За отчётную неделю сыграно 7 партий в 6 различных настолок, среди них была одна новинка – Small World: Underground, плюс мы впервые за долгое время вернулись к «Саграде» и «Бирже», а также впервые поиграли в изданный вариант «Лесных историй»:
Лесные истории –
Маленький Мир. Подземелье –
Саграда –
Quartermaster General 2nd Edition –
Stockpile –
The Game –
В «Маленький мир» не играли лет 10. Помню, разложили его, попробовали, не впечатлились и убрали на дальнюю полку. А сейчас вернулись вновь. Не к базовой коробке, а к «Подземелью», но там правила, считай, одни и те же, отличия в мелочах.
В своей основе «Маленький мир» — это очень простая игра. Есть поле, поделённое на регионы, их нужно захватывать своими бойцами, которых весьма ограниченное количество (порядка 10 штук). Чтобы залезть в новую территорию нужно минимум 2 солдата, так что особо не разгуляешься. Немного позанимал земли, и вот уже людишки кончились, конец хода. Получаем очки по количеству занятых регионов и передаём ход следующему игроку.
Игровое поле при этом весьма тесное, хочешь не хочешь, а приходиться сталкиваться с соперниками, атаковать друг друга, биться за территории. И всё это сдобрено целой россыпью уникальных рас, народностей и способностей, позволяющих каждому игроку как-то нарушать правила и получать дополнительные преимущества при определённых условиях.
В ходе игры свою расу можно менять на новую, даже не просто можно, а нужно, т.к. в боях солдаты теряются, рано или поздно отрядов становится мало и требуется пополнение. Правда, в первой партии это сопряжено с постоянным лазанием в правила, т.к. все свойства незнакомы, всё время надо уточнять кто что умеет делать.
В общем, сыграли, но остались не особо впечатлены. Как и 10 лет назад, игра «не цепляет», не доставляет ярких эмоций. Вот, вроде никто ничего плохого не сказал, но сужу по себе – явного желания повторить партию нет. Более того, пока играли – никому не было весело. А это тоже не очень хороший звоночек.
В теории, конечно, надо наиграть одним и тем же составом пяток партий, чтобы люди познакомились со свойствами народцев, выучили какие-то базовые комбинации и эффекты и примерно представляли кто что может и умеет. Возможно тогда игра раскроется как-то иначе. Но пока же это довольно грустная битва в песочнице. Пару раз ещё попробуем её разложить, если там и не будет классных ощущений, «Подземелье» отправится вслед за своей прародительницей на дальнюю-дальнюю полку.
В последнее время что-то хотелось поиграть в «Саграду». Мы раскладывали её года три назад, наверное, ощущения были неплохие. Есть две хорошие абстрактные игры – «Азул» и «Саграда». Обычно кому-то больше нравится одна из них. Мне по ощущениям «Саграда» зашла больше. Понравилось ощущение головоломки, сходное с судоку, когда нужно расставить на ограниченном пространстве разноцветные кубики, соблюдая два простых правила: не ставить рядом кубы с одинаковыми значениями и не ставить рядом кубики разных цветов.
А сейчас разложили, и что-то впечатления не сказать, что плохие, но и не восторженные. Главная причина – играли впятером. При таком количестве игроков своего хода приходится ждать ощутимое время, пока каждый подумает, выберет, какой куб ему лучше выбрать. Провисает игра на пятерых, определённо провисает.
Возможно, на троих было бы куда лучше. В «Азуле» же такого нет, там максимум – 4 человека. Плюс там ещё есть и контр-игра, можно смотреть, какие цвета нужны соперникам и специально их блокировать. В «Саграде» же умственных усилий едва-едва хватает, чтобы обсчитать свою матрицу кубиков. Следить ещё и за соперниками, высматривать, какие кубики нужны им и специально забирать их себе, чтобы кому-то насолить – это довольно маловероятный случай.
В общем, доволен, что поиграли. Гештальт закрыл. В обозримом будущем «Саграда» на повестке дня не стоит.
Ещё разложили Stockpile, она же «Биржа» в локализации от GaGa Games. Тут ситуация схожа с «Саградой», захотелось тряхнуть стариной, только впечатления остались лучше, чем от «Саграды». «Биржа» — это игра про торги акциями с элементами инсайдерской информации. Правила достаточно просты, чтобы их можно было с нуля освежить в памяти и без усилий разыграть полную партию.
