За отчётную неделю сыграны 21 партия в 10 различных настолок (1 звёздочка = 1 партия), в том числе среди них было шесть новинок – «Супермегабинго»:
7 Wonders: Duel –
Гонка: Жара на трассе –
Диамант –
Осколки бесконечности –
Предельное погружение –
Смешанный лес –
Хит! –
Хороший вопрос –
Art Robbery –
Quartermaster General: The Cold War –
Startups –
Сыграли в нахваливаемый в узких кругах «Смешанный лес». Это оказалась любопытная игра, где надо формировать некий лес – прям высаживать деревья, населять его животными, а также всякими птичками и гусеницами. При это вся игра – это лишь колода карт, да и подход к ходам тут очень простой: в свой ход надо либо сыграть одну карту с руки, либо набрать две карты. Всё, вроде бы, очень просто. Ровно до того момента, пока не решишься сыграть карту.
Далее сразу идёт изобилие правил. Во-первых, основа леса – это деревья. Сперва надо всегда играть дерево, а остальные карты как бы «навешиваются» на него. Во-вторых, розыгрыш карт оплачивается сбросом других карт с руки, так что надо ещё как бы прикинуть, что у тебя есть нужного, а с чем можно расстаться. В-третьих, сбрасываемые за оплату розыгрыша карты карточки не уходят из игры, а попадают на общий рынок, откуда их могут стянуть соперники. Так что чисто теоретически не нужно отдавать никому козыри. В-пятых, карты в игре изобилуют свойствами и эффектами, да ещё и большая их половина – составные.
Грубо говоря, на одной карточке умещаются на самом деле две: левая и правая части или верхняя и нижняя. Такие карты можно сыграть двумя способами, так что в глазах поначалу просто пестрит от обилия и изобилия возможностей. К тому же тут почти каждая карта приносит очки по каким-то особым правилам. Начиная от банального Х очков за карту такой-то масти, до очков за конкретные типы карт в нужном количестве. В общем, первое впечатление для новичка – перегруз информацией.
Но надо отдать игре должное, буквально на третьем-четвёртом дереве этот перегруз уходит. Надо только перетерпеть самое начало, вот сыграть с десяток карт, и постепенно местная картина мира утрясётся в мозгу. Станет понятно, что вверху деревьев играются всякие птички и бабочки, внизу – растения и ящерки, а по бокам – звери. Далее надо разобраться в принципах начисления очков и стараться собрать какие-то комбинации. А учитывая, что их тут уйма, что-то да обязательно соберётся. Поэтому тем, кто любит строить из карт нечто очковое «Смешанный лес» точно зайдёт.
У игры есть несколько слабых мест помимо вот этой вот информационной перегрузки на страте. Она кушает неприлично много свободного места. Прямо не ожидаешь, что такая колода небольших карт займёт почти целиком большой стол. И ещё в финале не особо удобно подсчитывать очки. Плюс их очень много, так что не всегда очевидно кто и почему молодец, а кто и почему проиграл.
Есть какие-то пересечения с Race for the Galaxy. И там, и тут, надо играть карты, оплачивая их другими картами. И там, и тут, есть всякие непонятные поначалу значки. Ну и общее ощущение – на тебя сыплются из колоды некие карты и из них надо сконструировать что-то удобоваримое. В деталях же отличий миллион, начиная банальным отсутствием в «Лесе» каких-то фаз хода. Мы просто берём тут карты и их играем.
Впечатления хорошие, ровные, без особых восторгов. При случае можно сыграть, причём мы пока пробовали только на двоих, сел бы и на большее количество участников. Хотя по сути, это практически соло-игра, тут взаимодействие очень ограниченное, только через открытый рынок карт и всё. Может, кстати, стоит попробовать её в одиночку.
