«Ходилки» – презренный жанр. Это же настольные игры, основанные на механике «кинь-двинь», устаревшей ещё в прошлом тысячелетии. Кинь кубик, двинь фишку – этот процесс полностью выключает из игры человека, лишает её самой главной составляющей – значимых решений. Зачем в XXI веке в такое играть? – Вот какие мысли возникают при знакомстве с «Большой бродилкой».
Однако так или иначе эта игра – одна из самых продаваемых, рекордсмен по тиражам и по выручке. Уже это само по себе любопытно и пробуждает интерес. Тем более, что у неё есть полноценное продолжение «Большая бродилка: На пути к трону желаний». Что же это за «бродилка» такая? Давайте посмотрим на неё в подробностях и узнаем, неужели из обычной «ходилки» можно сделать что-то такое, занимательное и интересное?
Комплектация, компоненты и правила
В коробке ожидаемо обнаруживается игровое поле, а также два кубика – минимально необходимая комплектация для того, чтобы было чем и как ходить. Помимо этого есть ещё колода карт, жетончики монет и небольшой листок с заголовком «Свод законов» – справка по правилам игры. Сами правила, к слову сказать, как отдельный буклет отсутствуют. Ввиду минимального объёма они напечатаны прямо на дне коробки. В «ходилке» положено ещё иметь и фишки, которые двигаются по броску кубика. Тут в их роли выступают картонные персонажи на пластиковых подставках. Так что привычных фишек по сути тоже нет.
Но зато остался привычный игровой процесс. От схемы «кинул кубик – двинул фишку» отклонений нет, хотя есть нюансы. Игровое поле условно делится на три части. В первой мы кидаем кубик и двигаем фишки привычным способом. Во второй мы кидаем два кубика и применяем значение с одного из них. В третьей – кидаем два кубика и двигаем фишку на сумму выпавших значений. Цель игры также типична – дойти до последней клетки игрового поля.
Да даже типичная концовка обычных ходилок, когда ты уже вот-вот добрался до финиша, но никак не можешь выиграть, потому что на кубике не выпадает нужно значение, чтобы аккурат приземлиться на последнюю клеточку – она тут тоже воспроизводится. Вот ты прошёл почти до конца, а последним ходом, будь добр, выброси на кубике 6. Не выходит? Если накопил монет, можешь ими оплатить плюсы к результату броска и повысить шанс на успех с 1/6, например, до 1/2.
Брожение вокруг да около
Бросанием разного количества кубиков нововведения в игре не исчерпываются. Вообще, есть мысль, что к разработке «Большой бродилки» подходили с явным намерением осовременить набившую оскомину механику. Так и видится, вот сидят люди и обсуждают: чего бы такого в игру добавить, чтобы она максимально отличалась от обычных классических «ходилок». И, кажется, это действительно получилось.
Например, первое же впечатление от «Большой бродилки» – у неё очень странное поле. Ну, привыкли же все, что должно быть как в «Змеях и лестницах». Есть какие-то клеточки, наступив на которые надо переместиться в другое место. Хорошие клетки – это когда ты идёшь вперёд, но бывают и плохие, когда ты откатываешься назад. Здесь такого нет. Представляете? «Змеи и лестницы» без змей и лестниц.
Но это не значит, что в игре нет плохих и хороших клеток. Они тут есть, и даже подсвечены красным и зелёным соответственно. Но как именно эти клетки работают – отдельная история. Изначально они не хорошие, и не плохие, это просто клетки. Но в процессе игры из специальной колоды периодически будут открываться карты, эффект которых может быть завязан на красные и зелёные клеточки. И тогда у них появляются какие-то действия.
Это на самом деле хорошее решение, потому что оно уводит от фиксированного игрового поля. Так, получается, свойства некоторых клеток не «зашиты» в игру раз и навсегда, а меняются от партии к партии. Плюс максимально может быть активно 3 правила, так что и сами по себе комбинации этих правил положительно сказываются на реиграбельности.
Или вот ещё. За что все ругают механику «кинь-двинь»? Да за то, что она лишает игру основного ключевого элемента: решений. Бросать кубик и двигать фишку может и автоматика. Выбора никакого у игрока нет, поэтому и игры, как последовательности интересных решений, тоже не просматривается. Тут же разработчики постарались некоторые решения внедрить. Так в игре появились ресурсы.
Теперь у игроков могут быть монеты. Их можно тратить на покупку карт с какими-то полезными свойствами. Отсюда и решения: иногда ты останавливаешься «в магазине», можешь взять 2 карты сверху колоды и выбрать, какую из них купить. Ну а в последующем в нужный момент эту карту можно применить. Правда, сами свойства карт зачастую всё равно зависят от кубика (например: заплатите 3 монеты, загадайте чёт или нечет, бросьте кубик и, если угадали, получите 6 монет), но всё равно – решения присутствуют.
Как видите, в игре действительно появились решения, что само по себе для «ходилки» необычайно примечательно. Другой вопрос, насколько интересными их можно назвать. И тут, ответ будет такой: если исходить из того, что это игра для самых маленьких (официально она рассчитана на возраст от 8 лет), то всё вполне нормально. Если же говорить о взрослых настольщиках, скорее им будет интересно приобщиться к такой игре в исследовательских целях, чтобы посмотреть, что такое можно сделать с привычной механикой. Кстати, нелишним было бы показывать «Большую бродилку» и разработчикам настольных игр. Чтобы продемонстрировать, что можно сделать при правильно приложении творческих усилий.
Заключение
Неожиданно, но «Большая бродилка» – это действительно современная настольная игра. Да, она сделана на механике «ходилок», но при этом имеет достаточно дополнительных элементов, чтобы не теряться на фоне других современных настолок. Взрослым настольщикам, тем не менее, она вряд ли будет интересна сама по себе, а вот как проводник в мир современных настольных игр для самых маленьких настольщиков вполне может сработать.
Суть игр-бродилок — не в решениях игрока, а в рандоме, удаче. В бросках кубика. По сути, это игра в кости — кто раньше наберет на костях нужное число. Просто прогресс отмечается фишками на поле. Так что бродилки — это ближе к азартным играм, типа игры в кости. Не «кто умнее», а «кто удачливее». 🙂