За отчётную неделю сыграно 11 партий в 7 различных настолок, среди них была одна новинка — Exit. Затонувшие сокровища, плюс мы полностью освоили дополнение Cities of Splendor:
Бонанза –
Тип Топ –
Cuba Libre –
Exit. Затонувшие сокровища –
Quartermaster General 2nd Edition –
Splendor: Cities of Splendor –
The Game –
Поиграли мы тут по-человечески в «Тип Топ». Что ж, могу сказать ещё раз: классная игрушка. Очень простая, доступная и «обычным людям». Очень весёлая, смеяться было больно. И тяжело, потому как неподалёку спал ребёнок и громко веселиться было нельзя.
Суть игры – все должны давать ответы на всякие провокационные вопросы. Например: «Вы заказали что-то в интернете, а вам по ошибке привезли не 1 экземпляр, а 1000. Что вы заказали?» Фишка в том, что каждый игрок получает карточку с цифрой от 1 до 10 (он эту цифру видит, а остальные не знают) и должен придумать ответ, соответствующей этой цифре. Скажем, с этим вопросом про интернет-заказ чем цифра ниже, тем 1000 экземпляров должны быть бесполезнее. А чем выше – тем лучше. И это ещё самый безобидный вопрос, были куда более огненные!
Короче говоря, насмеялись мы здорово! Это ровно тот случай, когда игра, она как бы есть, но на самом деле её нет. Можно вообще не считать очки, не учитывать победы и поражения, а просто весело проводить время, раскладывая карточки. Эффект гарантирован!
Продолжаем знакомство с дополнением Cities of Splendor. Напомню, оно состоит из 4 отдельных модулей. В прошлый раз мы попробовали первые два («Башни» и «Города») и остались не в восторге. «Башни» какие-то совсем скучные, а «Города» так-то ничего, но как будто бы ничего особенного в игре и не меняют. В этот раз нас ждали «Фактории» и «Восток».
«Фактории» — это новая игровая область, предлагающая игрокам новые задания. За сбор комбинаций разноцветных карт можно получить новые возможности, достаточно вкусные с виду. Например, возможность брать в свой ход 2 одноцветных фишки и ещё 1 любую другую. Или платить золотом за 2 любых других камня. Или при покупке карты брать камень из банка. Или получать дополнительные очки.
Работает это всё также как и вельможи – если в конце хода у тебя есть нужная комбинация, ты получаешь бонус (навсегда, до конца партии). Только, в отличие от вельмож, этот бонус позднее могут получить и остальные игроки, когда они тоже соберут необходимую комбинацию. Помечается это специальным жетонов в соответствующей области – кладёшь туда свою фишку, чтобы помнить – этот бонус у тебя есть. Хотя, кстати, нам это не помогало. Скажем, у меня когда появилась возможность при покупке карты брать из банка камень, как назло, почему-то, всегда об этом забывал.
В целом дополнение неплохое, оно задаёт новые интересные цели на игру и предлагает несколько альтернативных путей к победе. Главное – не забывать про эти бонусы, а то осознавать, что у тебя упущена выгода в 2-3 драгоценных камня, это очень больно.
«Восток» — это новая колода карт 1, 2 и 3 уровня, которые раскладываются на столе рядом с картами драгоценностей. Их тоже можно покупать, а дают они всякие интересные штуки. От тех же драгоценностей, до бесплатной покупки карт.
С этим дополнением на столе теперь лежат аж 18 карт доступных для покупки (вместо 12), что безусловно делает игру тяжелее. Оценивать и анализировать теперь надо больше карточек, плюс появляются всякие новые комбинации, которые нужно отыскивать и просчитывать. Но зато как приятно их проворачивать, когда всё получается! В целом дополнение хорошее, на уровне предыдущего. Хотя не могу пока сказать, что хоть одно из четырёх прям-таки обязательно. И без дополнений игра сама по себе прекрасна.
Кстати, любопытный факт, в Splendor в основном играем в дуэль, я побеждаю чаще, и чтобы сохранить соревновательность, задираю себе планку по победным очкам с каждой победой. На текущий момент вместо 15 очков для победы мне надо было набрать 20, получилось выиграть с перевесом буквально в 1 ход. Посмотрим, удастся ли в следующий раз победить с 21-м очков, пока сопернику по-прежнему надо будет всего лишь 15.
«Затонувшие сокровища» как нельзя лучше подходят для того, чтобы познакомить с серией EXIT обычного человека. Ничего знать не надо: бери правила, читай и играй. Специфических требований к игрокам тоже нет, перед нами, по сути, сборник ребусов, объединённый неким условным сюжетом о поисках сокровищ на затонувшем корабле. Ну и сложность конкретно этой коробки – всего лишь 2 балла из 5 возможных, что в переводе на человеческий язык означает, что головоломки все весьма доступные, подсказки, возможно, и не понадобятся.