«Диамант» на пробу оказался очень простой игрой на жадность. В ней игроки как бы идут отрядом в пещеру на поиски сокровищ, и каждый ход каждый должен принять индивидуальное решение: идти дальше или развернуться и выйти из пещеры, забрав найденные сокровища. Те, кто принял решение вернуться, забирают всё найденное (и если таких игроков несколько, делят сокровища поровну между собой). Те, кто идёт дальше, тянут карту из колоды в надежде найти ещё сокровища.
Нюанс в том, что в колоде помимо карт с сокровищами есть ещё ловушки разных типов. И если какая-то ловушка откроется дважды, это провал экспедиции: все игроки возвращаются из пещеры ни с чем. Разумеется, кроме тех, кто уже сбежал с сокровищами. Вот на этом вот противоречии: смыться прямо сейчас и забрать синицу в руках или пойти дальше в надежде на журавля в небе пещере и строится игра.
Собственно, больше ничего в ней и нет. Партия состоит из 5 походов в пещеру. Друг от друга они практически ничем не отличаются, разве что если поход провалился из-за ловушки, одна карта сработавшей ловушки удаляется из колоды, что означает чуть меньшие шансы провалиться по этой же причине в последующем (в колоде по 3 карты ловушки каждого типа). А так – вот и всё. Идём, кто-то убегает и уносит с собой сокровища под недовольные возгласы остальных игроков, а в финале все считают, кто сколько заработал.
Игрушка довольно простенькая, очень понятная и наглядная. Она рассчитана на большую компанию и поэтому должна генерировать хорошее настроение, создавая за столом забавные ситуации, но, честно говоря, нельзя утверждать, что с этой задачей она справляется. Вроде самых классных моментов тут потенциально два: кто-то неожиданно сбежал и захапал сокровище (и всё охают), и экспедиция шла-шла вперёд и неожиданно провалилась (и все охают). Но не сказать, что эти ситуации, прям-таки, имеют эмоциональный накал.
В коробке с игрой есть ещё два мини-дополнения. Какие-то карты реликвий, которые замешиваются в общую колоду, и какое-то предательство, которое, кажется, иногда позволяет воровать сокровища у товарищей. Не знаю, насколько они способны улучшить игровой процесс, но надо будет их попробовать.
«Хороший вопрос» — необычная настольная игра для компании. Её сделали не известные издатели, а кто-то из самопальных разработчиков (из-за чего, например, в ней поле практически из обычной бумаги вместо привычного плотного картона и жетоны без «рубашки» — на обороте у них просто серый картон). Сам же процесс завязан на использование голосового помощника. Тут есть карточки со словами, и надо задавать «Алисе» вопросы, чтобы в ответе прозвучало нужное слово.
По правде говоря, на этом моменте зародились огромные сомнения, а после пары ходов игру просто свернули. В компании решительно не нашлось понимания кем же надо быть, чтобы видя перед собой 16 слов, не суметь задать голосовому помощнику вопрос, на который прозвучал бы нужный ответ? Тратить на эту игру время, увы, не захотелось.
Там ещё есть всякие дополнительные карточки, иногда надо спрашивать про пословицы и поговорки, иногда про знаменитых личностей и про что-то ещё, но основной игровой процесс кажется настолько бедным, что копать его вглубь вообще не хочется.
Startups довольно давно ждала своего часа и дождалась. Оказалось, что это очень простая, и при этом очень хорошая игра, с каким-то буквально минималистичным набором компонентов. Тут есть колода карт 5 мастей, причём их количество разное. Есть пятёрки, их 5, шестёрки, их 6, и так далее до десятки, которых 10. Карты – это как бы акции неких компаний, которые все будут получать в процессе партии. Задача игрока – собрать контрольный пакет, то есть большинство карт одного цвета (или одного достоинства, что в этой игре одно и тоже, потому что все шестёрки тут синие, все восьмёрки – коричневые, и так далее).
