целом поддержка населения оказалась достаточно высока для победы.

Играем ещё раз. Начинаю так же: прокачиваю поддержку в Лас-Вильяс (благо пропаганда на старте не выпадает). Повстанцы на этот раз действуют активнее. Со старта набегают в города. Пытаются устроить там террор, но армия и полиция успевает их выявлять. В какой-то момент к движению 26 июля приходит прекрасное событие, позволяющее похищать ресурсы в Сьерра-Маэстре. Они потирают руки, но тут правительство получает тоже хорошее событие, США обещают восполнять потери и прибавляют к помощи (жетон Aid) удвоенное количество похищенных ресурсов.

Ситуация складывается похожая на предыдущую партию. Собираю в Сантьяго-де-Куба карательную экспедицию против Сьерра-Маэстры. Ввожу туда войска, но повоевать они толком не успевают. Выпадает пропаганда. Ну, ничего страшного. Армия хоть и вернулась в город, зато тут же довожу поддержку правительства везде до максимума, условие победы выполняется, главное дотянуть теперь до следующей пропаганды.

Но тут резко повышается активность 26 июля. Движение активно пропагандирует свои принципы и заручается поддержкой населения в нескольких провинциях. А потом ещё и строит несколько баз со словами «Всех не передушите». Да ещё и выпадает неприятно событие, меняющее настроения в Сантьяго-де-Куба на максимальную поддержку оппозиции. И вот уже все очень неприятно: только что впереди было правительство, а вот уже выполняются условия победы 26 июля.

Как могу рвусь вперёд. Успеваю снести одну базу, и тут открывается пропаганда… Раньше, чем хотелось бы. В последней пачке из 9 карт она оказалась 3-й по счёту. Появись она чуть позже, в запасе у правительства было бы ещё хода два, за которые можно было успеть снести ещё пару баз, или хотя бы зачистить 1-2 региона от оппозиционных элементов, уменьшив там поддержку оппозиции. В общем, немного не повезло, а так – мог бы победить.

В «Генералов» сыграл сразу за все 3 страны Союзников. Начало было не особо удачное. Германия первым же ходом выложила «Стратегию наступления», Япония резво зашла в Китай, а Британия хотя и построилась со статусом в Австралии, но зато не имела ни одного флота. Наверное это была главная ошибка – хода до 7 я играл статус на Австралию, строился там, закладывал карты реакции… Словом, делал всё, кроме того, чтобы завоевывать позиции на поле. А всего-то и надо было – строить флот в Северном море, а потом потихоньку щипать Европу.

Такая пассивная позиция Британии позволила немцам и итальянцам дойти почти до Москвы, а Японии занять Китай и Индию. Что ещё хуже, у Америки с картами тоже было не очень. Стартовую звезду удалось занять где-то на 4 ходу, да и то для этого пришлось сбрасывать 4 карты, из-за чего пришлось попрощаться со всеми бомбами. Но зато удалось дойти до Европы и ещё и занять Гавайи, чтобы японцы не получали за них лишнее очко.

Следующие несколько ходов США атаковали Западную Европу, однако там то заново строились немцы или итальянцы, то возникали там благодаря итальянским реакциям. В общем, ситуация складывалась неприятная. Япония раскачалась до 8 очков в ход, а Союзники не смогли взять штурмом Западную Европу, да ещё и Москва оказалась под угрозой. Что ещё неприятнее, и Германия и Италия по разу сыграли «Экономическую войну», получив за это дополнительные очки.

Каждый ход разрыв на счётчике становился всё больше. Вот он уже достиг 20, но тут на некоторое время стабилизировался благодаря серии бомбардировок по Италии, у которой к тому времени уже не осталось колоды. Увы, но это было лишь временное затишье, в целом позиции Оси были существенно сильнее, отрыв по очкам продолжал нарастать, понемногу, по 1-2 очка за ход, но увеличивался, и, в итоге достиг 30. Точнее, здорово перевалил за этот показатель. Обидное поражение. Не то, чтобы вровень шли, а просто провал. Инициатива изначально была на стороне Оси и переломить ситуацию никак не удалось.

Конечно, надо было с самого начала скидывать карты, чтобы найти строительство флота для Британии, нужно было атаковать Западную Европу вместе, Британией и США, либо щемить Японию, чтобы не раскачивалась бесконтрольно. Но, как бы то ни было, процесс как всегда понравился. Ждём следующую партию!

10 комментариев

  1. Ande

    Какие-же однотипные и скучные игры стали в обзорах тут.

    Кто-то еще это читает, кроме автора?
    Объявляю перекличку!

  2. gazza

    @Ande
    Скучные для вас, переходите на сайт с веселыми играми

  3. Mazz_O

    К счастью, на 4 игроков Сибирь не пробовал. На 2 и 3 игралось нормально. Но ни разу не доиграна до конца колоды, 50+ ходов для этой игры слишком много.

  4. Red_front

    @Ande

    Да ладно… в сравнении с обзорами двух-трехлетней давности, в которых были практически одни Генералы, нынче всё очень весело и разнообразно.

  5. Сергей Григораш

    @Ande
    мне про Ни шагу интересно и про игры, в которые не играл. остальное можно и промотать )

  6. Esgaledel

    Нормальные обзоры.
    Всегда такие были.
    Уже много лет регулярно захожу на сайт. Что-то подробно читаю, что-то просматриваю по диагонали. Вкусы у нас с автором разные, но это позволяет мне познакомиться с играми в которые я бы не стал играть.

  7. hk

    @Ande

    Любопытно было бы узнать, с какого момента обзоры стали однотипными и неинтересными. И какие, например, были хороши и интересны из старых?

  8. dmitkom

    @Ande
    Щас прям все подорвались и перекликнулись на раз два ))

  9. Solo312

    @Ande

    должно быть Вы обратили внимание, что автор не ставит грандиозных целей по популяризации своего контента. поэтому он не обращает внимание на хайп, тренды, не пытается угодить аудитории, а просто кайфует от хобби и делится своими впечатлениями. мне нравится этот ламповый блог. и подкаст тоже слушаю с удовольствием.

    «а давно ли Вы в футболе?», как говаривал классик юмора ) возможно, со временем и Вы станете частью тех, кто тусуется на этих страницах из недели в неделю, из года в год..

  10. Александр Л.

    Давненько не заходил почитать. Но как закончились челленджи «ИвН» в ВК — вернулся.-))

    Нормальные обзоры. Всегда нравились больше тесеровских,-)

    Как раз было любопытно про «Сибирь» узнать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