«Каррамба!» – игра для 2-4 игроков с партиями на 30 минут, в которой надо бегать по палубе корабля, искать сокровища и сражаться с пиратами противника. Это настолка отечественного происхождения, её разработал некто Женя Егоров, который, как отмечается прямо в правилах, придумал её ещё в 8-летнем возрасте. Выпустило игрушку российское издательство «Экономикус».
О чём игра
Небольшая коробка, оформленная в синих морских тонах, скрывает внутри игровое поле, а также россыпь квадратных картонных жетонов. Перед началом партии их положено разложить на поле. Ещё в коробке есть деревянные фишки пиратов, каждый игрок получает по 3 штуки, а к ним в придачу ещё и персональный планшет из плотной бумаги. На нём надо расставлять своих бойцов, тут же содержится памятка по игре, а по бокам от планшета надо будет раскладывать всякие трофеи. Ещё в игре есть кубики, по одному на игрока, жетоны монет, а также необычные картонные полосы с изображением волн, которые постепенно будут затапливать корабль (ими в ходе партии постепенно будет накрываться игровое поле).
Принцип игры очень прост, двигаешь своего пирата по полю, а затем переворачиваешь жетон, на который наступил и смотришь, что там на этом жетоне за эффект. Чаще всего игрокам будут попадаться сокровища (нашёл – сразу забери его на планшет), нейтральные противники (за победу над ними тоже полагаются сокровища), а также оружие (пригодится, чтобы воевать с нейтралами и друг с другом).
Когда все приготовления проведены, можно начинать игру. Перед игроками открывается поле с разложенными на нём картонными жетонами. Что именно скрывают жетоны – неизвестно, но примерно что где лежит догадаться можно, т.к. на рубашке каждого жетона указан его тип. Задача игрока – набрать больше всех сокровищ (и где лежат сокровища заранее понятно).
Пираты, в атаку!
Ход игрока в «Каррамбе» заключается в том, что нужно выполнить два действия. Выбор невелик, пираты умеют двигаться и атаковать, плюс если кого-то смыло за борт, можно ещё выбраться из воды. Оба действия можно совершать как одним пиратом, так и взять двух разных и совершить по действию каждым из них.
Собственно, в двух основных действиях – перемещение и атака – вся игра и заключается. Мы бегаем по полю в поисках сокровищ, иногда находим какое-то оружие и периодически можем выдвинуться на линию атаки и напасть на кого-то из пиратов соперника. При этом бросается кубик, при удачном броске нападение проходит успешно, противник оказывается за бортом.
Любопытный нюанс, когда вы бросили кубик, его значение сохраняется и в дальнейшем используется для проверки успеха следующего броска. Если вам выпало 6 (это успех), в следующий раз успешным броском будет только шестёрка. Если же выпало, скажем, 2 – это провал, но зато при следующем броске успех будет если на кубике выпала двойка или больше. На деле это означает, что удача в игре как бы управляема. Хороший бросок на кубике с высоким значением компенсируется тем, что в следующий раз добиться успеха будет сложнее, а плохой бросок почти наверняка гарантирует, что в следующий раз вам повезёт.
Каждое успешное поражение вражеского пирата не только замедляет прогресс противника (ведь надо тратить действия, чтобы выбраться из воды), но и приближает концовку партии. По правилам когда пират снова забирается на борт площадь игрового поля уменьшается. С одного из краёв выкладывается специальная «полоса затопления» и клеточек, по которым бегают пираты, становится на один ряд меньше. В итоге если (и когда) на поле не останется жетонов находок или будут выложены все полосы затопления, это означает финал партии.
В этот момент подсчитываются очки – их начисляют за добытые сокровища, за поверженных скелетов и за собственных пиратов на корабле. У кого счёт оказался максимальный, тот и молодец.
Плюсы и минусы
Главная характеристика «Каррамбы» — это очень простая игра. Тут всего очень немного. Небольшое (относительно) по площади поле. Небольшой выбор действий. Небольшое количество действий в ход. Небольшая вариативность жетонов на игровом поле. Небольшая процедура сражений. Всё, по большому счёту, очень просто и доступно даже ребёнку.
Важно, что действовать вслепую не приходится. Из-за того, что на всех жетонах примерно обозначены возможные находки, вроде как заранее прикидываешь, чего тебе хочется и стараешься этого достичь. Видишь рядом жёлтый жетон – хватай его, там золото. Нужно чем-то воевать, топай в сторону коричневого жетона с каким-то оружием. Есть оружие, но рядом нет соперников, иди в синий жетон, там будет скелет, повоевать можно с ним.
Но у этой монеты есть и вторая сторона. Игра, скорее всего, только детям и будет интересна. Потому как ведь хорошая настолка – это последовательность интересных решений. А тут эти решения, как бы это сказать, как бы несколько очевидны. Нет, это не значит, что игра играет игроком, выбор, всё-таки, присутствует, просто он – очень небольшой. По сути можно бежать за сокровищами, можно биться с противником. И ещё собирать оружие. И воевать. И всё.
В пользу детскости игры говорит и такое правило, что если кто-то выкинул на кубике единицу или шестёрку, надо кричать «Каррамба» (при этом значение кубика игрока уменьшается на 1, что повышает шансы на успех при следующем броске). В обычных настолках подобные элементы как-то не припоминаются.
Интересная находка разработчика – сужающееся поле. Это, прям, перенос в настольный формат популярной в последние годы тенденции компьютерных стрелялок в режиме «королевская битва», когда в начале матча арена очень велика, но со временем она становится всё меньше. Из-за этого хотя поле и пустеет по ходу партии, к её финалу скучно не становится, т.к. пираты разных игроков вынужденно сталкиваются на ограниченной территории.
Если же говорить о разработке игры в целом, нельзя не отметить, что на тему пиратов, бегающих по полю из квадратных фрагментов, и собирающих сокровища есть очень известная настольная игра «Шакал». И глядя на «Каррамбу» не получается не задаться вопросом, а не вариация ли это на тему? Действительно ли это оригинальная игра, или некая переработка идей «Шакала»?
В пользу оригинальности говорит напечатанная прямо в правилах трогательная история маленького мальчика Жени, который придумал эту игру давным-давно, а теперь ещё и получил возможность воплотить её в жизнь, а также некоторые оригинальные элементы механики. В пользу вторичности – тема, набор компонентов, общий сюжет и принцип игры. Наверное, обе версии имеют право на жизнь, хотя, от подозрений в том, что автор был знаком с «Шакалом», пусть даже в каком-то зачаточном варианте, отделаться не получается.
Итого
Вот такая она – «Каррамба!». Простенькая игрушка с быстрыми партиями, ориентированная скорее на детскую аудиторию, но при этом значимые решения в ней тоже присутствуют. Она может быть интересна начинающим настольщикам, скорее даже младшего школьного возраста. Более взрослым и более опытным игрокам можно смело проходить мимо.
Добавить комментарий