Есть такая неоднозначная игра Oath, которую, к слову, намеревается выпустить на русском языке компания Crowd Games. Придумал её Коул Верле, причастный к серии игр Pax, известной своими далеко не самыми понятными правилами. Игрушка, конечно, любопытная, но памятуя об опыте знакомства с Pax Pamir, поглядываю на неё с осторожностью. На Board Game Geek, в частности, появился один обзор, он немного сумбурный, но зато из него понятно главное — игра требовательна к игрокам. Предлагаю ознакомиться с вольным переводом.
Есть такая хорошо известная пословица: «Историю пишут победители». Куда меньше внимания уделяют обычно тому факту, что перед тем как приступить к написанию истории, победители должны, собственно, победить. Истории всех династий изобилуют подробностями кровавых разделов наследства, придворных интригах, а также взлётах и падениях отдельных персонажей. Простой пример: в рамках одного поколения из-за отсутствия достойного наследника хроника «Леопольда Справедливого» может запросто превратиться в хронику «Леопольда Тяжёлая Рука».
Проблема в наследии и в игре Oath предпринимается попытка решить её уникальным и амбициозным образом – сменой привычного формата механики «наследия». Теперь – никаких наклеек.
Находящийся у вершины власти правитель смотрит на земли своего королевства благосклонным взглядом. Ощущая поддержку народа, он каждый день стремится сделать королевство лучше, исходя из своих представлений о прекрасном. Он продвигает новые технологии, которые могут послужить общему благу, он избегает сплетен, клеветы и заговоров, которые плетутся при дворе. При нём царство входит в новую эру. Он справедлив и мудр.
Надменный король на костяном троне, толстеет благодаря тяжёлому труду подчинённых, возводит монументы в свою честь. Подавляет волю народа, распускает ядовитые слухи, обеспечивает лояльность подчинённых благодаря кумовству и лизоблюдству. Это никто иной, как демонический тиран.
Одно и то же явление может выглядеть совсем иначе, если посмотреть на него под разными углами. Тем более, если говорить о хронике столетий, когда в результате борьбы нескольких участников история формируется, пересматривается и, возможно, в чём-то повторяется. И всё это – непосредственно у вас на столе.
В этой борьбе могут принять участия от 1 до 6 соперничающих племён или семейств, из которых до 5 всегда стремятся свергнуть существующий строй и занять трон, а один будет брать на себя бремя верховной власти, отчаянно сопротивляясь всем попыткам изменить существующее положение дел и не допустить реализации амбиций зарождающихся династий. Всё это очень непредсказуемо, завязано на переговоры, союзы и предательства, это кажется какой-то очень-очень длинной сказкой и, по крайней мере, на начальном этапе знакомства, крайне пугает.
Я оказался одним из первых, до кого добралась коробка с Oath. Это позволило одним из первых сыграть в физическую копию игры, тогда как уже на протяжении некоторого времени можно было опробовать её в электронном виде. Однако я намеренно этого не делал, т.к. у меня аллергия на Tabletop Simulator, плюс мне не хотелось пробовать бета-версию игры, а хотелось получить её в окончательном виде.
Если на этапе кампании на «Кикстартере» Oath выглядела несколько банально, в дальнейшем с ней произошло нечто чудесное. Кажется, Кайл Феррин превзошёл сам себя, иллюстрации ничуть не хуже, чем в Vast и Root, только в Oath ещё есть сотни уникальных карт.
Игра не раскрывается сразу. Она требует от вас верности и приверженности, без которых насладиться ею в полной мере не получится. Взяв за основу достаточно тривиальные механики контроля территорий, управления ресурсами и менеджмента руки, разработчик Коул Верле добавил к ним многочисленные изменяющиеся параметры, зависящие от текущего состояния игрового поля, которое тоже постоянно меняется. Варианты, угрозы, возможности, даже условия победы – всё это находится в постоянном изменении. Даже после освоения базовых вещей в игре остаётся ещё миллиард нюансов, причём проявляются они медленно, по мере погружения игроков в процесс.
Сыграть первую партию помогут специальные инструкции в коробке с игрой. Вы будете совершать заранее прописанные действия и увидите, как работают те или иные элементы игры. Это такая своеобразная «вводная», позволяющая продемонстрировать возможные стратегии и гамбиты, а также дать представление о возможностях игроков. Но скорее всего сразу же после завершения этой обучающей фазы вам придётся уткнуться в книгу правил на предмет изучения всяких исключений и значений различных символов. И чуть позже вы начнёте осознавать встающие перед игроками возможности и ограничения.