Так на самом деле и произошло. Загадки, действительно, не особо трудные. Где-то за 90 минут решить их реально совершенно не прибегая к подсказкам. Да, местами надо поломать голову, где-то приходится прибегать к помощи перебора, когда в целом принцип вроде бы и понятен, но конкретное решение не очевидно, есть несколько вариантов, пробуешь их по очереди и один, получается, правильным.
Сама игра – типичный представитель серии Exit. Тут есть книга правил, книга с загадками, да три стопки карт – загадки, ответы и подсказки. Не обошлось и без так называемых «странных предметов», тут есть несколько картонных штук, а также несколько цветных пластмассовых мелочей, изображающих драгоценные камни. Ну и всё как всегда: читаешь загадку, сперва ничего непонятно, потом начинаешь вертеть карточки, прикидывать, как тут и что может быть, и постепенно ответы находятся.
К сожалению, на одной из головоломок пришлось прибегнуть к помощи подсказок, причём, истратить аж две. Кстати, так и знал, что первая не поможет, потому что на первой подсказке всегда содержится очевидный намёк на то, от чего нужно отталкиваться. А это обычно и так понятно, неясно только в какую сторону копать – а вот с этим как раз уже помогает вторая подсказка.
В целом – игру удалось пройти с результатом выше среднего. Впечатления хорошие, хотя, возможно, это во многом благодаря низкому уровню сложности. Когда ребусы получается «брать», и при этом они не очевидно-примитивные, это всегда приятно. В случае же, когда проходишь головоломку сложного уровня, часто задания ставят в тупик, когда реально не знаешь куда бежать и что делать. В таких случаях нужно или проявить упорство и копать, копать и копать, пока не наткнёшься на правильное направление, либо постоянно прибегать к помощи подсказок. Тут я всегда вспоминаю Михаила Соколова, который играет в EXIT’ы на максимальном уровне сложности, «по хардкору», принципиально отказываясь от любых подсказок. Но нам до такого ещё расти и расти.
Сыграли тут ещё в хороший коллективный пасьянс The Game. За столом были ребята, близко с этой игрой не знакомые, поэтому мы взяли простенькую коричневую версию, отложив синюю «экстремальную» в сторону. И всё вышло неплохо. Не идеально, но победили, на руках осталось, кажется, 8 карт, все остальные смогли разложить по стопкам.
Потом ещё играли в «Бонанзу». Оказывается, она для кого-то всё ещё может быть новинкой! Сажали бобы на грядки, менялись ими, собирали урожай. Не могу сказать, что партия была какая-то выдающаяся, но в целом всё прошло хорошо и приятно. На пятерых человек не самый плохой вариант.
Мы долго к этому шли. Играли в Cuba Libre по сокращённому сценарию, использовали только 2 фракции из 4 – правительство и оппозиционное движение 26 июля, но, наконец-то, пришли к тому, чтобы попробовать игру в «полном составе», со всеми 4 фракциями, добавив в неё ещё и революционный директорат и преступный синдикат.
Полный состав, правда, вышел не совсем полный, т.к. найти 4 человек на такую сложную настолку тяжеловато. Мы как играли вдвоём, так за неё и сели, но тут подобный случай предусмотрен. В игру изначально встроена такая опция, что отдельные фракции могут играть сами по себе. Берёшь специальный листок с инструкциями, выполняешь их, совершаешь те или иные действия. Самому решать ничего не надо, просто следуешь алгоритму. Так мы и сделали.
И, опять же, в совершенно полном формате осваивать игру не решились, разложили специальный сокращённый сценарий для всех 4-х фракций. Тут из колоды карт выбрасывается примерно треть, играем тремя стопками по 11 карт (10 игровых + пропаганда), и изначально на поле фишек больше положенного. Как бы треть игры позади, и с этого момента и начинается действие.
Ну, что сказать. «Куба» в сокращённом виде на двоих и она же на четверых (пусть даже тоже в несколько усечённом виде) – это две совершенно разные игры. Когда на поле действуют все 4 фракции, глаза просто разбегаются. Куча всего, за что хвататься непонятно, против кого воевать – неочевидно. Ну и дополнительно накладывается сложность из-за того, что мы раньше не играли «с ботами» и пришлось потратить время чтобы разобраться в алгоритмах директората и синдиката (мы, как и ранее, оставили себе правительство и 26 июля).
