
Продолжаем серию публикаций о стареньких настольных играх из музея игрушек Сергиева Посада. До этого речь шла о настолках нашей страны («Юный штурман», «Христос Воксресе» и «Военно-морская игра», «Легендарный путь»), но теперь на очереди стенд с играми родом из Франции.
Как указано на стенде, перед нами комплект «полиграфических игр». Произведены в Париже и поступили в музей из Александровского дворца. Считай, настолки из царской коллекции! Состав: картон, бумага, кость (видимо имеется в виду игральная кость, то есть кубик).

На фото видно сразу несколько коробок. Это Nouveau Jeu des Neuf Chiffre, Vouleurs et Gendarmes, Voila Pierre и Jeu Zig-Zag. В кадре есть ещё пара коробочек, но названия на них, увы, не разобрать.
Начнём с Vouleurs et Gendarmes. Дословно это название переводится как «Воры и полиция», хотя переводчик подсказывает ещё и вариант «Кошки-мышки». Вероятно, при локализации можно было бы выбрать «Казаки-разбойники».
К счастью, про эту игру знает интернет, что позволяет заглянуть внутрь коробки. Там лежат фишки и какие-то карточки, чем-то напоминающие «планшеты игроков» из классического лото.
/image%2F1414367%2F20250311%2Fob_3cfe93_57-2.jpg)


Вот, попались ещё фотографии как будто бы какого-то другого издания.





Попытка распознать правила игры даёт вот такой текст на французском:
GENDARMES ET VOEURS
NOUVEAU JEU DE SOCI?T?
Ce jeu se compose d’un plateau sur lequel sont repr?sent?es deux pistes numerot?es de 4 ? 45 et plac?es dos ? dos.
Six personnes peuvent y prendre part, 3 voleurs et 3 gendarmes. Il se joue avec deux des, mais lorsqu’un joueur est arrive on a depasse le numero 30, il se sert plus que d’un de pour finir la partie.
Dan se jeu, deus partis se disputant la victorie, les voleurs et les gendarmes.
Tout d’ahord, chacun des joueurs joue un coup de des pour savoir quell parti lui est assigne; les jouer qui ameneront les points les plus forts seront les gendarmes et les plus bas seront les voleurs.
Chaque joueur depose a la caisso un nomire de jetons convenu a l’avanoe et la partie s’engage en tenant comple de l’observation suivante;
Su in voleur se rencontre avec un dendarme sur une case de meme numero, le voleur reculera d’un numero, a moins que dans le reglement qui se trouve ei-apres, une autre destination lui soit donnee.
Regle du jeu
Pour les Voleurs
4. Un voleur a’avance brayamment, ee qui fail ahoyer le chien de la cour; il doit retourner au # 1
6. Il a brise la porte et parvient dans la maison. Il prend un jeton a la caisse.
8. Il a perdu son chemin dans l’obscurite. Il paie 2 jetons d’amende et retourne au # 6
11. Il est arrivedansle vestibule de la maison, il entend venir a lui les gendarmes et se cache. Il doit rester 2 tours sans jouer.
Pour les Gendarmes
5. Un gendarme a decouvert la trace du voleur. Il touch? 3 jetons a la caisse et joue une deuxieme fois.
9. Le gendarme a brise la porte et revient dans la champagne. Il paie 1 jeton d’amende.
11. Il sent le voleur dans le voisinage, tandis que eelui-ei est cache, il no pent le trouver. Il pale 3 jetons et retourne au # 8.
А вот примерный перевод на русский:
ЖАНДАРМЫ ПРОТИВ ВОРОВ
НОВАЯ НАСТОЛЬНАЯ ИГРА
Эта игра состоит из поля, на котором изображены две дорожки, пронумерованные от 4 до 45 и расположенные рядом друг с другом.
Играть могут 6 человек; 3 вора и 3 жандарма.
[непонятный фрагмент]
[непонятный фрагмент]
Каждый игрок вносит в банк игры согласованное заранее количество жетонов, после чего игра начинается.
Если вор оказывается на клетке с тем же номером, на котором находится жандарм, вор возвращается на предыдущую клетку (если только он не встал на клетку. для которой есть другие инструкции с перемещением).
Правила для воров
4. Вору не удается прогнать дворовую собаку; вернитесь на клетку № 1
6. Вор взломал дверь и проник в дом. Возьмите 1 жетон из банка игры.
8. Вор заблудился в темноте. Заплатите 2 жетона в банк игры и вернитесь на клетку № 6.
11. Вор в вестибюле дома. Он слышит, что поблизости жандармы, и прячется. Пропустите 2 хода.
Правила для жандармов
5. Жандарм напал на след вора. Положите 3 жетона в банк игры и сделайте ещё один ход
9. Жандарм сломал дверь. Заплатите 1 жетон в банк игры в качестве штрафа.
11. Жандарм чувствует, что вор где-то поблизости, но не может его найти. Заплатите 3 жетона в банк игры и вернитесь на клетку № 8.
Возможно это не идеальный перевод правил (да и не всё удалось понять). Плюс как-то неясно, как в целом-то игра устроена. Вот эти вот пронумерованные клеточки и фишки как бы намекают, что надо бросать кубик и двигать фишки, но почему-то в правилах, как будто, кубик не упоминается вовсе. Может, кто-то поможет разобраться? Или, вдруг кто-нибудь даже знает правила этой игры?
PS: В базе данных портала Board Game Geek есть игра Voleurs et Gendarmes, датированная 1983 годом. Можно было бы предположить, что это какое-то существенно более позднее переиздание, но судя по фотографиям компонентов, это как будто бы какая-то другая настолка.
:strip_icc()/pic72757.jpg)
Очевидно же, что игра на БГГ — это другая игра. Там и обзор есть и даже правила на английском — в детали не вникал, но там что-то шашечного типа на доске 7*8. А игра из поста, судя по всему, — это кинь-двинь с дополнительными опциями.