За отчётную неделю сыграно 14 партий в 7 различных настолок, среди них было две новинки – «Азул 5211» и «Экипаж. Погружение в бездну»:

Азул 5211

Мой город

Экипаж. Погружение в бездну

Regicide

Quartermaster General 2nd Edition

Stockpile

The Game

Впервые встречается игра, в названии которой как бы зашифрован процесс. Azul 5211 – карточный абстракт, где получаешь на руки 5 карт, затем играешь сразу 2, потом ещё 1 и ещё 1. А что, удобно, ведь? Даже если правила и подзабыл, прочёл название и сразу всё в памяти и всплыло.

Итак, у нас игра из карт. Есть 5 мастей, в каждой масти с цифрами от 1 до 6. Игроки разыгрывают карты на стол перед собой, сперва 2 сразу, потом ещё два раза по одной, а затем все получают очки. Тут могут быть варианта. Первый – в зачёт идёт масть, карт которой сыграли больше всего. Тут всё просто, каждая карта приносит сыгравшему её игроку очки по номиналу. Но тут есть подвох, если карт одной масти сыграно слишком много, все они сгорают и засчитывается следующая по количеству карт масть. И есть ещё подвох, если на столе оказывается некоторое количество единиц (которые на самом деле не единицы, а карты петухов), то только они и засчитываются, а остальные карты сгорают.

Вот, собственно, и вся игра. Играем карты, добираем руку. Как только все сыграют по 4 карты, раунд заканчивается, откладываем себе карты, которые идут в зачёт, остальные выбрасываем. Затем снова играем карты, и так далее, пока не иссякнет колода. Потом все считают свои карты с очками. У кого больше, тот и победил.

По итогам первой ознакомительной партии игра не особо зашла. Пока есть предположение, что играть можно разными способами. Скажем, зашли тебе хорошие карты, можно аккуратно разведать события первым заходом, а потом доложить что-то хорошее. Или, скажем, у тебя на руках только мелочь, тогда, если есть возможность, можно пойти «в петухов», чтобы напакостить соперникам. Или же просто ориентироваться по ходу событий. Любопытно, что разработчиками заложен элемент игры на жадность, потому как когда у тебя есть подходящая карта на руке и хочется сыграть её на стол, всегда есть риск, что её могут не только перебить петухом, но и просто накидать слишком много карт такой масти, и она просто сгорит.

Но вот такого, чтобы игра зацепила, чтобы хотелось разложить её снова – такого нет. Думаю, это просто из-за того, что мне не особо заходят подобные игры, в которых существенную роль играет хаос, создаваемый действиями других участников и что-то прогнозировать сложно (хотя это мы раскладывали на пятерых, может быть с меньшим количеством участником впечатления были бы другими).

Ах, да, причём тут «Азул»? Да совершенно не при чём. Просто масти карт вместо каких-нибудь обычных красных-синих-зелёных и так далее оформлены в виде плиток из «Азула». Вот такая визуальная связка и всё тут. В части игрового процесса о популярной игре про выкладывание цветных плиток в узоры не напоминает совсем ничего.

Опробовали ещё вторую часть «Экипажа», в которой мы, словно следуя сюжету самых первых компьютерных игр серии X-COM после космических просторов отправляемся в океанские глубины. По сюжету мы тут куда-то ныряем, но, честно говоря, вся сюжетная составляющая притянута за уши, так что её можно просто отодвинуть в сторону и всё. Тем более, что игра всё равно хорошая!

Напомню, «Экипаж» – это развитие идеи традиционных карточных игр на взятки. Её правила практически полностью заранее известны тем, кто играл в какие-нибудь «Червы», «1000», преферанс, бридж и другие классические карточные игры. Суть в том, что один игрок делает ход одной картой, затем все должны положить карту той же масти, у кого будет старшая карта, тот забирает всё это себе (но не в руку, а кладёт рядом) и делает следующий ход. Изюминка «Экипажа» в том, что перед каждой партией игроки получают некие задания – указания на то, кто какие карты должен забрать в своих взятках, после чего все игроки должны сделать так, чтобы эти задания оказались выполнены.

Разговаривать при этом нельзя, в смысле, называть карты на руках не разрешается, надо просто рассчитать, где-то подгадать, а где-то угадать, и правильно разыграть раздачу так, чтобы все нужные карты ушли к нужным игрокам. Второй «Экипаж» предлагает, фактически, то же самое, только в колоде заданий теперь прибавились новые категории карточек. Скажем, если раньше в основном были конкретные задания – кто какую карту должен получить, теперь есть такие вводные: «взять карт такой-то масти больше, чем карт такой-то», «все должны взять примерно одинаковое количество девяток», «нельзя брать первые три взятки» и так далее.

Изменился и внешний вид колоды заданий. Теперь на карточках русскими буквами написаны сами задания. Раньше это были просто изображения карт, которые нужно взять. Теперь же задания прописаны более явно, и даже если это задание взять конкретную карту, там будет написано, что нужно взять именно эту карту.

