На Форуме Ролемансера появился небольшой топик с обсуждением третьей редакции Twilight Imperium, в котором тов. VDmitry попросил совета — как, мол, сделать так, чтобы за эту игру сесть и доиграть до конца. В ответ ему прозвучало несколько советов от читателя VD.
В эти выходные я сыграл в первый раз в третью редакцию, а до этого один раз играл вторую по почте (лет 5 назад, так что какие-то особенности правил уже не помню).
В целом игра была скорее ознакомительной, я пытался понять насколько игра стала лучше (ведь все говорят что стала) и думал наконец определится с ее покупкой. И вот какие у меня возникли сомнения.
Во-первых игра действительно слишком комплексная чтобы играть ее за столом. Тоесть по почте это супер, но за столом — не очень. Конечно, если иметь часов 12, или хотя бы перед игрой _каждому участнику_ на зубок выучить все расы и технологии и прочее, чтоб во время игры получив какую-то случайную расу не надо было скажем пытаться понять "что надо развить чтобы развить сам пока не знаю что" — то тогда пожалуй получится неплохо (но всеравно возможно хуже чем по почте). Но с такими условиями найти какой-то подходящий состав участников для игры почти нереально.
Пробовал ли кто-нибудь играть Сумерки не за один присест? Как оно получается? Может быть разумно объявив партию сгенерировать сперва карту — тогда присоединяющиеся игроки смогут оценить обстановку и придти в назначенное время уже подготовленными…
Во-вторых, из новых механик мне нравится пожалуй только выбор ролей в начале хода (и то не уверен в разумности вторичного действия). В остальном же — совсем не уверен.
Например карты целей меня не впечатлили. Ну может они и сокращают длительность партии, но интереса добавляют не так много. Сами цели например далеко не всегда интересны. А секретные цели… ну во-первых они рандомны, что не так уж и хорошо. Наверное лучше бы эти цели имелись персональные для каждой расы, а также совсем не обязательно было сводить дело к очкам — выполнил скажем три своих персональных, одну из которых держишь в секрете — и победа. А противники хоть могут предположить какие цели у конкретной расы.
Далее — карты планет… Это точно сокращает длительность игры? Или расчеты? Я что-то не уверен. При захвате планеты ее карту надо найти в стопке, затем на столе она тоже как-то плохо сопоставляется с планетой на карте. И считать у меня проще ничего не получается. Сколько там у моего противника фиг знает — всеравно вроде надо вести табличку у кого сколько.
Также, я не знаю почему, но в этой игре что-то совсем себя не показала фаза политики. То ли игра слишком быстро закончилась, то ли карту политики тянули не каждый ход (ведь во второй редакции фазы были фиксированы, а значит и чаще), то ли процесс развития шел быстрее (что опять таки сократило число ходов на игру). Или все это сразу имело место, но политика вобщем никак себя не показала.
Ну и в-третьих, меня не порадовало что многое в игре сохранилось без улучшений. Например сражения всетаки не блестящи, а технологии… ну как-то не очень впечатляют в своей массе. Например я выиграл игру за Лазаксов не развив ни одной технологии (не впечатляли, впрочем 4 я имел со старта).
ЗЫ. Ну и такой мелкий вопрос — кто-нибудь может мне объяснить, почему в Сумерках сила всех юнитов указана самым идиотским образом. Например крейсера попадают на 7+, а файтеры на 9+. Ведь если бы первые попадали на 4-, а вторые на 2-, то для понимания разницы между ними не пришлось бы ломать голову.
Комментарий от пользователя VD:
Когда-то наша игровая группа много играла в Сумерки Империи 3. Сыграли партий 10, наверное, с числом игроков до 8.
По почте не играл, сравнивать не могу. Но мне кажется, что в этой игре очень важно непосредственное общение участников за столом. По почте не представляю себе, насколько можно организовать эффективное общение: там даже интонация порой важна 🙂В целом могу согласиться со многими высказанными мыслями. Для этой игры нужна высокая дисциплина всех участников: нужно всем собраться в заданное время, любые опоздания разрушают партию. Мы делали так: в девять утра приходят люди, генерирующие поле (мы брали предопределенные варианты, оставляя пустые места для домашних гексов). В десять приходят остальные игроки, разбирают расы. Разыгрываются места домашних гексов. Далее играем до упора. Упор обычно наступал часов в семь-восемь вечера… Доигрывали до конца один раз всего, наверное. Но за такое время обычно удаётся понять, кто выигрывает (наиболее вероятно).
