За отчётную неделю сыграны 4 партии в 3 различные настолки (1 звёздочка = 1 партия), в том числе среди них была одна новинка – «Экспедиция Трофи»:
Немезида –
Экспедиция Трофи –
Friday –
Удалось тут закрыть гештальт, познакомиться с игрой 20-летней давности «Экспедиция Трофи». Это какая-то гонка эпохи зарождения настольных игр в России, которую когда-то не купил в магазине, а с тех пор она не переиздавалась и, казалось бы, канула в лету. Но, нет! Благодаря Максиму Трофименко коробочка нашлась. Поиграли!
Итак, перед нами игра о раллийных гонках. Тут есть автомобили, которые должны пройти некую трассу. Кто первый, тот и молодец. В плане компонентов почти что «Каркассон», в основном игра состоит из квадратных фрагментов местности с участками трассы. Помимо них есть горстка картонных жетонов, это машинки, а также цветные кружки для отметки пройденных контрольных пунктов. И ещё есть небольшой планшет стартовой позиции и четыре прозрачных пластиковых накладки на элементы игрового поля (они символизируют погоду).
Основной принцип игры тоже недалеко ушёл от «Каркассона». Есть некий начальный участок, намечающий стартовые кусочки трассы, и их нужно продолжать, подкладывая к ним новые квадраты местности по простому правилу – дороги всегда должны стыковаться с дорогами. Но это ещё не всё, у каждого игрока есть ещё машина – её нужно двигать по этой трассе, и, вообще, ехать впереди всех. Условие победы такое: надо уехать на расстояние 6 клеток от старта и «съехать» на седьмую.
Правила предлагают 3 режима игры, из которых по факту два обучающих. Первый вариант предлагает ознакомиться с общими правилами. Второй вводит в игру погодные условия и усложняет саму гонку, объявляя, что партия состоит из трёх заездов. Наконец, третий, экспертный вариант, заставляет игроков взять под контроль по 2 машинки, да ещё и ставит дополнительное условие: перед тем, как финишировать, игрок должен побывать во всех ключевых пунктах. Плюс, отныне учитываются и дорожные условия. На каких-то участках ехать становится тяжелее, на каких-то – проще.
На ход игроку выделяется 5 действий. За 1 действие можно набрать из колоды новый тайл местности в руку, либо сыграть 1 тайл из руки. Плюс за действия можно двигать машинки по полю, но тут уже ценник надо смотреть на конкретном участке пути, они варьируются от 0 (бесплатное перемещение) до 3 (очень дорого). И есть ещё супер-действие, можно потратить весь ход, все 5 действий, чтобы просто переместить машинку на соседний тайл не по дороге, а просто так.
В целом впечатления от игры остались хорошие (хотя, возможно, это просто эффект заниженных ожиданий). Игра идёт довольно бодро: набираешь тайлы, играешь тайлы, едешь машинкой. Всё так устроено, что можно блокировать соперника, уводя его дорогу куда-то не туда (примерно как в «Гномах-вредителях»), да ещё и можно мешаться ему своими машинками (они блокируют путь, т.к. на одной клетке может стоять только одна машина). А ещё иногда получается сыграть непогоду, также осложняющую перемещение.
Есть кое-какие нюансы, которые хотелось бы поправить. Например, отсутствие ограничения на размер руки приводит к тому, что в начале партии как в Ticket to Ride сидишь и тянешь, и тянешь кусочки поля в руку. Погода – это очень случайно. Всего в игре около 80 тайлов, из них 5 – это погода. Не факт, что она придёт в нужный момент. Не факт, что она вообще придёт в текущей партии. А «прозрачные накладки» из пластика – это, вообще, какой-то провал, настолько на них невнятные рисунки (если их можно так назвать).
Но это всё мелочи. Главное – игра ощущается очень азартной, конкуретной и полна взаимодействия. Особенно понравился экспертный режим, где и машинок у каждого аж две штуки, и появляются контрольные точки, которые обязательно нужно посетить. Прям, милое дело. Вот соперник уже у финиша, ты отстаёшь, и вдруг выкладываешь где-то у чёрта на куличках контрольный пункт – извольте теперь тащиться туда, как хотите. Любопытно было бы поиграть ещё втроём и вчетвером, но и без этого понятна – игра очень даже ничего. Тут и жанр редкий, и конкурентов даже сейчас почти нет. А, на минуточку, сделана она по лицензии. Хорошая работа. И хороший кандидат на переиздание.
