Добро пожаловать в мир настольных игр

Неофициальное расширение к игре «Плоский мир: Анк-Морпорк»

Есть такая игра «Плоский мир: Анк-Морпорк», в своё время выпущенная на русском языке издательством «Звезда». Сейчас она стала практически раритетом, тиражей дополнительных не было, а в узких кругах она весьма популярна. Оказывается, настолько популярна, что к ней даже придумали дополнение — об этом рассказывает читатель ivan111, автор этого самодельного неофициального расширения.

Неофициальное расширение к игре «Плоский мир: Анк-Морпорк»

(посвящается 10-летию выхода игры и всем энтузиастам-настольщикам, принявшим участие в разработке, переводе, вычитке и т.д.).

В нашей игровой ячейке=нашей семье (4 человека и 1 ланкрская ведьма, … ой, куда вы меня тащите!!! … 5 человек), тяготеющей к «евро-играм» (в основном без прямого соперничества и вредительства), особой любовью пользуется «Плоский мир: Анк-Морпорк». Мы наиграли уже свыше полсотни партий (на БГГ указано 51, а статистику я начал вести не сразу). Даже в 2020-2021 гг. при (тут я задумался над эпитетом) сокрушительном сокращении количества домашних игротек мы с удовольствием раскладываем эту настолку.

Коротко об игре: игроки выступают в роли ряда известных персонажей, придуманных и талантливо оживлённых во вселенной Плоского мира английским писателем Терри Пратчеттом.

У каждого персонажа своё условие победы. Своими действиями, выполняемыми с помощью карт, слуг, зданий и денег, игрок стремится выполнить своё условие победы, не раскрывая своих намерений до финала, маскируя свои действия, и всячески мешает соперникам. Можно грабить соперников, присваивая себе их деньги и игровые карты, передвигать или вообще убирать с поля их слуг, уничтожать или выкупать их здания, вызывать случайные события. Но соперники отнюдь не беззащитны: есть защитные карты, есть стратегические планы и тактические союзы, есть чувство юмора и — иногда — деньги, чтобы всё это преодолеть.

Здесь море прямого взаимодействия между игроками, и это хорошая школа (особенно для детей) разделять игру и жизнь, переносить ухудшение ситуации и даже крушение своих планов. Была пара случаев, когда 8-9-летний сын бросал карты и уходил плакать в другую комнату, наотрез отказываясь продолжать игру. Что ж, решали как лучше продолжить партию, как можно меньше влияя на баланс. К счастью, детская психика уже достаточно закалилась, и сыновья с улыбкой встречают игровые кризисы и хладнокровно плетут интриги. Кстати, атмосфера за столом во время партии совсем не хладнокровная (разве что пару первых кругов): крики, смех, угрозы, попытки вскрыть мотивы действия соперника, зловещее «так-так-так, -отвечать к доске пойдёт- 3 своих монеты мне отдаст… мне отдаст…». После финала, когда карты персонажей вскрыты, эмоции быстро остывают, и обсуждение становится очень рациональным, деловым: кто и когда был близок к победе, кто кого и в чём подозревал, «если бы тогда ты не убил моего слугу/не ограбил меня, я бы ух!».

Наш игровой опыт рос, статистика накапливалась — стало ясно, что базовые персонажи неравноценны в схватке опытных игроков. Результатом изысканий стала допечатка фанатских персонажей и статья «Плоский мир»: когда захотелось новых персонажей Игра рассчитана на 4 человек. Давным-давно мы начинали играть вдвоём с супругой. Достаточно быстро к нам присоединился старший сын, потом средний (его успешному дебюту посвящена статья «Плоский мир: две партии с неожиданным результатом»). А теперь и младшему захотелось -таинственных убийств, контроля над районами и вот этого вот всего- поиграть в эту тихую и неконфликтную настолку. Пару раз играли переменным составом: когда у кого-то (не у меня) тренировка или просто погулять захотелось (не мне). Задался вопросом: «А БГГ-то чего сидит и молчит?»

Ну, и что там, на БГГ?

