В 2020 году в Португалии вышла игра Red Cathedral, в которой игрокам предлагалось поучаствовать в возведении собора Василия Блаженного, что стоит в самом центре столицы нашей родины городе Москве прямо на Красной площади. Мало того, что игрушка оказалась сама по себе неплохой, так ещё и тематика непосредственно связана с Россией, поэтому отечественные издатели не смогли пройти мимо.
Так в 2022 году компания GaGa Games выпустила «Красный собор». Небольшое евро в компактной коробочке про строительство того самого собора. В ней игроки перевоплощаются в строителей эпохи Ивана Грозного и принимают участие в создании Собора Василия Блаженного. Собор, понимаешь, один, строителей несколько, у каждого есть шанс себя проявить и зарекомендовать в глазах царя. Для этого всего-то надо строить лучше всех: по возможности побыстрее и покрасивее.
Что в коробке
Игра поставляется в необычно небольшой коробке наполненной необычно большим количеством компонентов. Тут есть и складное игровое поле, и персональные планшеты игроков, и ресурсы в количестве 7 разных типов, да ещё и исполненных по-разному: картонные монетки денег, деревянные фишки дерева, камня, золота и кирпичей, плюс пластиковые драгоценности двух видов. Ну и ещё всякие картонные жетоны, несколько шестигранных кубиков и несколько колод карт мини-формата (в половину обычной игральной карты). Есть даже отдельная колода для соло-режима и небольшой промо-набор.
С точки зрения наполнения коробки и комплектации – всё очень на уровне. И отдельный плюс за то, что все эти компоненты положили в достаточно небольшую коробочку. Экономия места на полке с игрушками – это всегда актуально.
Как играть
С точки зрения игрового процесса «Красный собор» очень прост. Тут есть всего 3 действия: можно застолбить участок стройки, можно добыть ресурсы и можно отправить ресурсы на стройплощадку. Собственно, это именно то, чем и будут заниматься игроки в ходе партии: «бронировать» себе участки, разживаться ресурсами и отправлять их на стройку.
Для строительства каждого участка надо накопить на нём определённую комбинацию ресурсов. Чаще всего это 3 единицы чего-нибудь, хотя иногда надо чуть больше или чуть меньше. Стройкой каждый игрок занимается в индивидуальном порядке, то есть один конкретный участок может построить только тот, кто его «забронировал». Поэтому Собор мы, хотя и возводим все вместе, непосредственно помочь друг другу ресурсами нельзя (да это и не требуется). Как только всё необходимое доставлено на стройплощадку, участок тут же строится. Тот, кто его построил, получает положенную награду – монеты и (или) победные очки. И так – пока кто-то не построит нужное количество участков, после чего игра заканчивается.
По сути, вся игра крутится вокруг добычи ресурсов. Для этого тут придумана хитрая конструкция. На игровом поле есть круг, разбитый на секторы. Каждому сектору соответствует тот или иной ресурс, а по кругу движутся шестигранные кубики. В свой ход игрок может подвинуть любой кубик вперёд. Значение кубика определяет сколько он делает шагов. В каком секторе кубик остановился, такие ресурсы игрок и получает. Причём, в секторе помещается до 3 кубов, чем их больше, тем больше ресурсов приходит.
Вот, в общем-то, и всё. Добываем ресурсы, бронируем участки, отправляем ресурсы на стройплощадку. Тут есть ещё ряд нюансов, построенные участки можно украшать, помимо добычи ресурсов можно использовать спецсвойства ремесленников, плюс можно прокачивать бонусы отдельных кубиков, но это уже мелочи.
Впечатления
«Красный собор» легко позиционировать как игру для новичков. Несмотря на ряд нюансов, основной принцип очень прост: добываем стройматериалы и отправляем их на стройку. Это логично, понятно и соответствует жизненной логике и опыту. Ну а что касается отдельных моментов, всякие украшательства, дополнительные эффекты и прочее, это дело наживное, в пределах одной партии усваивается без вопросов.
