В современных условиях, когда настольные игры превратились из малоизвестного занятия в нормальное популярное хобби, им теперь приходится бороться за внимание игрока самыми разными способами. Один из широко распространённых вариантов – предложить концентрированные впечатления, ужатые до рамок недолгих партий, каждая из которых оказывается до предела насыщена действиями.
По такому пути в 2019 году пошёл Паоло Мори, разработчик, придумавший «Натиск!», дуэльную игру, позволяющую отыграть Вторую мировую войну всего за 20 минут. Новинка оказалась хорошо воспринята аудиторией, поэтому на такой благодатной почве вскоре проросла ещё одна «двадцатиминутка», на этот раз посвящённая борьбе за власть в Римской республике в эпоху её заката. В ней в роли Цезаря и Помпея придётся схватиться за доминирование во множественных провинциях, чтобы в итоге стать единственным правителем Рима. Знакомьтесь, дуэльная игра «Цезарь! Завоюйте Рим за 20 минут» от GaGa Games.
Наполнение коробки
Игра состоит из небольшого складного поля, картонных ширм, тканевых мешочков и россыпи круглых картонных жетончиков. Жетоны тут всякие разные, есть комплект одного игрока, есть комплект другого игрока, есть жетоны бонусов, а есть ещё несколько небольших набором, каждый из которых считается мини-дополнением. На начальном этапе знакомства с «Цезарем!» их предлагают отложить в сторонку, а впоследствии постепенно добавлять, повышая градус напряжённости и расширяя возможности игроков. Плюс ещё есть стопка карточек для соло-игры.
Качество компонентов тут на хорошем уровне. Всё удобно и функционально. На жетонах отпечатаны разные символы и цифры, всё это хорошо различимо и без затруднений считывается. Мешочки годные, ширмы свою задачу выполняют (разве что есть небольшое подозрение, что они ненамеренно вырублены вверх ногами, потому как «на голове» они стоят как-то более устойчиво).
Отдельно стоит отметить игровое поле. Оформлением игры занималось зарубежное издательство PSC Games, которое ранее выпускало такие известные в узких кругах настолки, как Quartermaster General: 1914 и Quartermaster General: The Cold War. Так, вот, поле в «Цезаре!» оформлено в той же стилистике и цветовой гамме, что и эти игры, и это просто радует глаз. А ещё по сравнению с тем же «Натиском!» коробка компактнее, а, значит, экономит драгоценное место на полках.
Вперёд, к сражениям!
Весь процесс в «Цезаре!» вертится вокруг борьбы за провинции. На игровом поле изображена карта Римской республики, поделённая на отдельные территории, каждую из которых в отдельности можно будет захватить. Устроено это следующим образом: по периметру всех территорий есть специальные места, куда игроки могут выкладывать свои жетоны. Обычно это где-то от 3 до 5 ячеек, и как только все эти «слоты» оказываются заняты, подсчитывается сила каждого игрока в провинции. У кого больше, тот её и захватил. Вроде бы всё просто, но тут есть нюансы.
Во-первых, любой жетон нельзя класть абы куда. Всего в игре есть 3 типа жетончиков: меч, щит и корабль. Подходящие места под них обозначены непосредственно на поле, так что если, например, у вас в руках нет корабля, занять морской участок, вам, видимо, не светит. Придётся пристраивать куда-то то, что есть.
Во-вторых, все жетоны игроков в игре как бы двухсторонние. Только не в том плане, что их можно класть на поле «орлом» или «решкой». Каждый жетон «располовинен» на две части прямой линией и на каждой половинке пропечатана сила войска. Это означает, что каждый раз, когда мы выкладываем жетон на поле, он учитывается сразу в двух провинциях: одна половина – в одной, другая – в другой. И, учтивая, что на каждой половинке жетона пропечатаны разные цифры, приходится подумать, как его выгоднее размещать.
В-третьих, за окончание сражения в каждой провинции тут полагаются дополнительные бонусы. Причём, что важно, этот бонус получает не тот, кто провинцию завоёвывает, а тот, кто кладёт в неё последний жетон. Так что иногда имеет смысл сознательно отдать сопернику какую-то территорию ради того, чтобы получить важный сиюминутный бонус. А вкупе с «половинчатостью» жетонов даже такую ситуацию можно обернуть себе на пользу, сыграв, скажем, жетон 0/6 таким образом, чтобы «нулём» забрать себе какой-то важный бонус, а «шестёркой» громко заявить о своих притязаниях на смежную провинцию.
На старте партии каждый игрок получает дюжину жетонов контроля – они выкладываются на поле в завоёванных провинциях. Как только кто-то истратит все свои жетоны, этот игрок объявляется победителем. Кажется, что для этого нужно первым завоевать 12 территорий, но на практике это оказывается не совсем так. Дело в том, что в игре есть способы «ускоренной траты» этих жетончиков. Например, если захватить две смежные провинции, мы кладём по жетону в каждую, и ещё один – на границу между ними. Так что при особой сноровке можно потратить все свои жетоны, заняв не 12 локаций, а, например, 6-7 граничащих между собой земель. Но и это ещё не всё, бонусы некоторых провинций позволяют дополнительно тратить свои победные жетоны, так что если захватывать особо ценные земли, можно уложиться даже менее, чем в 6 территорий.