На форуме БГГ есть соответствующая тема «ПНП-репринт и фанатское расширение». Пользователь Napoleon Dinev добавил:

  • компоненты для 5-го игрока;
  • 5 карт персонажей;
  • 4 карты случайных событий;
  • 23 коричневые;
  • и 24 зелёные игровые карты.


Фото пользователя Napoleon Dinev (NapoleonII) с сайта boardgamegeek.com

К сожалению, на выложенных в теме фотографиях виден не весь текст и не все символы действий новых карт. Что-то можно восстановить, а что-то нет (например, получает игрок 1 или 2 победных очка, 1 или 2 (или 3?) монет, условие разрешение игрового спора и т.д. Автор темы логично отказался выкладывать свои материалы и не отвечал на личные сообщения других интересующихся.

Я пошёл другим путём: составил таблицу новых карт для перевода, отметил «белые пятна», предложил свои версии и отправил Н.Диневу, но ответа не дождался. Что ж, переходим к плану Б — «подумай и сделай сам».

Импортозамещение

Обратился за помощью в эти ваши интернеты: выложил свой текущий перевод, обозначил проблемные места, запросил помощь и критику. Вопросы были как по действию карточек, так и по художественному переводу имён собственных из вселенной Плоского мира (бывает по несколько вариантов).

Спасибо за помощь с переводом коллегам по опасному хобби xonix, oroesh, weballin, klish, Daemonn1989. Причём klish проявил настойчивость при вычитке карт и убедил исправить опечатки (я считал, что и так сойдёт, давайте печатать и играть!).

ВНЕЗАПНО коллега scorp666ion — подсказал сайт https://discworld.rifraf.ru/, на котором приведены дополнительные карты на русском языке (зелёные (29 карт), — эту работу выполнил автор сайта Владислав (связаться с ним и поблагодарить можно через форму на сайте (https://discworld.rifraf.ru/contacts/), что я и сделал). Этот бесценный клад радикально ускорил работу.

карты база BGG
(Napoleon
Dinev)
discworld.rifra
f.ru
(Владислав)
Итого в
расширении
Итого база +
расширение
зелёные 48 24 29 30 78
коричневые 53 23 36 36 89
Случайные
события
12 4 10 10 22

Получается, что при 2-4 игроках мы замешиваем карты из дополнения, а потом для игры отбираем соответствующее количество карт каждого вида (12 случайных, 48 зелёных и 53 коричневые).

Если играем впятером, то отбираем уже пропорционально большее количество карт:

карты Всего карт
(база+расширение)
Требуется на 2-4
игрока
Требуется на 5
игроков
зелёные 78 48 60
коричневые 89 53 66
Случайные события 22 12 15

С дополнением игра становится сложнее и интереснее:
— больше персонажей — надо следить за бОльшим количеством игровых параметров
— карты для игры — действий и случайных событий — отбираются на каждую партию случайным образом из заведомо большего количества, делая партии ещё более разнообразными.

Технические неожиданности

Надо сказать, что при заказе распечатки дополнительных карт в типографии меня поджидали последовательно 2 неприятных сюрприза. Заказывал вместе со знакомым, который по работе регулярно печатает. Свой заказ забрал не глядя. Через несколько дней, обложившись ножницами и клеем обнаружил, что половина листов с рубашками напечатана со смещением.

Попросил перепечатать эти листы. Опять проблема: если первый заказ печатали «как есть», то повторный — в режиме «растянуть на весь лист», так что эти рубашки получились крупнее. В связи с этими техническими неполадками тест дополнения был отложен надолго (потом нашу семью посетил коронавирус, потом летний отпуск и разное).

Первая партия с новыми картами

Первую партию с дополнением играли вчетвером («папа, можно я погуляю?»). Замешали в колоды новые карты. Ближе к финалу супруга смогла распространить своих слуг в 11 районов (для победы Лорда Витинари нужны слуги минимум в 8 районах). Мы с сыновьями устроили мозговой штурм на тему «как быть?!!» Вышло, что практически никак. Тогда стали запускать случайные события в надежде на выход «таинственных убийств», «дракона» или чего-то ещё. Но события происходили всё какие-то несмертельные. Из 5 карточек на руках я в свой ход потратил 4 и вслепую поменял своего персонажа (надо же хоть что-то делать).