Как бы то ни было, все этих изменения не касаются сути игры. Ощущения от «Экипажа» остались прежними. Это очень хорошая командная игра, которую можно рекомендовать тем, кто, например, наигрался в «Ханаби» или прошёл вдоль и поперёк первый экипаж. Тут, кстати, тоже есть кампания (правда, в ней только 32 миссии, тогда как в первой игре было 50). Но в целом – игра осталась той же. «Экипаж» и «Экипаж 2» — это как две разных игр в серии Ticket to Ride, формально они разные, но по сути – одно и то же. В общем, если играли в первый и понравилось, смело садитесь за второй. Пропустили по какой-то причине первый? Можете сразу раскладывать второй, ничего не пропустите, если начнёте знакомство с серией с него.

Сделали ещё один подход к «Бирже», играли впятером, на усложнённой стороне поля. И снова впечатления как в прошлый раз – подозрительно мало торгов, лоты часто уходят за бесценок, акции никто не продаёт, и, судя по тому, что обычно победа достаётся тому, кто их копит, ошибки в действиях игроков тут нет.

Но чего-то в игре не хватает. Когда процесс строится только из того, что нужно рассовать карточки по лотам, а потом за них торговаться, хочется чего-то ещё (тем более, что у нас и торгов толком нет). Это получается как бы игра играет тобой, вот тебе карточки – распихай их неким образом, а потом немного повысь ставки (или не повысь). И всё.

Остаётся ещё надежда на роли инвесторов, карточки, наделяющие каждого игрока уникальными свойствами. Возможно они как-то помогут разнообразить наши партии. Если же и с ними ничего не изменится, останутся два варианта. Либо отправить игру на полку до лучших времён, либо попробовать альтернативный вариант игры с Board Game Geek, где люди, точно также не удовлетворённые процессом, придумали для тех же самых компонентов совершенно другие правила.

Второй подход к Regicide оказался таким же неплохим, как и первый, и даже более результативным. Смогли справиться с половиной колоды противников, т.е. побороли всех 4 валетов и 2 дам. Прогресс по сравнению с прошлым разом налицо, тогда мы еле-еле добрались до дам.

На первый взгляд ключ к успеху – это грамотный расчёт атак, тут очень желательно убивать противников, сводя их жизни аккурат до 0, чтобы забрать к себе в колоду этого противника и в дальнейшем пользоваться им как орудием атаки против новых врагов. Это сильно выгоднее, нежели чем просто побеждать врагов, когда они сбрасываются и выходят из игры.

Ещё важный момент связан с добором карт. Условие поражения в этой игре одно, все проигрывают, если кто-то один не способен сбросить карты по значению атаки противника. Это означает, что на руках желательно иметь некий неснижаемый запас. Конкретное значение, думаю, нащупаем с опытом, но навскидку это где-то 3-4 карты минимум, скорее даже 4. Меньше – уже опасность, риск отхватить как следует.

В этот раз разложили Regicide в конце игрового вечера после трёх партий в «Мой город». Как серьёзную настолку её пока не рассматриваем, так, филлер, чтобы быстренько перекинуться и разойтись.

Сыграли ещё в The Game. Как всегда игра проявила себя с лучшей стороны, она нравится новичкам, вызывает интерес, а ещё получилось почти идеально победить – осталась всего одна карта. И, как обычно, воспринимается это как упрощённый вариант настоящей «экстремальной» (синей) версии, которая, куда сложнее, и которую мы так ещё ни разу не не одолели.

В «Генералов» отыграли интересную партию. Кажется, на старте Германии пришли все возможные статусы. Она обмазывалась ими несколько ходов подряд: Синтетическое топливо, Пикирующие бомбардировщики, Стратегия наступления, Блицкриг. Фолькстурм, Атлантический вал. СССР спасло только то, что на розыгрыш всех этих статусов ушло время, достаточное для того, чтобы обложиться реакциями и позвать на помощь союзников.

У Британии не было возможности прыгнуть в Азию со старта, поэтому пришлось ползти туда через Африку. Но уже скоро британские войска обосновались в Индии. Америка же со старта двинулась через Атлантику и вскоре обосновалась и в Балтике, и в Средиземном море. А чуть позже ещё и высадилась на Балканах и дошла до Украины.

Оттуда, кстати, оказалось, можно успешно бомбить и Италию, и Германию. К бомбёжкам немного присоединилась Британия. Суммарно немцы потеряли 14 карт из колоды. И ещё на 6 досталось итальянцам. Потери ощутимые. У Германии колода стремительно опустела, стало ясно, что скоро придётся играть тем, что осталось в руке.

Япония тем временем медленно раскачивалась. С первого хода она стала нести дополнительные очки за Гавайи, потом дошла до Китая и застопорилась. За ход всего 5 очков, и не больше. И только сильно позднее удалось доползти ещё и до Австралии и даже повоевать с Британией за Индию. Разок японцы её заняли, но после их оттуда выбили, плюс в Индию зашли американцы.