На последней страничке правил имеется анонс «Экспедиции Трофи 2», более навороченного варианта игры. Жаль, что так сложилось, что мы её не увидели…
Это была не первая партия «Немезиду», но раньше всегда так получалось, что игру обслуживал кто-то другой. Достаточно было совершать действия в свой ход, а всяческие манипуляции, связанные с появлением пришельцев, тасканием жетонов из мешка и вскрыванием карт из многочисленных колод занимался кто-то ещё. В этот же раз роль своеобразного ведущего возложить было не на кого – это была соло-партия.
Ну, делов-то. Пробежаться по правилам… Да тут всё несложно. Совершаем действия за сброс карт с руки, потом двигаем жетончик на счётчике ходов, открываем карту события, да тянем жетон из мешка появления пришельцев. Всё! Ну, есть ещё пара процедур, типа «появление пришельца», «атака пришельца» и «атака персонажа», но они несложные. Плюс ещё на поле куча отсеков со спецдействиями, но они сами по себе несложные. Посмотрел в справочнике эффект нужной локации – и всё понятно.
Сольный режим «Немезиды» предполагает, что на старте выдаётся некое задание, которое нужно выполнить. Выпало «отправить сигнал и зачистить гнездо» либо «отправить сигнал и уничтожить корабль». По сути задача сводится к тому, что надо найти отсек связи, чтобы отправить-таки оттуда сигнал, а потом возможны варианты. Потом надо либо поломать двигатели (или узнать, может этого и не требуется, т.к. они и так неисправны), либо зачистить гнездо. И это ещё не всё.
Тут мало выполнить миссию, надо ещё и выжить. А для этого с корабля с поломанным двигателем надо спастись в спасательной капсуле. Или же зачистить гнездо, а потом либо также прыгать в капсулу, либо лечь в гиперсон. Но, опять же, перед гиперсном надо проверить двигатели, чтобы они исправно работали. Иначе корабль взорвётся и цель «выжить» не будет выполнена.
Короче, со старта столкнулся с небывалым везением. Во-первых, при бросках на шум раза 3 или 4 выпадал «крестик» — тишина. Во-вторых, примерно третьей локацией нашёлся модуль связи, откуда сразу получилось отправить сигнал. В-третьих, через один отсек от модуля связи отыскалось гнездо. В-четвёртых, когда тянул жетоны из мешка в конце хода, дважды выпадал пустой. Это вам не карточный «Ужас Аркхэма», где с завидной регулярностью удавалось тянуть из мешочка единственный жетон критического провала.
В общем, сигнал отправил, гнездо – зачистил. Да так удачно, что даже ни один чужой не напал. Разок выползла личинка, так сразу её расстрелял. А коли в гнезде – пусто, надо бы проверить двигатели, да потом в гиперсон. А тут как раз рядом локация, откуда удалённо можно посмотреть состояние движка. Гляжу – поломаны 2 из 3. Плохо. Надо идти и чинить.
Дошёл, починил. И после этого наткнулся на чужого. В этот раз – не личинка, трутень. Пострелял в него, тот сбежал в соседний отсек. Иду дальше в сторону модуля гибернации, а на пути запертая дверь. Обидно. Приходится топать в обход. Там из коридоров выскакивает ещё один трутень и история повторяется: удаётся его прогнать огнём. В следующем отсеке нападает личинка. И это очень печально, потому что на персонаже тяжелая рана, сбежать из боя стоит 2 карты. А на руках их всего 3. И 2 из них надо отдать за вход в гиперсон. Убиваю личинку, перехожу в гибернационный отсек, и всё. Карты кончились, а на счётчике ходов это последний ход.
Корабль уходит в гиперпрыжок, все, кто не успел залезть в капсулы – погибают. Вот так-то! В начале вроде и везло, а потом что-то пошло не так. Где-то потратил лишние действия, и чуть-чуть, да не хватило. А мог бы и победить! Особенно обидно было, когда убирал компоненты и обнаружил, что на руках была карточка предмета, энергетическая батарея, позволяющая перезарядить оружие, а в качестве альтернативного действия – отпереть дверь. Получается, можно было в обход тогда не идти! Глядишь, и успел бы уснуть.
Но ничего. Такие игры – они даже хорошо, когда заканчиваются неудачей. Это же драма. Это же приключение. Это же вызов сделать ещё попытку. И это вполне реально, потому что главное впечатление от «Немезиды» — тут всё довольно быстро и динамично. Были некоторые опасения насчёт того, не затянется ли партия, не будет ли много ощутимых пауз, не придётся ли ковыряться в правилах, и, к счастью, они не оправдались!