На старте все получают по 3 карты на руки. Это стартовые акции. Их желательно никому не показывать. Ещё все игроки получают по 10 монеток достоинством $1. Эти монетки надо будет тратить в процессе партии, а также ещё в финале придётся отдавать их владельцам контрольных пакетов акций.
Ход игрока устроен крайне просто, надо взять карту, а затем сыграть. Взять карту можно из колоды, не зная что там придёт, либо с открытого рынка рядом с колодой. При этом если есть рынок, нужно брать в первую очередь с него, а если не хочешь – на каждую карту на рынке надо положить по монетке, тогда можно взять карту из колоды. Сыграть карту тоже просто, либо выкладываешь её перед собой – это твоя акция, либо скидываешь её на открытый рынок, если карта оказалась ненужная.
Зачем сбрасывать карты? Дело в том, что в конце партии каждый обладатель контрольного пакета собирает дань. Остальные игроки, у которых есть карты такого же цвета платят ему по монетке за каждую свою карту. То есть собрал ты 3 карты какого-то цвета, а у кого-то есть их 4 – плати ему 3 монеты. Более того, монетки-то достоинством $1, но когда ты отдаёшь их другому игроку, они переворачиваются другой стороной, и превращаются в $3. Короче говоря, иметь контрольный пакет акций – это очень классно.
Есть ещё нюанс. Кто первый выкладывает акцию какого-то цвета, получает жетон антимонопольности – теперь этому игроку запрещено брать этот цвет с открытого рынка. То есть дополнительные акции можно получить только если они придут из колоды взакрытую. Поэтому «открывать» несколько цветов кажется невыгодным ходом, можно зайти в какой-то один, подождать пока кто-то начнёт какой-то другой, и тогда можно собирать ещё и его.
В итоге всё это на деле превращается в крайне увлекательный и азартный процесс, насыщенный игровыми решениями и забавными ситуациями. Чего и говорить, сыграли первый раз – тут же захотели повторить. Потом разложили игру в более расширенной компании, и вновь поступило предложение сыграть ещё. Очень классная игрушка, прямо на уровне Scout. Всем очень рекомендую!
Art Robbery игра от Райнера Книциа как бы с сюжетом. Грабители обнесли музей, а теперь делят между собой похищенные ценности (или полотна?). Это происходит следующим образом: на столе раскладываются несколько жетонов с цифрами, после чего игроки начинают делать ходы по нехитрой схеме: сыграл карту, набрал карту из колоды.
Играются карты ради того, чтобы забирать себе жетоны с цифрами от 0 до 5. Принцип очень простой – сыграл карту, забрал себе жетон с такой же цифрой. Если в центре стола такой цифры нет, можно забрать её у любого другого игрока. Есть ещё несколько особых карт: джокер, позволяющий забрать со стола любую цифру, но без возможности украсть жетон у другого игрока; собака, за которую игрок получает фишку собаки, спасающую от кражи одного жетона другим игроком, а ещё есть босс мафии – это самый ценный жетон с цифрой 5, но ему в пару ещё обязательно надо заполучить настоящую пятёрку, иначе жетон босса теряется.
Вот так вот все играют по карте, воруют жетоны со стола и друг у друга, а когда на столе они заканчиваются, раунд завершается. Проверяется, сохраняется ли босс. Затем все накопленные жетоны переворачиваются у игроков лицом вниз и начинается следующий раунд — на столе вновь раскладываются жетоны, и все продолжают играть карты. Партия заканчивается после 4 раунда, все считают очки на накопленных жетонах.
Но есть нюанс. На самых дешёвых жетонах с единичками и нулями есть белый точки. Это так называемые жетоны алиби. В самом конце партии перед подсчётом очков проверяется, у кого их меньше всего – этот игрок схвачен полицией и не участвует в финальном подсчёте. Вот такая, вот, загогулина! В процессе игры надо не только охотиться за большими цифрами, но и помнить о важности белых точек.