За два или более захода ИМХО играть нереально: для этого нужно собрать тех же игроков ДВА раза. А это и один-то раз сделать почти нереально.
Да, конечно, игроки уже должны знать правила и быть знакомы с технологиями. Но это вопрос практики 🙂
Карточки планет сокращают игру. Они лежат передо мной, и я вижу, сколько у меня ресурсов. По мере необходимости я их трачу. Во второй версии подсчёт был сложнее. На карточки другого игрока можно бросить взгляд и понять, чего у него там осталось, хотя бы приблизительно. Ещё, карточки планет можно выложить на поле сразу после генерирования карты. И забирать при захвате планеты. Это помогает сильно.
Фаза политики мне тоже показалась слабой. Думаю, дело в том, что мы тянем какую-то случайную карту и её обсуждаем. Поскольку карта случайная, мы не знаем, будет нам польза, или нет. Поэтому карту политики брать не хочется: лучше взять что-то, что точно даёт понятные бонусы.
В расширении вроде это пофиксили: там есть другой набор карточек ролей. И пара карт политики раздаётся на руки каждому игроку в начале игры (и они тянутся так же, как action-карты). Это должно быть интереснее, вроде. Я правда с этими новыми ролями так и не играл ни разу.
Технологии мне нравятся. Они там почти все по делу. Но, действительно, развивать их нужно не всем расам. И чрезмерное увлечение технологиями обычно вредно. Многим достаточно пары-тройки технологий. А некоторые расы (Университеты, например) без технологий не могут никак. Технологии, кстати, тоже подрихтовали в расширении.
Про 7+. Я думаю, что оба варианты равнозначны. Это вопрос привычки. Мне, например, 7+ кажется более понятным, чем 4-.
Как же я со всем этим не согласен. Как уже не однократно писал на этом форуме в предыдущих лбъяснениях игры — основной враг затянутости процесса — игровой спам, который может продлить игру на лишних 2-3 часа.
Партию на 5ть человек реально уместить в 4-5ть часов.
Не надо создавать карту отдельно, а так как указано правилами — всем раздать гексы и вперед по очереди. Так как чаще именно геополитическая обстановка ускоряет игру — игроки стремяться оторвать нужный кусок соседа. А коли увсехх все нормально под боком — то смысла изхитряться нет.
Технологии. Все зависит от Вашего стиля именно в этой игре (естественно нет смысла развивать все и сразу — как правило игроки чаще развивают красную ветку до дредноутов с пушками или варсанов). Кстати если у всех на поле уже есть варсаны — то это показатель чрезмерной затянутости игры.
18 Ноя 2009 из 11:01 | #6
Ответить | Процитировать
Могу сказать следующее, если без игрового спама, Сумерки 3е издание на 5 человек играется за 4 часа в легкую (тем более, что есть вероятность того, что игра по бюрократии прекратиться немедленно, когда выигрывающему игроку в руку из двух карт прийдет “внезапный конец игры”). Все зависит именно от пресловутого спама – надо просто раздобыть песочные часы.
При этом и Галлактика за счет спама и Каприки в легкую на 5-6 человек может затянуться на 5ть. Галлактика сложнее тем, что в ней просто огромное колличество ньюансов и, если игроки, вживаются в роли и хотят победить, то игры одинаковы по-длительности, про накал страстей я уж молчу.
Другое дело, что сумерки неопытные игроки или игроки с “перестаховочным” характером ненамеренно затягивают.
Как же я со всем этим не согласен. Как уже не однократно писал на этом форуме в предыдущих лбъяснениях игры — основной враг затянутости процесса — игровой спам, который может продлить игру на лишних 2-3 часа.
Партию на 5ть человек реально уместить в 4-5ть часов.
Не надо создавать карту отдельно, а так как указано правилами — всем раздать гексы и вперед по очереди. Так как чаще именно геополитическая обстановка ускоряет игру — игроки стремяться оторвать нужный кусок соседа. А коли увсехх все нормально под боком — то смысла изхитряться нет.
Технологии. Все зависит от Вашего стиля именно в этой игре (естественно нет смысла развивать все и сразу — как правило игроки чаще развивают красную ветку до дредноутов с пушками или варсанов). Кстати если у всех на поле уже есть варсаны — то это показатель чрезмерной затянутости игры.