Вытащил Дракона-короля гербов (побеждает, если на поле одновременно не менее 8 жетонов неприятностей) — неплохо: на поле куча слуг и 10 жетонов неприятностей, на которые уже никто внимания не обращает — все смотрят на слуг супруги, заполонивших почти все районы. Но супруга уже в это раунде выполняет условие победы и побеждает… Добираю карточки до 5 и вижу «Шмяк!» — свеженькая, из дополнения: «Вы можете сыграть эту карточку только в начале хода другого игрока. Сделав это, игрок пропускает свой ход. Условия для победы другого игрока не действуют.» Это фантастика!


Фото Владислава с сайта discworld.rifraf.ru

За столом тихо и спокойно. А чего суетиться-то: сейчас сходит старший сын, убрать 3 слуг потенциальной победительницы ему не под силу, а потом супруга объявит свою победу. Закалённые в анк-морпоркских интригах бойцы не тратят эмоции попусту. Сын заканчивает свой ход, улыбающаяся супруга собирается объявить свою победу и … «Шмяк!» Зачитываю текст карты, соперники перечитывают — всё верно, ход придётся пропустить. Но 11 слуг на поле — это 11 слуг. Средний сын в свой ход убирает одного слугу — у супруги на поле остаётся 10. Я внимательно проверяю картину на поле и, вместо своего хода, объявляю победу и вскрываю своего персонажа.

Эмоций за столом нет совсем — идёт рациональная оценка ситуации: сперва победитель вытащил персонажа, для победы которого всё готово, а потом вытащил карту действия, вынудившую другого потенциального победителя пропустить свой ход и возможность  заявить победу. Отличная кульминация! (А ещё выиграл именно я)


Фото Владислава с сайта discworld.rifraf.ru

Вторая партия с новыми картами

Вторую партию с новыми карточками разложили через пару недель. В этот раз на поле было значительно свободнее и в целом малолюдно. Состоятельные игроки постепенно застраивали кварталы. Супруга в какой-то момент контролировала 4 района, но мы общими усилиями купировали эту угрозу. Среднего сына мы подозревали в стремлении распространять слуг, но это была ошибочная версия. У старшего было много денег, но (1) ему не шли карты со строительством, и (2) мы всячески мешали ему строить. Я играл за командора Ваймса (исчерпание колоды, самое большое количество слуг на поле, своих слуг должно быть больше, чем жетонов неприятностей) и успешно маскировался под одного из Лордов: боролся за контроль над районами и не злоупотреблял сбросом карт. Карты вынуждена была сбрасывать супруга с целью поправить свои финансы, и это меня очень устраивало.

Наконец колода исчерпана. У супруги — лорд, она была близка к победе в какой-то момент. У среднего сына — Гильдия торговцев (условие победы — 10 или зданий любого цвета на игровом поле). Почти в конце партии мы понастроили десяток зданий, но тут же одно из случайных событий уменьшило количество строений до 9. Я выполнил условия победы своего персонажа (Ваймса) и предвкушал вторую победу подряд. Но у старшего сына оказался Мор, ученик Смерти (победа при финальном подсчёте очков, бонус за невыставленных слуг, при споре с Ваймсом побеждает тот, кто богаче). И поскольку сын накопил внушительную сумму денег, то мне оставалось поздравить его с победой

Резюме

Самые приятные ощущения от игры с дополнением — интересные действия, контр-действия (тот же «Шмяк!»), серьёзные случайные события, общее усложнение игры — работа по созданию комплекта карт того стоила, и настолка у нас получила второе дыхание.

Ещё раз спасибо всем кто приложил время и руки к данному проекту. Удачных и интересных партий!

3 комментария

  1. Аноним

    Добрый день)

    Подскажите, пожалуйста где можно взять файлы для печати всех описанных выше карт дополнений

  2. Аноним

    @Аноним
    Здравствуйте!)
    Не нашли случаем файлы?

  3. Сергей

    Очень интересно, где взять файлы для печати.
    Автор, поделитесь пожалуйста!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