Есть рынок акций, на нём торгуются 6 компаний. Каждый ход там происходит движение, какие-то акции чуть дорожают, какие-то чуть дешевеют. Каждый игрок что-то знает про одну из акций, плюс судьба ещё одной компании – открытая информация. И из этих кусочков данных нужно попытаться собрать полную картину.
А ещё каждый ход игроки получают новые пакеты акций. Они сперва хитрым образом формируются, а затем за них идут торги. Каждый пакет – это немного, шутки 2-3 акции, иногда ещё бонусные карты, позволяющие немного поднять или понизить курс, либо негативные карты, заставляющие потерять немного денег. Хитрость в том, что частично лоты формируются в закрытую, каждый игрок может положить по карте рубашкой вверх, так что только он знает, что там такое, конфетка или нет.
Формируем лоты, разбираем их на аукционе, а потом можем продать акции. А затем происходит изменение курсов. И так – примерно 6 раундов. Затем подсчитывается у кого сколько денег, самый богатый – победил.
Stockpile понравилась своей вовлечённостью в процесс всех участников и взаимодействием игроков, которого в «Саграде» считай, что и нет. Мы тут все вместе формируем лоты, все вместе за них торгуемся, а потом ещё иногда можем кому-нибудь насолить, снизив курс каких-то акций (или наоборот кому-то помочь). А ещё игра точно никого не оставит равнодушным. Из-за того, что в пакетах акций всегда есть закрытые карты, каждый ход генерируются эмоциональные истории. Вот ты покупаешь лот, переворачиваешь карты, а там…
Сыграли мы в базовый вариант, без уникальных способностей игроков и на «простой» плоской стороне игрового поля, где все компании котируются одинаково и меняют курс от 1 до 10. На обороте игрового поля есть альтернативный вариант с более и менее рискованными акциями, какие-то почти и не растут, а какие-то могут быстро взлетать, но и быстро падать. Вот, надо бы повторить именно на оборотной стороне поля. Так, думаю, будет ещё интереснее.
Ещё опробовали изданную версию игру «Лесные истории». Когда-то давно, чуть ли не в другой жизни, когда ещё не было видеоблогов и во Львове ежегодно проходила выставка «Игросфера», Андрей Колупаев показывал там занимательный прототип игры про зверюшек, которые выискивают в лесу себе еду. И вот, много лет спустя, она добралась до издателя.
Оговорюсь сразу, игра позиционируется как детская, для игроков от 5 лет. Соответственно и процесс незамысловат. Есть звери, медведь, волк, лиса, белка, заяц, ёж. Игроки разбирают их на старте, после чего каждый должен собрать для своего зверя комплект еды, он у каждого свой. Добывается еда на разных участках леса, куда каждый ход наведываются зверюшки.
Делается это так: все игроки выкладывают перед собой рубашкой вверх карту локации, куда они собираются идти, потом все эти карты вскрывают и проверяют, кто нашёл еду, а кто остался ни с чем. Тут всё так устроено, что если в локации есть хищник, он прогоняет остальных зверей, а если в одно место пришли мирные зверюшки, они по очереди берут себе что-то из доступных припасов. Ещё каждый по очереди отправляет в лес собаку, она мешает добывать еду другим зверям.
Решения тут достаточно детские, велика роль случая, т.к. не особо можно угадать кто куда идёт, плюс в каждой локации выпадает случайная (хотя и несколько прогнозируемая еда). Для 15-20 минут неплохо, хотя, честно говоря, сейчас есть безусловные детские хиты, те же «Гонки ёжиков», которым «Лесные истории», конечно проигрывают. И ещё жаль, что тут нет фигурок зверей, которые были в прототипе или хотя бы их картонных заменителей или жетонов, а то отправлять в локации карточки как-то не очень.
