На Reddit опубликована заметка по стратегии в 7 Wonders: Duel, где расписываются все-все-все научные жетоны, отсортированные от наиболее полезных к наименее полезными. Материал охватывает базовую игру и оба дополнения. Публикация интересная, предлагаю ознакомиться с вольным переводом.
7 Wonders: Duel прочно в ходит в мой ТОП-5 самых часто играемых игр. Поэтому я считаю, что довольно неплохо понимаю, как устроены жетоны науки и какое они влияние оказывают на ход игры. Все мои умозаключения касаются игры с обеими дополнениями, с учетом повышения ценности монет. Также исхожу из того, что оба игрока хорошо разбираются в происходящем и не позволяют сопернику просто так вырваться вперёд. Если же вы играете исключительно в базу, жетоны, приносящие монеты, будут цениться чуть меньше.
В целом я оцениваю выше те жетоны, которые заставляют соперника адаптироваться, ощущать, что вы на него давите, играть от обороны, и не позволяют ему спокойно реализовывать свои планы.
Наивысший уровень (обязательный выбор)
Ни одного, и это хорошо. Здорово, что в игре нет жетонов науки, которые нужно выбирать в любом случае. Какие-то лучше работают в одних случаях, на раннем этапе игры, какие-то – на более поздних. Некоторые меняют игру просто своим присутствием. Но ни один из них не является 100%-ной панацеей, помогающей в 100% случаев.
Первый уровень (важные и наиболее часто выбираемые)
Стратегия (+1 щит на красных картах). Мне понадобилось довольно много времени, чтобы понять, насколько важен этот жетон. Если вы его берёте, он многое меняет. Если вы отставали по войне, он поможет выровнять ситуацию. А если вы были впереди, соперник теперь просто вынужден набрасываться на каждую красную карту, лишь бы она не досталась вам. В том числе именно на это он вынужден будет тратить дополнительные ходы, которые позволяют делать его чудеса – они будут расходоваться на то, чтобы перед вашим ходом ни в коем случае не вскрылась красная карта.
Экономика (когда соперник покупает ресурсы, деньги поступают не в банк, а вам). Если у вас построена мощная экономика, этот жетон может довольно сильно навредить оппоненту. Ещё его можно брать и в тех случаях, когда кажется, что он может помочь сопернику. Если же по ресурсам сложился паритет, «Экономику» часто игнорируют.
Закон (дополнительный научный символ). Этот жетон сам по себе меняет игру просто за счёт того, что он есть в текущей партии. Это не значит, что его сразу нужно хватать, но нужно быть осторожнее обычного. С «Законами» научная победа становится куда более достижима (я бы даже сказал, обычно победа по науке случается именно за счёт «Законов»).
Урбанизм (6 монет, +4 монеты, когда строите «по цепочке»). Как мне кажется, 6 монет хороши сами по себе. Что касается бонуса за «цепочки», он может сработать, а может и нет, в зависимости от того, что вы строите. Но даже если он сработает всего 1-2 раза, это уже того стоит.
Агрикультура (6 монет, 4 очка). Простой и эффективный жетон. Даже если кому-то кажется, что ничего выдающегося тут нет, он определённо заслуживает внимания. Мне кажется, его недооценивают, хотя он лишь немногим менее ценный, чем «Урбанизм». К тому же 4 очка – это 4 очка.
Второй уровень (часто выбираемые)
Архитектура (скидка в 2 ресурса при строительстве чудес): Позволяет построить 4-е чудо быстрее соперника, что обычно само по себе неплохо. Также этот жетон может помочь в ситуациях, когда у вас не хватает серых ресурсов. Но его стоит брать на раннем этапе игры.
Теология (При строительстве чуда вы всегда получаете дополнительный ход): По момему мнению дополнительный ход – это самый мощный эффект в игре. Но по идее вы и так должны выбрать как можно больше чудес с таким эффектом в начале партии. Если у вас всего 1 чудо без дополнительного хода, я бы не советовал брать «Теологию». С 2 чудесами – возможно. Если же у вас 3 или 4 таких чуда, пожалуй, для вас это лучший жетон в игре. Но такие случаи довольно редки.
Полиоркетика (заставляет потерять монету, когда вы двигаетесь по военному треку): Монеты – это дело хорошее. И если вы уже делали упор на войну, этот жетон заставит соперника брать красные карты. Это работает примерно также как и «Стратегия», но менее эффективно.
Коррупция (не надо платить за сенаторов): Довольно сильный эффект, он позволяет задуматься о победе по сенату. И хотя из всех вариантов побед это самая редкая, соперник уже не сможет игнорировать такую вероятность. Особенно стоит задуматься об этом жетоне, если в первой эпохе у вас построено несколько синих карт и есть пара сенаторов.
Третий уровень (так себе)
Каменная кладка (скидка в 2 ресурса при строительстве синих карт): Стоит брать, только если нет вариантов получше, и если у вас проблемы с ресурсами и есть уверенность, что партия завершится именно победой по очкам. В этом случае «Каменная кладка» может вам помочь, хотя и не очень сильно.
Философия (7 очков): Опять же, берите, если нет ничего лучше, и если партия идёт к тому, что в конце победитель определится по очкам. Сами по себе эти 7 очков никак не помогут в текущей партии, поэтому если и брать этот жетон, то лучше в самом конце игры.
Четвёртый уровень (почти никогда не стоит брать)
Математика (3 очка за каждый жетон науки): 3 научных жетона – это само по себе здорово, и если при этом у вас есть «математика», она приносит лишь на 2 очка больше «Философии», которую я оцениваю невысоко.
Мистицизм (2 очка за каждый жетон бога): Скорее всего 4 богов вы не наберёте, так что этот жетон принесёт лишь 4 очка, максимум 6. То есть его эффект даже слабее «математики». Теоретически, конечно, «мистицизм» может принести 10 очков, но на практике так почти никогда не происходит. Во второй эпохе обычно уже понятно, как у вас будут обстоять дела с богами.
Инженерное дело (карты с «цепочкой» стоят 1 ресурс): Не знаю, как это можно использовать. Возможно, я просто никогда не пробовал строить стратегию вокруг этого эффекта. Вероятно, потенциал у него есть, но я просто не пойму, как его использовать.
Организованная преступность (можете использовать обе чёрные карты): Я пробовал этот жетон всего пару раз. Он выглядит интересным, но на деле приносит мало пользы. Тут всё зависит от воли случая. Чёрные карты – очень ситуативны сами по себе. По моему опыту как правило одна из них оказывается бестолковой, а то и обе. Да, вам может повезти, и придут две хорошие карты. Но мой опыт показывает, что подобный риск себя не оправдывает, и лучше выбрать любой другой жетон.
PS: в качестве бонуса альтернативное мнение о полезности научных жетонов с форумов сайта Board Game Arena:
Добавить комментарий