Lokkyt
18 Ноя 2009 из 11:01 | #6
Ответить | Процитировать
Могу сказать следующее, если без игрового спама, Сумерки 3е издание на 5 человек играется за 4 часа в легкую (тем более, что есть вероятность того, что игра по бюрократии прекратиться немедленно, когда выигрывающему игроку в руку из двух карт прийдет “внезапный конец игры”). Все зависит именно от пресловутого спама – надо просто раздобыть песочные часы.
При этом и Галлактика за счет спама и Каприки в легкую на 5-6 человек может затянуться на 5ть. Галлактика сложнее тем, что в ней просто огромное колличество ньюансов и, если игроки, вживаются в роли и хотят победить, то игры одинаковы по-длительности, про накал страстей я уж молчу.
Другое дело, что сумерки неопытные игроки или игроки с “перестаховочным” характером ненамеренно затягивают.
А что значит 7+ и 4- ?
Тоже интересуюсь этой игрой.
Попадание на 7+ значит, что корабль попадает, если на кубике выпало больше 7. Кубики в Империи 10гранные, значит кризер попадает на 7,8,9,10.
Если не ошибаюсь — то это уже с улучшением по красной технологии.
являюсь ярым поклонником этой игы ))) кто хочет поиграть по инету (почте) приходите к нам: http://vkontakte.ru/club13471392… как раз сейчас собираем партию (2-3 человека еще надо).
Для сравнения, в Axis&Allies сила юнита 4 означает что попадание будет при броске кубика от 1 до 4. Это несколько имхо удобнее чем сила 7+ означающая что попадание будет при броске от 7 до 10.
А вообще я пока отказался от уже запланированной покупки Сумерек. Наверное обращу свой взор в сторону варгеймов.
Вперет.
Это не предмет спора, точнее глупо спорить о том, как лучше — в лоб, или по лбу. Аксис и алес — несравнима проста по сравнению с Империей.
А отказ от сумерек империи — наверное, хороший вариант, так как самое главное — айти правилдьную компанию, что куда как сложнее.
Возмите, лучше, Старкрафт — от также монстроподобен и логичен, но в нем гораздо менше игрового спама — а соответственно и играется по времени где-то так же, как и Конан.
Насчёт «рандома» политики — дочитайте плз базовую карту политики ДО КОНЦА.
для меня, игравшего в имерию и нексус, обозначение 7+ гораздо более информативнее и удобнее
для меня, игравшего в империю и нексус, обозначение «7+» гораздо более информативнее и удобнее чем ваше 7 🙂
В общем 3е издание с дополнением — интерактивная и относительно быстрая (по меркам Сумерек 1,2 издания) вещь. Но в нее надо играть.
Так что, если Вы решите все-таки ее взять — потрудитесь найти человека владеющего правилами. Иначе насладиться игрой Вы сможете только после 4й — 6й партии.
Ровно как и автора этого блога, как я понял, она не вдохновила. Потому как игра впервый раз увы не в той компании.
В общем 3е издание с дополнением — интерактивная и относительно быстрая (по меркам Сумерек 1,2 издания) вещь. Но в нее надо уметь играть.
Так что, если Вы решите все-таки ее взять — потрудитесь найти человека владеющего правилами. Иначе насладиться игрой Вы сможете только после 4й — 6й партии.
Ровно как и автора этого блога, как я понял, она не вдохновила. Потому как игра впервый раз увы не в той компании.
Меня неправильно поняли. Меня очень впечатлила игра, но только по почте, не за столом.
Как же можно играть в нее по почте? теряется весь смысл политики и интриг.
Постовый клиент, что указан на сайте ffg никогда не заменит живой игры. Точнее попробовав в Живую — никогда не захочешь переписываться. -)
В общем, как в сексе =))).
тоже не понимаю, как можно играть в такую игру по почте, в ней весь кайф к общении.
в общем это чистой воды Master of Orion 2, только в настольном варианте
как по мне так одна из лучших настолок, первый раз играли в нее чуть больше чем 12 часов — это была партия для новичков, которые в киеве устраивает Myth и только он знал правила и нам объяснал, время пролетело незаметно и очень увлекательно, желание играть не пропало 🙂
а по почте с тематикой космоса попробуйте поиграть в Galaxy PLUS http://galaxy.pbem.ru/
Народ,есть парочка вопросов по правилам.Если у кого есть время и желание помочь и кто разобрался с правилами, прошу связаться со мной.Мой icq 314138015 или оставьте свои контакты.Буду очень признателен