Впечатления и ощущения
Самое главное ощущение от игры – внешне «Цезарь!» довольно проста. Со стороны это выглядит так: у игрока за ширмой лежат 2 жетона, в свой ход он кладёт один из них на поле, после чего тянет из мешочка новый. Иногда, когда в ход игрока «закрывается» какая-то провинция, с поля берётся бонус, плюс выкладывается чей-то жетон контроля. Можно рассуждать о том, насколько удачно, хорошо и выгодно каждое конкретное действие, но главное – ход игрока прост, понятен, нагляден и делается быстро.
Отсюда имеем высокую динамику игры. Положил жетончик, набрал новый, посмотрел, что и куда выложил соперник, и, вот, уже снова твоя очередь. Никаких пауз, никаких провисаний, ненавистным даунтаймом и не пахнет! Да, иногда можно чуть-чуть «зависнуть», обдумывая очередной ход, но это буквально считанные секунды. Ведь всё равно имея на руках всего два жетона, с учетом заранее обозначенных на поле мест для них (меч/щит/флот) приходится делать выбор из ограниченного количества возможностей.
Тем не менее, это ограниченное число возможностей совсем не ограничивает участников игры в стратегии. Ведь важно понимать не просто, куда именно можно сделать ход в текущий момент, но и какие перспективы открывает такое действие. Тут можно и нужно анализировать, какие территории выгодно захватить тебе, а какие – сопернику. Стоит ли стараться брать смежные участки, чтобы побыстрее избавляться от жетонов контроля, или, может быть, пришла пора повоевать за какой-то бонус, важный именно здесь и сейчас? В общем, с решениями игроков тут всё в порядке. А это, пожалуй, самое важное качество настольной игры.
Стоит отметить, что несмотря на несложные ходы и понятный основной принцип (жетон со щитом кладём на щит, меч – на меч, корабль – на корабль), есть в «Цезаре!» и не столь интуитивные нюансы. В первую очередь это условие победы. Концепция «первым истрать свои жетоны контроля» может показаться немного непонятной на первый взгляд (обычно-то как, для победы нужно что-то набрать, заработать, а тут – избавиться, потратить.). Тут важно уяснить, что игра предлагает несколько способов избавляться от таких жетончиков, но на это уяснение может уйти первая, а то и вторая партия.
Самый очевидный способ потратить жетон контроля – это просто захват любой территории, чуть менее очевидный – это захват смежных территорий, и, наконец, чутка более сложный – это занятие «козырных» земель с призовыми жетонами сената. За победу в каждой такой провинции можно дополнительно скидывать свои жетоны контроля, причём, за захват каждой последующей такой провинции можно сбрасывать всё больше и больше контрольных жетонов.
Наконец, при самом первом знакомстве можно немного потеряться при взгляде на поле. Оно кажется хаотично разбитым на территории, да в них ещё рассыпаны жетоны бонусов, плюс по ходу партии оно будет заполняться жетонами игроков, каждый из которых, напомним, двухсторонний. Всё это означает довольно много входных данных для анализа, но уже где-то к 3-4 партии всё устаканится, придёт понимание, какие бонусы могут оказаться полезными в первую очередь, а с какими можно повременить. Плюс за первые пару партий полностью придёт понимание как тут и на что тратятся те самые контрольные жетоны, исчерпание которых и означает победу в игре.
Тут нужно обозначить один важный момент. В «Цезаре!» нет того, что можно назвать «линией фронта» – здесь нет ограниченного количества участков, за которые идёт борьба, т.к. любой игрок волен выкладывать свои жетоны куда угодно на поле. Это не означает, что такую «линию фронта» не нужно выстраивать, напротив, как уже отмечалось, за захват смежных участков тут положены дополнительные бонусы. Но как таковой линии фронта в игре всё равно нет, она изначально в игру «не встроена» (в отличие, например, от того же «Натиска!», где в каждом театре военных действий всегда идёт борьба на конкретном участке).
Ну и нельзя не отметить, что перед нами дуэльная игрушка, основанная на идее прямого противостояния. В ней нужно воевать друг с другом, ущемлять противника, выгрызать у него нужные территории и драться за каждую пядь земли. И это вполне логично, у нас, тут, вообще-то война идёт, так что никакое мирное сосуществование невозможно в принципе. А вложенные в коробку дополнительные наборы жетонов позволяют сделать схватку ещё яростнее и ожесточённее.
Все вышеперечисленные элементы в совокупности приводят вот к чему. «Цезарь!» наследует идеи «Натиска!» и вроде бы предлагает тот же самый процесс: вытяни жетон из мешка и положи его в выгодное место на поле, чтобы забороть соперника. Но это сходство исключительно внешнее. Как только мы начинаем вдаваться в детали, выясняется, что буквально каждый элемент тут сделан по-другому и на выходе получается совершенно иная игра, с другими правилами, иными условиями победы и собственными нюансами. Возможно, она несколько сложнее «Натиска!», но, разве что, чуть-чуть. И, возможно, немного ему проигрывает в оригинальности, но тут уже ничего не попишешь, как-никак, «Натиск!» был первым, кто уместил подобный процесс всего в 20 минуток.
Заключение
«Цезарь!» – хорошая игра, основанная на прямом противостоянии игроков и механике контроля и захвата территорий. В ней есть все плюсы современных настолок: динамичные ходы, несложные правила, недолгие партии и при этом вдумчивый и умный процесс. При случае настоятельно рекомендую попробовать, а если, по какой-то причине, вам не захочется продолжать знакомство с нею (например, вдруг вы не любитель тематики Древнего Рима), обязательно попробуйте похожую игру «Натиск! Вторая мировая за 20 минут». Она, возможно, даже ещё лучше!
Абстракт такой абстракт.