По сути Oath – это игра о компромиссах и противоречивых амбициях, в которой нужно стремиться выиграть и при этом не позволить соперникам выполнить их совершенно разные условия победы. Более того, эти условия победы могут меняться от хода к ходу. Сможете ли вы за всем этим уследить?
Один из игроков всегда выполняет роль канцлера, повелителя королевства. В ходе партии он будет прилагать основные усилия, чтобы удержать свой титула хранителя обета в течение определённого количества ходов. Другие игроки – изгнанники или граждане – будут выполнять свои цели или пытаться стать преемниками канцлера.
Выполняя свои условия победы, игроки будут стремиться к военному господству, благосклонности народа или овладению тайнами и секретами. Для этого придётся оперировать двумя тематическими ресурсами: «благосклонностью» и «секретами», они используются для пополнения «поддержки», которая тратится при выполнении игроками действий.
Все эти игровые сущности тесно переплетаются друг с другом. Ни одна из игровых систем не существует в вакууме, каждая карта, каждая локация – все это работает как слаженный механизм, где каждый элемент – это небольшая, но важная шестерёнка. Троньте что-то одно и в движение придёт вся конструкция. Из-за этого, кстати, часто действия игроков влекут не только желаемые, но и непредсказуемые последствия.
Сфокусируйтесь на каком-то отдельном элементе, и вы наверняка проиграли. Благодаря гибкости и эластичности элементов игры до самого последнего хода всегда сохраняется интрига, потому что даже в самой невероятно неудачной ситуации есть шанс создать свою империю, которую затем придётся защищать и оберегать от посягательств оппонентов.
И если канцлеру удастся удержаться на своём месте несмотря ни на что, вскоре он увидит, как его власть продолжается и в будущих поколениях. Это выражается как в физическом изменении территорий, так и в возвышении его любимых фракций. Хотя на практике это может показаться не столь интересным – после каждой победы в колоду добавляются несколько карт или же что-то из неё удаляется, а на поле появляется один, хотя и важный, монумент. А затем армии вновь пойдут в бой, начнут плестись интриги и возможно – лишь возможно – возвышение одной из фракций изменит ход игры по мере развития королевства.
В игре, где отдельные карты могут обратить поражение в победу, мелочей не бывает. Хотя чтобы это осознать скорее всего потребуется отыграть достаточно много партий, чтобы у всех в головах отложилось какие именно возможности есть у игроков, на что способна каждая фракция и как лучше это использовать в своих интересах.
И в этом и проблема Oath.
Эта игра – словно неуверенный в себе монарх. Она требует лояльности и лишь впоследствии готова наградить вам знаками отличия, позволяющими проходить в её роскошные покои. Она очень медленно раскрывается. Сначала кажется, что это просто карточная игра на контроль территорий с бросками кубиков. Позднее, по мере того, как игроки в ней освоятся, окажется, что это нечто более сложное, с широким сектором возможностей. И лучше всего она, конечно, раскрывается, если раз за разом собираться одной и той же компанией. В таком формате вы сможете написать и неоднократно переписать собственные хроники империи и изгнания, с обидами, расколотыми союзами и прочими памятными моментами.
Вопрос лишь в том, насколько востребованным окажется такой подход в сегодняшних условиях, когда стало привычным «скакать» от игры к игре в поисках очередной горячей новинки. Тем не менее, мы уже успели отыграть 7 партий, и все остались довольны. В компании с тремя товарищами мы возвращались в этот мир раз за разом на протяжении двух недель, тогда как многие другие игры могут похвастаться таким количеством подходов лишь за целый год.
Но Oath заманивает нас обратно, всё время обещая, что уж в следующий раз мы точно перечеркнём историю, сохраним власть или узурпируем её волей народа. А затем всё потеряем и всё достигнутое пойдёт прахом. И так ход истории будет разворачиваться снова и снова. Особенно, если в конце пятого хода по броску кубика канцлера выпадает шестёрка, означающая немедленный конец игры.
Дико амбициозная, опасно меркантильная и умышленно требовательная игра Oath воплощает в себе характеристики императора. Уступите его требованиям, и он подарит вам редкостные удовольствия. Будете делать всё ему вопреки, и он с лёгкостью вас одолеет.
Отличный отзыв, выглядит амбициозно. Надо присмотреться