Одни из самых ценных материалов по настольным играм — это советы по стратегии. Их до сих пор мало, вероятно, не особо-то они и востребованы, но такие статьи я всегда читаю с большим удовольствием.

А тут, надо же, подобная публикация появилась по «Генералам», да ещё и написана самим автором игры. В ней разбирается вопрос, как сбрасывать карты из руки при игре с дополнением. Это очень интересный аспект игры, так что предлагаю погрузиться в него в вольном переводе статьи Total War and the Art of Discard.

При игре в «Генералов: Вторая мировая» (Quartermaster General) с дополнением Alternate Histories или Total War в игре появляется новый ключевой элемент. В конце своего хода вы должны либо сбросить карту из руки, либо потерять 1 очко.

Это условие «давит» на игроков, заставляет принимать непростые решения относительно дальнейшего развития партии, основываясь на неполной информации. Скажем, вам хочется собрать мощную комбинацию из 3 карт, но на руках у вас есть только 2 из 3 карт. Как долго вы будете ждать третьей, перед тем, как решитесь сбросить одну из них? И я гарантирую, как только вы это сделаете, тут же из колоды и придёт та долгожданная карта.

Вот аргументы за то, чтобы сбрасывать карты каждый ход:

— Если в конце игры в вашей колоде остались карты – это напрасно неиспользованный потенциал. Разумеется, если вы одержали досрочную победу, ничего страшного в том, что у вас осталась колода. Но если вы не победили и при этом не истратили все свои карты, вероятно вы воспользовались не всеми доступными ресурсами.

— В ходе игры у вас в руке всегда есть 7 случайных карт из колоды. Следующая карта, которую вы наберёте, скорее всего будет лучше, чем 3 самые плохие карты в вашей руке. Однако в ходе партии карты у вас в руке подбираются не совсем случайно, вы оставляете себе что-то нужное, ориентируясь на выбранную стратегию и в таком случае шансы на то, что новая карта может быть лучше многих карт у вас в руке, могут быть меньше. Однако всегда стоит помнить о том, какие отличные карты ещё остаются в вашей колоде. И когда вы скидываете что-то из руки, вы повышаете свои шансы получить эти карты.

— Если вы ждёте, когда из колоды придёт какая-то конкретная карта, а при этом противник планирует провести по вам бомбардировку, лучше вытянуть из колоды как можно больше карт, до того, как на вас посыпятся бомбы. Уж лучше повысить свои шансы получить нужную карту из колоды, чем потерять её из-за экономической войны.

— Существует немаленькая вероятность, что партия закончится досрочно, до 20 хода. Поэтому не стоит беспокоиться, что вам может не хватить карт на последние ходы. Лучше ориентируйтесь на ближайшую перспективу.

— Если вы не сбрасываете карту в конце хода, т.к. у вас на руках хорошие карты и вы сознательно не желаете с ними расставаться, вы должны осознавать, что каждая такая карта позволяет вам заработать больше 1 очка.

Вот аргументы за то, чтобы не сбрасывать карты каждый ход:

— Сбрасывая каждая последующую карту вы делаете себе всё хуже и хуже, поскольку сперва вы сбрасываете самую плохую карту, потом чуть менее плохую, и так далее, пока в итоге не будете вынуждены сбрасывать хорошие карты. А, уж, в ситуации, когда вы и так сбросили дополнительные карты, например, чтобы найти в колоде атаку или строительство, либо за использование статуса, на руках могут остаться исключительно хорошие карты, лишаться которых просто нельзя.

— Каждая карта на руке определённо принесёт вам больше 1 очка.

— В следующем ходу вы планируете сбросить карты для поиска атаки или строительства и заранее хотите попридержать плохие карты в руке, чтобы потом сбросить именно их.

Изменение ценности карт

Как правило по ходу партии ценность карт уменьшается. В самом начале вы ещё не знаете как будут разворачиваться события в текущей партии, так что многие карты можно оценивать как потенциально эффективные. Разыгрываемые в первых ходах карты влияют на то, как будут развиваться события в дальнейшем. Сыгранные в начале партии статусы будут использоваться чаще, а у подготовленных на старте карты реакции будет больше потенциальных моментов для применения. Скажем, если вы играете за Италию, Японию или Британию и понимаете, что вас будут часто и много бомбить, возможно у вас появится желание не сбрасывать карты в конце хода на начальных ходах, т.к. «они все хорошие».

Какие потенциальные угрозы нужно учитывать

Обычно игроки не сбрасывают карты по одной причине – им хочется иметь как можно больше вариантов действий, не лишая себя каких-то возможностей. Давайте посмотрим, какие типы карт могут быть у вас на руках:

— Карты, которые могут понадобиться для обороны: например, чтобы заново отстроить армию в стартовом секторе. Иногда от них можно отказаться, если вас может прикрыть товарищ по команде.