В The Game сыграли в базовую (коричневую) версию. Карточки раскладывали по стопкам азартно, временами, казалось, ситуация аховая, но на самом деле ничего страшного случиться практически не могло. После активного погружения в версию Extreme обычная The Game кажется крайне лёгким пасьянсом. Тут, пожалуй, надо постараться, чтобы проиграть 🙂
Первая партия в «Генералов» началась относительно удачно для Союзников. Британия смогла практически первым же ходом скакнуть в Австралию, а вот Америке пришли только «Радары», вслед за которыми началось медленное строительство флота в строну Европы. Тем временем Италия с Германией заняли все европейские регионы и выдвинулись в сторону СССР.
Далее Британия развила успех и добралась до Индии (6 очков в ход), вступив в конфронтацию с Японией. Та зашла в Китай, но дальше не продвинулась, остановившись на 4 очках в ход. Италия помогла немцам развернуть африканский корпус, а СССР каждый ход вновь и вновь отстраивался на Украине, пусть даже для этого приходилось жечь карты, чтобы достать из колоды строительство.
Немцы всё пытались прорваться к Москве, но закончилось это в итоге высадкой в Нормандии. В Западной Европе появились армии США и Британии, а у Германии к тому времени был только «Блицкриг». Вскоре на Берлин полетели бомбы, немцы остались без колоды, а очков, тем временем, у Союзников становилось всё больше и больше, и как-то на 13-м ходу они неожиданно оторвались на 30 и победили.
Вторая партия разворачивалась сильно иначе. США выложили статус «Сычуань» и стали грозить Японии. Та в ответ заняла Китай, а после появления в Сычуани американской армии внезапно разыграла реакцию «Наступление на Китай», позволившую после атаки на Сычуань построить там китайскую армию. Считай, США потеряли 2 хода (статус + выставление армии). А Япония, которой вообще не приходили флоты, следующим ходом заняла ещё и Индию (6 очков в ход).
В Европе тем временем дела были умеренно успешны для Оси и не особо – для Союзников. СССР потерял на старте Украину, и в руке не было карт строительства, чтобы её заново занять. Британия атаковала Западную Европу и не заняла ни Индию, ни Австралию. Зато сбросила «Энигмой» немецкую «Стратегию наступления».
Неожиданно выступила Италия. За традиционным флотом в Средиземном море последовала армия на Ближнем востоке. Это оказался крайне удачный ход, т.к. оттуда было очень удобно атаковать Украину, а потом даже как-то построиться на Украине и в России с помощью карточки «Италия атакует коммунистов», которая срабатывает один раз за несколько десятков партий.
США и Британия сосредоточили свои усилия на Западной Европе, высадились туда и начали воевать с немцами. На помощь в Европу спешила Япония, также дошедшая до Ближнего востока. Оттуда пару раз она атаковала советские армии на Украине и даже сама там дважды отстроилась. Сухопутная Япония – это очень необычно (а делать было нечего, флоты так и не шли).
В какой-то момент Ось вырвалась вперёд почти на победные 30 очков, но несколько не дотянула, получилось только +28. Союзники начали сокращать разрыв, но Германия, Италия и Япония сопротивлялись как могли.
Япония разыграла обе карты экономической войны, Италия тоже сыграла две штуки, да ещё и разграбление. Короче говоря, очки зарабатывали как только можно. В итоге в конце 20-го хода Ось оказалась впереди, всего на 4 очка, но впереди. Достаточно для победы.
Партия понравилась, она была необычной (нечасто увидишь Италию в России и Японию на Украине), очень напряжённой и до самого финала неясно было кто победит. Классно!
Наверное, тут опечатка: на фото нет рядом стоящих кубиков одного цвета (и это вообще логично). Т.е. нельзя ставить рядом кубики с одинаковым значением и одного цвета. (В «Саграду» не играл и правил не знаю — могу ошибиться)
Саграда классная. Она из тех игр, где победа не важна, кайф получаешь за сам процесс игры.
Покупал маленький мир, думая им заткнуть отсутствие контроля территорий в коллекции, никогда я так не ошибался. Игра как и у вас не вызвала ничего, ни разочарований, ни радости. Вроде и понимаешь почему она хороша и может нравиться, но самому играть не хочется. В итоге в билете на поезд ощущается больше контроля территорий чем в маленьком мире.Хотя с любителями игры может и сыграл бы вдруг нужен определенный заряд чтобы игра зашла.
@Xiovaik
Попробуйте Битву за Ракуган, она как раз должна заполнить нишу недорогих игр на контроль территорий