Наткнулся на Boardf Game Geek на крайне мотивационный обзор, в котором рассказывается о плюсах настолки «Крути педали». В нём приводится 7 причин, по которым она классная и отлично заходит практически всем. Материал очень понравился, так что предлагаю ознакомиться с вольным переводом.
Я увлекаюсь настольными играми уже более 10 лет. У меня есть большая полка, забитая картонными коробками, и я считаю себя очень сильно погруженным в хобби. Мне нравятся разные игры самых разнообразных жанров, и что-то несложное, наподобие Escape: Curse of the Temple и тяжёлые евроигры, как «Терра Мистика» и «Брасс», и, например, «Кланк». В общем, хочу подчеркнуть, что мне нравятся практически все игры, и, полагаю, это поможет лучше понять мою точку зрения на «Крути педали».
1. Тематика. У многих игр тема шита белыми нитками, и её легко сменить на что-то другое. Для меня же лучшие настолки – это те, где тема неразрывно связана с механикой игры, где механика позволяет построить «историю» того, что происходит в игре. В «Крути педали» это реализовано очень здорово: на основе простой механики создаются очень сложные истории, отображающие реальные жизненные ситуации. Будь то гонщик, почти всю гонку державшийся первым, но уступивший лидерство из-за усталости, или велосипедист, упустивший момент для рывка, из-за чего у него теперь мало шансов догнать соперников, или спортсмен, отставший от общей массы и застрявший на сложных участках на подъеме, тогда как все остальные гонщики уже катятся вниз со склона. С дополнением разнообразие подобных ситуаций только расширяется: это может быть прохождение узких участков трассы, а также эффекты погоды, вызывающие жесткие аварии.
2. Визуальная составляющая и оформление. Над этой игрой явно работали люди, имеющие отношение к спорту и его истории. Эпоха «золотого века» велоспорта идеально подходит для игры. В ретро-оформлении есть что-то запоминающееся, что делает «Крути педали» уникальной.
3. Простота освоения. Чем дольше я играю в игры, тем важнее мне кажется этот фактор. «Возьмите 4 карты, выберите одну и положите её лицом вниз. Теперь возьмите вторую стопку и сделайте то же самое. Цифра на карте показывает, на какое расстояние переместится ваш велосипедист». Вот и всё, с объяснением правил покончено, уже можно приступать к игре. Когда за столом оказываются разные люди разных возрастов, «Крути педали» неизменно ставит рекорд по лёгкости и скорости освоения игры. Помогает и то, что механика интуитивно понятна, чего не скажешь о каком-нибудь евро, где за всё подряд начисляются очки. Ехать первым – хорошо. Уставать – плохо. Воздушный мешок – хорошо. Рванул на финише слишком рано – проиграл. Рванул на финише слишком поздно – проиграл. Даже бабушка, которая знакома только с «Монополией», легко может понять суть, так что уже в первой партии все чувствуют себя полностью вовлечёнными и получают удовольствие. «Крути педали» не требует оправданий, мол, ну это мы сыграли обучающую партию, надо разложить её несколько раз – и вот тогда вам понравится.
4. Хорошо подходит для обычных людей. Привлекательность для не-настольщиков – это не совсем обычный критерий для оценки настольной игры, но его стоит учитывать. В конце-концов, мы все заинтересованы в том, чтобы охват нашего хобби увеличивался, и мы всё ещё охаем, когда люди не в теме полагают, что мы безостановочно играем в примитивные детские игры. Те, кто не увлекается настолками зачастую не готовы пробовать современные игры, и на подобное предложение можно в ответ услышать: «А может, просто сыграем в «Монополию»?». У «Крути педали» есть особенность — в ней используются знакомые механики. Во многих известных играх используется принцип «кинь-двинь», когда игрок должен бросить кубик, а затем передвинуть свою фишку, так что для многих именно к этому настольные игры и сводятся. Тут же у нас есть трасса и движущиеся по ней фигурки, а также финиш, которого нужно достинуть, чтобы победить. Всё очень похоже на те самые классические «ходилки», так что «Крути педали» со своей простой механикой попросту нечем отпугнуть людей, не вовлечённых в хобби. Правило «воздушного мешка» интуитивно понятно, красные карты усталости не хочется класть себе в колоду. Всё это позволяет легко понять игру.