Игра не проседает и, хотя и состоит из ряда нюансов, всё делается быстро. Атака – это один бросок кубика. Фаза конца хода – это карта события, да жетон из мешка монстров. Да, после этого иногда игрокам приходится бросать кубики на шум, но это недолго. Да и захватывающе, потому что может же появиться мощный противник!
На партию в одиночку с периодическими подглядываниями в правила ушёл час. Всё было понятно, хотя разок заглянул на форумы BGG в поисках ответа на вопрос, как быть, если гнездо зачистил, а потом там появилось новое яйцо из-за того, что из мешочка вскрылся жетон королевы. Ответ однозначен: умерла, так умерла – яйцо появляется, но условие «разорить гнездо» всё равно считается выполненным.
Жаль, конечно, что всё это происходило в одиночку, потому как хотя бы с одним напарником было бы куда веселее, но зато изучил правила и теперь готов сам «вести» партии. «Немезида» — хорошая. Надо будет при случае повторить.
PS: за возможность поиграть огромное спасибо lordae!
Как-то совершенно неожиданно удалось пройти Friday! На максимальном уровне сложности, да ещё и особо не напрягаясь. Сам собой напрашивается вопрос: как так вышло? Благодаря чему удалось победить? И, честно говоря, напрашивается ответ «просто повезло».
Началось всё с первых ходов. Обычно как-то на начальных картах препятствий стараешься брать «нолики», чтобы или класть их себе в колоду, или избавляться от минусов или собственных нулей, оплачивая их жизнями. Тут же в самом начале вышли какие-то препятствия-единички, и как раз на них повезло тащить из своей колоды единички и единственную двойку. Так что старт оказался удачным, в колоду легли несколько единиц, плюс карты со свойством уничтожения других карт. После этого можно было спокойно жечь ненужные нули и единички начальной колоды.
После первого замешивания сброса дела шли тоже неплохо. Постепенно можно было повышать сложность выбираемых карт препятствий. Если из колоды приходили плохие карты старения, их, как правило, удавалось либо удалить, либо скинуть в сброс. С жизнями особых проблем не было, пару раз возвращал под низ колоды карточку «+2 жизни».
Чуть позже дошёл даже то того, что удалил из колоды пару стартовых единиц и какой-то бестолковый нолик с ненужным свойством. И так постепенно промотал все препятствия и на жёлтом, и на красном уровнях. Жизней, при этом, меньше 10, вроде бы, даже не становилось. Угрозы проигрыша как таковой не возникало.
Два босса – корабль с параметрами 7/25 и «сразитесь со всеми оставшимися картам угроз» сложностей также не вызвали. Сперва побился со вторым. Получилось, что осталось 5 карт угроз, в сумме они давали добор 8 карт и имели 23 жизни. Набрал нужное количество, а потом размотал второго босса.
Подсчитываем очки: сумма карт в колоде – 42, минут 1 карта старения, итого 37. Потом добавляем по 5 очков за каждую оставшуюся жизнь, выходит 117 (аж 16 жизней ещё было). И отнимаем по 3 очка за каждую оставшуюся угрозу, то есть минус 15. Финальный результат – 102 очка. Более, чем прилично.
Вот так вот, как в анекдоте, получается с двумя новостями. Хорошая – ура, прошёл Friday. Плохая – увы, прошёл Friday. Потому что психологически, получается, «игру одолел». Чего за неё снова садится? Тем более, что две победы подряд кажутся недостижимым результатом, так что зачем в неё играть снова ради поражения?
Экспедиция Трофи — это настоящий hidden jem отечественного игростроя, самобытная по процессу вещь. Вряд ли увидим переиздание, хотя она того достойна.
@Mazz_O
А если выйти на авторов или через кикстартер свой вариант попробовать? Слегка поменять механику, чтобы не было нарушения авторских прав.
@VV
Так в чём проблема? Выходите. Автор не какой-то разовый ноунейм, а один из известнейших отечественных разрабов, думаю, для связи вполне доступен.
Пятница: неправильно играли. На максимальном уровне сложности не только меньше жизней. Там карты старения нельзя чистить абилкой «Уничтожить». Сыгранные карты с «+Жизни» абилками убираются не под низ колоды, а в сброс.
@Филипп
Очень страшный комментарий! Сперва напугал, потому как выходит, что «ачивка не засчитывается». Прошёл-то игру неправильно, не по правилам. Но если глянуть в правила, что-то нет там такого, что на 4 уровне сложности нельзя выбрасывать карты старения. Или это не так? Ткните пальцем, где такое написано.
@Mazz_O
Да, местами причесать, «додевелопить», и получилась бы конфетка!