— Карты, которые, как правило все стремятся сыграть (например, «Энигма»), но при этом нужно, чтобы у вас была возможность их сыграть.

— Наконец, ещё у вас могут быть другие карты, которые необходимы для реализации выбранной вами стратегии. Это могут быть как карты из вышеперечисленных категорий, так и любые другие карты.

Эти «другие» карты могут быть крайне ценными в комбинации с ещё какими-нибудь картами, либо в ситуациях, когда вы действуете сообща с другой страной. Если вы хорошо знаете колоду, вы должны уметь оценивать, насколько велики шансы реализовать выбранную вами стратегию, и понимать, что если всё зависит от того, придёт ли вам в будущем какая-то конкретная карта, не факт, что вы её действительно получите (если только у вас не заканчивается колода).

Например, в руке у игрока могут быть карты для двух разных комбинаций. Однако чтобы разыграть хотя бы одну из них, ему придётся сбросить карты, относящие к другой комбинации. И вот тут – самое важное – нужно уметь правильно оценивать игровую ситуацию, чтобы понимать, есть ли у вас возможность подождать ещё один ход в надежде на приход нужных карт, или же пришло время действовать и нужно сбрасывать какие-то карты, как бы жалко их не было.

Идентификация неочевидных ненужных карт

Каждый ход вы должны разыгрывать карту. Представьте, что вам всё время будут приходить в руку нужные карты, и подумайте, что в такой ситуации вы будете разыгрывать в течение следующих нескольких ходов. Затем подумайте, как противники могут среагировать на ваши действия и что вам придётся сыграть в таком случае. Таким образом, у вас есть модель, когда вы разыгрываете карты в идеальной ситуации и модель, когда вы разыгрываете карты в ситуации, приближенной к реальной. Если у вас в руке есть карта, которая не годится ни для первой модели, ни для второй, вероятно эта карта – кандидат на сброс.

Несколько одинаковых карт атаки или строительства в руке – это тоже повод задуматься над тем, чтобы что-то из них сбросить. Но при этом надо учитывать возможности вашей колоды, и что уже лежит в вашем сбросе. Скажем, если играя за Японию в 10-м ходу вы хотите сбросить одну из двух оставшихся карт строительства армии, возможно, стоит подумать о том, чтобы сбросить что-нибудь другое. Тут многое зависит от текущей игровой ситуации и от того, вписываются ли имеющиеся у вас на руках карты в ваши дальнейшие планы.

Экономическая война и сброс карт

Как уже отмечалось, как правило, карты имеют большую ценность в начале партии и теряют её по ходу игры. Поэтому чем раньше разыгрывается карта экономической войны, тем больший урон она способна нанести, т.к. сбрасывать приходится совершенно случайные карты, поскольку противник ещё мог не успеть «собрать» в руке нужные ему «козыри».

В большинстве случаев игроки предпочитают разыгрывать карты экономической войны на более поздних этапах, когда противник уже не экономит карты. Если в таком случае колода у него всё равно не заканчивается, получается, экономическая война неэффективна, т.к. не наносит оппоненту особого урона. Однако есть вероятность, что в результате сброса карт противник-таки начнёт их экономить или даже вынужден будет играть менее эффективно. Но даже если так и происходит, обычно сложно понять, что это случилось именно в результате применения экономической войны.

В целом мне кажется, что недооценивать разрушительную силу бомбардировок нельзя. Вот хороший пример: возьмите колоду Британии и дважды сдайте из неё по 4 случайные карты. Уверен, если выкинуть эти 8 карт из колоды, это обязательно окажет влияние на доступные Великобритании возможности.

Нужно также учесть, что в команде Союзников многие карты экономической войны устроены таким образом, что их чаще всего получается сыграть на более поздних этапах игры.

С другой стороны, многие карты экономической войны в колодах Оси могут быть использованы примерно в середине партии, для их розыгрыша нужно иметь армии или флоты в нужных местах. Играя за Ось, многие игроки сбрасывают карты экономической войны, полагая, что их розыгрыш – это напрасная потеря темпа, и это опасение вполне оправдано. В защиту этих карт можно сказать, что если вы подбираетесь к разрыву в 30 очков в районе 12-13 хода (к чему я крайне рекомендую стремиться), к этому времени ваши армии и флоты уже должны оказаться на нужных позициях, чтобы либо принести вам дополнительные очки, либо помешать противнику продолжить сопротивление.

Заключение

Опытные игроки не зацикливаются на определённой стратегии, а хладнокровно адаптируются к ситуации, играя теми картами, что пришли на руки и распознавая доступные возможности. Регулярный сброс карт в каждом ходу не только позволит вам не терять очки, но и позволит избавиться от плохих карт. И не считайте, что экономическая война – это всегда ненужно, только из-за того, что они не позволяют держать темп.