Если вкратце пробежаться по игровым событиям, было так. Сперва в столице устроили террор представители директората. Поддержка правительства опустилась ниже плинтуса, оно кое-как по крупицам пыталось её восстановить. Синдикат тем временем успешно открывал казино и делал деньги в окрестностях столицы, а движение 26 июля оккупировало пару фабрик, зашло в южный город Сантьяго-де-Куба и приготовилось к занятию Матанзаса.
Далее правительству удалось немного восстановить поддержку. Директорат повтыкал на поле пару баз, а Синдикат действовал по замкнутому циклу. Выставляем на поле повстанцев, выдаём им деньги из казино, затем на них открываем новые казино. И даже эпизодические вмешательства соперников не нарушили этого поточного производства. Движение 26 июля, кстати, успешно противостояло синдикату, и закрыло, кажется, штуки 3 казино. Директорат тем временем выставил на поле все базы, но его повстанцы почему-то сосредоточились в уже занятых территориях и не разбегались по сторонам, что было бы логично (кто знает, может мы что-то напутали в инструкциях и чего-то не сделали, что положено было?). Ну а правительство тем временем успешно зачистило южный город.
В итоге к финальной пропаганде все подошли в разной степени готовности. Ближе всего к победе было правительство, у которого столица и город Камагуей полностью поддерживали действующую власть, проблемы были только на юге. У директората условия победы были тоже близки к выполнению, при 10 необходимых очках за базы и контроль населения у него было 7. Синдикат набрал нужную сумму денег, но у него не хватало открытых казино, а вот у движения 26 июля с поддержкой населения было неважно, от победы оно было дальше всех.
Мы уже потом рассуждали, что красные слишком сильно сосредоточились на закрытии зелёных казино, потратив на это больше времени и сил, чем требовалось. И ещё они почти всю партию играли против других фракций, всячески тем мешая, но при этом практически не делали ходов, которые приближали бы к победе их самих. Не разбегались по локациям, не устраивали там акции устрашения, чтобы перетянуть на себя поддержку населения. Вот и результат.
А победило, как это ни удивительно, правительство. Оно же зачистило Сантьяго-де-Кубу, а в последнюю фазу пропаганды у него оказалось достаточно ресурсов, чтобы организовать там помощь населению, которое в ответ тут же обеспечило нужный уровень поддержки. Вот и всё, победа. Удивительно и странно. Я ожидал, что, как обычно, к победе ближе всего будет синдикат.
Но это, всё-таки, скорее была пробная партия. Мы обязательно будем пробовать ещё, теперь уже имея свежий опыт взаимодействия всех 4 фракций. Кстати, эта партия заняла 1 час 50 минут, с учётом времени на ковыряние в правилах, думаю, в следующий раз сможем уложиться в полтора часа. А следующий раз точно будет – «Кубу» теперь раскладываем в таком формате!
С «Генералами» получилась грустная история. На старте за Германию получил «Тактику волчьей стаи» и пару карт экономической войны. Решил попробовать ими поиграть и, как и следовало ожидать, всё закончилось плачевно. Уже на 10-м ходу немцы остались вообще без колоды, а ещё через пару ходов Ось проиграла по очкам.
Причина проста – на старте Германии очень важен темп. Нужно играть от поля, занимать новые территории, бить противника, не давать ему навязать бой, потому как если начинается цикл, когда Германию атакуют, а она лишь отстраивается, ни к чему хорошему это не приведёт.
Мне казалось, что у меня есть фора. На старте удачно сыграл «Мобилизацию», выставив по армии в Западную и Восточную Европу. Потом «Широким фронтом» снёс аж 3 советских армии за ход. И всё равно не хватило времени. Зря потратил ход на розыгрыш статуса «Тактика волчьей стаи», зря разок бомбил Британию. Не надо было этого делать. Атаковал бы и строился – и всё было бы хорошо.
Даже Япония, которая старалась как могла и даже успела высадиться на побережье США, не смогла переломить ситуацию. Да даже если бы Америка и отвлеклась, там хватило бы Британии и СССР, который разыграл «Лобовую атаку» и мог сносить по две вражеские армии за ход. В общем, я раньше был уверен, что так делать не надо, решил разок попробовать и ещё раз понял, что раньше был прав.
Насчет экономической войны за Германию — никогда не применял эти карты. Но, беспокоясь за «правильность» игры и авторского замысла, думал, что иногда они все-таки могут пригодиться где-нибудь в конце игры — если противники играли неэкономно, ну либо если тебе уже совсем нечем играть.
Но вот эта карта с волчьими стаями — мне кажется, она в игре точно лишняя. Если пытаться сделать свою версию QG, то для меня это было бы что-то среднее между 1-й и 2-й ред., и эту карту я бы убрал совсем.