В целом игрушка неплохая, но ей немного не повезло. Мы сели за неё прямиком после великолепной Startups на фоне которой что угодно будет выглядеть не столь классно. Поэтому в целом Art Robbery игра нормальная, но не выдающаяся. Но ещё в неё как-нибудь можно запросто сыграть.
«Хит!» — ещё один Книциа, снова циферки, только теперь не цветные. В игре есть мешок с как бы покерными жетонами. Как бы – это потому что они картонные. В свой ход ты тянешь из мешка жетоны. Они там есть разного номинала, кажется, от 1 до 10, причём низких значений побольше, высоких поменьше. Вытянув жетон, выкладываешь его перед собой и принимаешь решение: тянуть ещё или остановиться. Фишка в том, что если вытянуть такой же жетон, который у тебя уже есть, ты проваливаешься, ход прогорает, ты ничего не получаешь и передаёшь мешок следующему игроку. Если же ты решаешь остановиться, то все вытянутые жетоны остаются перед тобой, а мешок переходит следующему игроку. Теперь твоя задача – продержаться раунд, потому что в начале следующего хода все оставшиеся у тебя жетоны принесут очки.
Вот только, может быть, и не принесут. Потому что когда из мешка тянет жетоны кто-то другой, если он не прогорает и говорит «стоп», то забирает у других игроков все жетоны того же номинала, что и вытащил. Скажем, у вас набрались жетоны 3, 4, 5, 5, 6. А следующий игрок вытянул 3 и 5. Он может сказать «стоп», и тогда вы отдаёте ему свою тройку и обе пятерки. И другие игроки тоже отдадут все свои тройки и пятёрки.
Когда кто-то засчитывает очки, продержавшиеся у этого игрока жетоны выходят из игры и отправляются в коробку с игрой. Также в коробку отправляются жетоны в случае, если кто-то вытянул дубль, не набрав 4 разных жетонов. В этом случае игрок получает поощрительный приз – карту неудачи. Собери три таких карты – и это 50 очков. Вполне неплохо, учитывая, что партия идёт, пока кто-нибудь не наберёт сотню.
В общем, «Хит!» — это такая игра, которая работает. В ней очень высока роль удачи (привет «Порт-Роялю», есть место эмоциям, но как-то в целом ощущение такое: «ну, норм». Не оправдывает она своё название, но и не позорит его. Not Great, Not Terrible.
Случайно как-то попалась на глаза информация о том, что в «Осколках бесконечности» есть соло режим. И, главное, вроде бы в памяти сидит, что его там нет. И, действительно, базовая коробка рассчитана на компанию от 2 до 4 человек. Соло-модуль появился в дополнении «Реликвии будущего», которое как нельзя удачно выпущено на русском в одной коробке с базой.
Правила одиночной игры максимально просты. Делаем ход по обычным правилам, потом активируется бот. Нужно вскрыть карту из общей колоды, а затем взять с рынка все карты той же масти (если они там есть) и все их разыграть. Потом всё отправляется в сброс, кроме чемпионов. Они остаются лежать на столе перед ботом. У бота нет колоды и ресурсов, поэтому связанные с ними эффекты применяются чуть иначе. За получение ресурсов бот скидывает карты из общей колоды (если она кончится, бот выигрывает), а за добор карт качает уровень персонажа (докачает до максимального – это победа). Всё. Ах, да, ещё в стартовую колоду игрока докладывается одна несильная карта.
В общем, ничего вообще от соло-режима не ожидал, а вышло на удивление неплохо. Возишься там, покупаешь карточки, шлёпаешь их на стол, разыгрываешь свойства… Не без удовольствия сыграл партию, победил в неё бот, а следом тут же разложил ещё одну. Тут удалось собрать отличную комбинацию чемпионов и одолеть бота, но всего лишь с небольшим преимуществом.