В Европе войны как таковой не было. Периодически немцы пытались выдвинуться в сторону СССР, но их осаждали. Иногда Италию атаковали с моря то британцы, то американцы. Германия в итоге сделала рывок в сторону Москвы, но смогла занять только Украину. И то ненадолго, вскоре «Генералом морозом» их оттуда выкосило, а строиться было уже не на что.

Несмотря на подавляющее преимущество Союзников на поле, по очкам почти всё время хоть и ненамного лидировала Ось. Это из-за того, что в начале Британия какое-то время держала только одну свою стартовую звезду. Потом ещё Япония разок отжала Индию, и на какое-то время немцы оккупировали Украину. Тем не менее, ближе к финалу британцы смогли заработать дополнительные очки бомбардировкой Германии, у которой уже не было колоды, а советские армии добрались аж до Италии и заняли её, освободив ещё и Украину.

В итоге разрыв стал сокращаться, а в последнем ходу Союзники вырвались вперёд. Ось к тому времени удалось вообще стереть с лица Европы, так что победа вполне морально оправдана – додавили!

В «Мой город» продолжили, наконец-то, кампанию. Снова будут спойлеры, так что дальше лучше не читайте, не портите себе впечатления, играйте сами. А если уже играли – тогда да, читайте и делитесь своими впечатлениями в комментариях.

Итак, третий конверт. Вскрываем и обнаруживаем в нём новые вводные: произошло наводнение, левая половина планшета считается затопленной, строить здания теперь можно только справа от реки. Это сильно ограничивает площадь для размещения тетрисных деталей, их-то, по-прежнему, столько сколько и было, а территории под застройку, считай, вдвое меньше. Так что, очевидно, всё подряд построить не получится. Придётся где-то пропускать ходы, а где-то и досрочно пасовать.

При этом продолжают работать все предыдущие правила. Церкви надо строить в обязательном порядке. Не можешь поставить церковь, всё, раунд для тебя заканчивается. Так что желательно до последнего держать в запасе участок, где поместится любая церквушка. Также сохраняют силу правила, приносящие очки за самую большую группу зданий каждого цвета, за церкви, рядом с которыми есть здания всех трёх цветов и за плотную застройку в виде 4 зданий рядом с колодцем. Ну и базовые плюсы за незастроенные деревья и минусы за незастроенные камни.

Все эти условия, честно говоря, выполнять сложновато. Я старался деревья не трогать, камни закрывать, а также расставлять здания у колодцев. Группировать по цветам – это, уж, как получится, втыкать разноцветные домики рядом с церквями – тоже. Выходит – хорошо, не выходит, ну, что ж теперь.

По итогам первой партии получилось набрать больше всех очков. За это получит «очки прогресса» и всё. Из элементов наследия второму месту досталась одна клеточка равнины, её надо было наклеить на лес, за последнее место на лес нужно было наклеить деревце. Зато сразу перед началом второй партии (8-й по счёту от начала кампании) все получили по новой наклейке – в самом низу поля у всех появилось по лесопилке, теперь начинать строительство полагается именно от неё, а не от реки.

Раскладываем новую партию, она не сильно отличается от предыдущей, опять стараюсь собрать здания вокруг колодцев, закрыть камни и оставить деревья. Остальные условия выполняю по остаточному принципу. С небольшим отрывом занимаю второе место, получаю новую клеточку поля (награды – такие же как и в предыдущей партии).

Следующая партия. Вводится новое условие – теперь можно строить в лесу. Клетки леса застраиваются как обычные, только в конце игры не приносят никаких штрафов. Не построил в лесу – ничего страшного. Сразу кажется становится играть сильно проще. Места под застройку стало больше, увеличились шансы поставить каждую церковь (которые нельзя не строить). Но тут же и дополнительная вводная, усложняющая жизнь. Пасовать нельзя вообще. Не можешь построить здание – раунд для тебя завершён. Не только церковь, вообще любое здание.

С таким условием мы уже сталкивались. Когда доигрывали второй конверт, в нём последняя партия игралась точно также, надо строить все дома. Не можешь – вылетел. С таким подходом все остальные условия отходят на второй план. Уже не так важно, сходятся ли строения вокруг колодцев и группируются ли по цветам, главное – втыкать их максимально компактно, чем мы и занимались. По итогам этой партии вновь занял второе место, вновь наклеил себе клеточку с чистым полем на лес. Постарался расчистить себе территорию ближе к верхнему правому углу, где ещё есть камни – чтобы их было проще закрывать.

Ещё три партии не изменили впечатления от «Моего города». Это очень хорошая семейная игра с интересным подходом к механике «наследия». Новые правила вводятся постоянно и постепенно, хотя, вот, мы сделали перерыв в 3 недели, и уже немного подзабыли, что церкви строить обязательно (на это намекает восклицательный знак на карточках с церквями). Есть стойкое желание продолжать, обязательно добьём кампанию!