5. Решения игрока и фактор случайности. Что важнее? Это вечный спор, который никогда не разрешится. Одни игроки ненавидят случайность и хотят, чтобы исход игры зависел исключительно от мастерства участников. Другие, напротив, жить не могут без хаоса, который та самая случайность порождает. Если случайности в игре слишком много, она кажется бессмысленной, а если слишком мало – это может расстроить слабых игроков, у которых нет шансов на победу. Правильная же доза случайности служит защитой эго игрока, т.к. в случае проигрыша всегда есть на что его списать.
Кажется, что в «Крути педали» очень много случайностей, но всё же опытные игроки демонстрируют возможность выигрывать в большинстве случаев, и, что немаловажно, способны объяснить, благодаря чему именно им удаётся побеждать. Это игра о множестве мелких решений, из которых в итоге складывается результат. Важная (и уж точно не случайная) часть игры – это чтение соперника и угадывание его планов. В целом в игре достаточно случайности, чтобы все были в неё полностью вовлечены и получали удовольствие, но при этом есть простор для мастерства, чтобы опытные игроки могли побеждать, благодаря своим навыкам. Я часто показываю «Крути педали» новичкам, и часто выигрываю, хотя в 40-50% случаев могу уступить удачливому игроку, который каждый раз выбирает правильные карты. Но что более важно, мне всегда нравится игра, даже если я в итоге и проигрываю. И я всегда могу указать момент, когда принял неверное решение и признать, что проигрыш был справедливым и заслуженным (даже если со стороны кажется, что мне просто не повезло).
6. Глубина. У меня за плечами уже сотни партий в «Крути педали», но мне всё ещё кажется, что она ещё способна меня чему-то научить. Простая механика позволяет реализовывать очень сложные вещи. Сколько бы я не играл, всё время хочется ещё. В динамике этой игры, когда четыре человека сидят и напряжённо смотрят в свои карты, а гонщики вот-вот съедут с горы и попадут на сложный участок, есть что-то захватывающее. Как мне походить? Как походят соперники? Как, по их мнению, буду ходить я? Пора ли делать рывок или стоит подождать ещё ход? Тут есть классные решения, зависящие от действий всех игроков, и, возможно это именно то, благодаря чему настольные игры сегодня столь популярны. И, повторюсь, всё это основано на очень простой механике – какую из 4 карт мне сыграть?
7. Продолжительность партии. Даже с новыми людьми партия точно уместится в 2 часа, а в большинстве случаев достаточно будет и 1 часа. Самая главная особенность – это игра, в которой все действуют одновременно. Не нужно ждать, пока другие игроки определятся, что именно они будут делать. Тут всегда ваш ход. Неважно, сколько человек за столом: 2, 6 или даже 12, партия от этого не становится дольше. Кроме того, вы всегда вовлечены в действие. Попаду ли я в воздушный мешок? Получится ли вырваться вперёд? Не устанет ли гонщик раньше времени? Не заблокируют ли меня соперники? Каждый ход происходит что-то захватывающее, каждый ход случается драма. А когда кто-то пересекает финишную черту, хочется начать всё с начала!
Я знаю, что разработчик читает отзывы о ней в сети, так что хочу сказать большое спасибо за создание этой замечательной игры. Я считаю, это вершина нашего хобби!
Со многим согласен, но вот это поразило: Продолжительность партии. Даже с новыми людьми партия точно уместится в 2 часа, а в большинстве случаев достаточно будет и 1 часа.
Что за монстры играют в Flamme Rouge 2 часа? Полчаса — идеальная длительность. Разве что, в режим Grand Tour, где несколько разных трасс.