Конечно, во многом тут заслуга не конкретной игры, а механики колодостроения. Она очень хорошо ложится на соло-режим: всегда твой ход, всегда что-то надо делать, постоянно что-то происходит. Надо признать, что достигается это во многом, что игра играет сама в себя, а задача игрока – обслуживать этот механизм. По сути-то решений тут не так много, только какие карты купить, а дальше всё происходит автоматически, раскрываем руку, да применяем эффекты. Но и в таком режиме всё, прям, понравилось. Пожалуй, надо будет поиграть ещё. Несмотря на победу над ботом, которая произошла довольно быстро, это победа только одним героем. А в коробке есть ещё 3, у каждого своя стартовая карта в колоде. Так что хотя и минимальное, но разнообразие присутствует. Ну и в перспективе можно будет изучить форумы BGG, глядишь, там ещё какие-нибудь навороты для соло-режима придумали.
Удивительный, конечно, случай. Если честно, уже были мысли, не зря ли «Осколки бесконечности» занимают драгоценные кубические сантиметры на полках с настолками и, пожалуй, наверное не зря. Хотя с другими людьми играть в такое предлагать буду навряд ли, в режиме «сам с собой» точно можно погонять ещё минимум пяток партий!
* * *
Ещё три партии отыграны за один присест. В этот раз зелёный герой и зелёная стартовая карта в колоде, и раз за разом одно и то же. Боту очень везёт с выходом карт, то выйдет куча чемпионов, которых нечем бить, то рынок оказывается с 4-5 картами одной масти, и как назло в ход бота эта масть и активируется. Итог один: буквально на 4-5 ход, когда ты только-только начинаешь качать колоду, прилетает немалое количество урона и партия начинает клониться к закату.
Вроде как это всё неудачный расклад, но такое положение скорее даже бодрит и нравится куда больше, чем уверенная победа во второй же партии. Поражение – это стимул играть ещё и стараться победить, какие бы расклады не выходили! И точно, потом ещё разок разложил, и как-то так получилось, что победил. На этот раз — за зелёного героя. Осталось ещё за двух остальных пройти.
В «Гонку» отыграли две партии подряд и остались очень довольны. Хорошая, прям, игра. И трассы разные по-разному ощущаются. И апгрейды штука интересная. Вот бы как-то собраться и сыграть чемпионат, чтобы, прям, очки набирать и вести общий счёт…
В «Предельном погружении» внезапно выяснилось, что последние партии были неправильным. Оказывается, тут кислород тратится только если несёшь сокровища! А мы его уменьшали всегда, даже в ход «пустых» водолазов. Так игра засверкала новыми красками и стала только интереснее. Очень классная штука, одна из лучших игрушек от Oink Games. Хотя Scout и Startups даже круче!
В «Генералов» про холодную войну не играли миллион лет, а тут решили тряхнуть стариной. Досталась Америка, за которую толком не играл, да и, в общем-то, не получилось. Хочется сказать, что не пришли нужные статусы (скажем «Нато» оказалось почти предпоследней картой в колоде»), но, наверное, нужно просто тренироваться. Ну и поведение других игроков немаловажно. У нас, скажем, произошёл типичный исход – победили третьи страны. И лишь по причине неправильных поступков СССР.
Вместо того, чтобы бить прямого конкурента и второго претендента на победу, Советский Союз регулярно отвешивал Соединённым штатам, да в итоге нарвался на бесплатное применение ядерной ракеты, скосившей 5 очков. Ирония в том, что ровно столько Советам не хватило для победы. А атаковали бы почаще Китай – была бы победа СССР.
Понятно дело, за русских тут играть в этом плане нелегко. На руках куча вкусных карточек с очками и интересными эффектами за Европу. Хочется их все пустить в дело, а чтобы прижать Китай, это ещё надо добраться до тех краёв (ну или до Индии). Вот и не доходят руки обычно до этого. А надо бы. Так победа к третьим странам и уплывает…
Большое спасибо, про осколки прочитать было очень интересно!