Также в пользу новичков работает и тематика. Собор Василия Блаженного на Красной площади известен чуть менее, чем всем жителям нашей страны и поучаствовать в его возведении, пусть и в игровой форме, это однозначно интересно. Хотя, на самом деле, игра устроена так, что чувствуется, что, вроде как что-то строим, но не ощущается, что именно Собор Василия Блаженного. Но это уже вкусовщина. Строим? Строим! Собор похож на тот, что на Красной площади? Похож! Чего ещё надо?
Сама игра работает очень бодро. Каждый ход не занимает много времени. Мы или кладём свой флажок на один из участков строительства, или переносим туда ресурсы из своего личного запаса, либо двигаем один из кубиков по игровому полю, берём себе ресурсы, а потом этот же кубик ещё и бросаем. Во всех случаях нет ни пауз, не провисаний, своего хода ждать не приходится. И это, опять же, плюс для начинающих игроков.
Конечно, сам по себе механизм добычи ресурсов несколько абстрактен и сюжетная подводка несколько хромает: мы якобы отправляемся на рынок, откуда возвращаемся с новыми стройматериалами, а иногда ещё и несём обратно больше денег, чем взяли с собой, но это не страшно. В конце концов, бывают евроигры с куда более хитрыми схемами.
Несмотря на наличие общей стройплощадки, очень явно чувствуется «копошение в своём огороде». У каждого игрока есть персональный планшет, где сосредоточено немало сущностей. Тут и склад ресурсов, и памятка, и дополнительные эффекты цветных кубиков. Наконец, это то самое место, куда поступают стройматериалы и откуда они отправляются на стройплощадку. Поэтому в значительной степени фокус внимания игроков направлен на личные планшеты (хотя и с оглядкой на территорию застройки).
Отсюда ещё один элемент игры – взаимодействие игроков тут косвенное. Пересечение присутствует на стройплощадке при бронировании участков, есть возможность немного насолить товарищу, если успеть построить следующий этаж самому, раньше, чем соперник завершит предыдущий. И в самом конце игры отдельно подсчитывается, кто сколько построил участков в каждой башне собора. Каких-то вещей, позволяющих сделать оппоненту совсем нехорошо, заблокировать или отнять ресурсы, ничего такого нет, что также положительно работает на аудиторию начинающих настольщиков.
Зато садиться за игру компанией с различным уровнем опыта не страшно: персональные планшеты игроков тут исполнены в двух вариантах, обычном и экспертном режимах. Чтобы более-менее уравнять шансы, новичкам можно положить их обычной стороной, а более опытным игрокам – усложнённой.
В целом, конечно, «Красный собор» оставляет типичные ощущения для евроигры. Задача игрока тут – добывать ресурсы максимально эффективным способом и тратить их с максимальной выгодой. Как именно они добываются и как именно они тратятся – это частности, устроенные в каждой евроигре по-своему, но основной принцип неизменен: надо что-то получить и что-то потратить и эффект от этих действий должен быть максимальным. Игроки вынуждены так действовать, потому что партия заканчивается, как только кто-то построит нужное количество участков. На начальном этапе партии и даже в её середине, это, возможно, не особо заметно, но ближе к финалу становится очевидным, что кто- то может успеть достроить свой финальный участок и мало того, что получит за это дополнительную награду, так ещё и помешает всем остальным реализовать задуманные планы, которые требуют ещё нескольких ходов.
Плюсы:
+ очень компактная и лаконичная настолка;
+ хорошая евроигра с оригинальным движком;
+ тематика игры связана с Россией.
Минусы:
— хорошая игра, но сухая и безэмоциональная;
— косвенное взаимодействие игроков;
— «ещё одно евро», не привносит в жанр ничего принципиально нового.
Резюме: «Красный собор» — хорошая настольная игра европейского стиля со всеми типичными характеристиками этой категории настолок. Если вы уже пресытились подобными настолками, можете смело проходить мимо, ничего не потеряете. Если же нет – можете смело садиться за неё как с новичками, так и с опытными любителями жанра. Будет интересно, тем более, что тематика тут – про Россию.
Добавить комментарий