
Не так давно компания GaGa Games выпустила настолку «Шёпот леса». Это игра про складывание слов из букв, придуманная в недрах издательства. Не локализация, а собственная разработка. Давайте же посмотрим, что это за игра такая, и что можно придумать нового на тему составления слов из отдельных буковок.
О компонентах
В коробке с игрой лежит буклет правил, колода карточек и горсть цветных деревянных кубиков. Местные карты квадратные, на них изображены буквы и указана их ценность в очках. Схема простая, часто употребляющиеся буквы, такие как, скажем, «А» или «О», стоят дёшево, а всякие редкие, наподобие «Э» и «Ъ» приносят ощутимо больше очков. Деревянные кубики – это просто кубики. Ну и ещё есть блокнот для записей и карандаши. И песочные часы.

Всё функционально, вот только карточки с буквами, честно говоря, могли бы быть чуть получше. Они субъективно тонковаты, а ещё у них немного «гуляют» цвета рубашек. Впрочем, они-то и нужны только чтобы лежать на столе в открытую, так что на игровой процесс эти моменты не влияют.
Отдельно хочется отметить находку, позволяющую масштабировать игру на 2-3-4 человек. Для этого формально нужно отсчитать какое-то количество карт из общей колоды, но вместо этого предлагается использовать более простой и изящный вариант. На одной из карточек нарисовано что-то вроде линейки с отметками «2», «3» и «4». И всего-то нужно прислонить эту линейку к колоде карт и взять на глазок стопку нужной высоты на необходимое количество игроков. О как!

О правилах
Правила игры довольно просты. На стол выкладываются буквы в несколько рядов. Затем нужно делать ходы – переворачиваем часы, и пока в них сыпется песок, у всех есть одна минута, чтобы придумать слово из букв на столе. Придумали? Записываем его на листочек и ждём, пока слова придумают остальные участники игры или пока закончится отведённое на ход время.
После этого все по очереди называют придуманные слова. И выставляют кубики своего цвета на использованные буквы. И их можно захватывать! Как только кто-то получит преимущество в кубах, этот игрок забирает её себе, в личную зону. Теперь эту букву может использовать только он.

Взамен захваченной буквы на стол выкладывается карточка из колоды рубашкой вверх. На рубашку этой карточки также выставляется кубик игрока, который эту букву захватил. Если игрок сможет собрать «комбинацию» из трёх таких захваченных участков рядом друг с другом, он получает бонус – карточку с буквой с верха колоды. Также в конце каждого хода на столе появляется по новой букве, так что постепенно диапазон для придумывания новых слов меняется. Какие-то буквы уходят со стола, какие-то, наоборот, добавляются.
Партия продолжается до тех пор, пока не будет захвачено определённое количество букв. В реальном времени это минут 20. После этого определяется победитель. В упрощённом варианте правил просто поштучно подсчитывается, кто сколько букв захватил. В расширенном варианте каждая захваченная буква приносит очки по своему номиналу, у кого будет больше очков, тот и победил.

По сути, правила игры очень-очень доступны. За эту настолку можно сажать буквально кого угодно, основная-то идея наглядна и понятна. Вот тебе буквы, давай придумывай слова. Что может быть проще?
Впечатления
«Шёпот леса» очень напоминает классические игры в слова, такие как «Балда» и «Эрудит». Тут всё то же самое – вот буквы, давай собирай из них слова. Но есть и принципиальное отличие: здесь можно придумывать слово из любых букв, не важно, как они расположены, тогда как в классике буквы должны складываться в слово геометрически. Да, в «Шёпоте леса» такое тоже возможно, но – по желанию игрока.
И ещё тут есть захват букв. Фишка, которой точно не было ни в одной классической игре. Здесь это целый новый пласт смыслов и взаимодействия. Смотрите, сколько всего рождается из простого принципа «букву можно захватить».
Начнём с того, что можно по-разному оценивать сами буквы. С одной стороны, можно пытаться придумать слово, в котором будет как можно больше букв. С другой стороны, можно загадать слово покороче, но зато, чтобы буквы там были самыми ценными. Но это ситуация буквально самого первого хода, потому что уже во втором ходу на поле формируется некий узор из кубиков. И разные буквы теперь начинают цениться несколько иначе.

Когда сделан первый ход, на буквах появляются кубики игроков. И теперь надо решать, что делать дальше. Можно пытаться захватить какую-то букву, на которой уже есть твой кубик. Можно, вообще, пытаться захватывать новые буквы, особенно если они высоко ценятся. Можно пытаться не дать захватить какую-то букву сопернику. Особенно это остро чувствуется в партиях на двоих, когда игра получается с нулевой суммой, если оппонент что-то получаешь, ты это теряешь.
При большем составе динамика несколько другая, там скорее выгоднее играть за себя, чем против кого-то конкретного, потому как в этом случае ты прилагаешь усилия, чтобы кому-то помешать, но не получаешь букв сам. А другие игроки в этот момент могут запросто их захватывать, оказываясь тем самым впереди. А тут ещё постоянно появляются новые буквы, на которые пока никто ещё не претендует. Ну и, конечно же, надо помнить о захвате трёх последовательных букв. Так что как только кто-то что-то захватывает, соседние буквы сразу становятся в глазах этого игрока ценнее, и внимание фокусируется именно на них.

Правда, все вот эти нюансы, что можно составлять длинные и или короткие слова, захватывать соседние буквы и соперничать по количеству кубиков на буквах с соперниками зачастую могут разбиваться о банальности: вот ты сидишь, смотришь на эти буквы, и в принципе не можешь придумать хоть какое-то приличное слово. Ну, 3 буквы, ну 4 ещё можно, но этого всегда кажется мало. Хотя по мере появления на столе новых букв эта задача может и упроститься. Ну и плюс времени на придумывание слов даётся всего минута. Это немного. Кажется, вот, только-только началась работа мысли, не оформившаяся ни в какой конкретный результат, а песка-то в часах уже и не осталось.
К слову, решение с песочными часами как будто бы не самое удачное. Кажется, проще просто заводить будильник на телефоне на 1 минуту. Хотя бы потому, что когда он прозвенит всем сразу понятно, что время истекло. А на песочные часы надо периодически кому-то поглядывать, чтобы не упустить момент, когда закончится минута.

Ещё один любопытный нюанс – внезапно оказывается, что кубиков для захвата букв не так-то и много. Стоит сделать несколько ходов и их становится недостаточно для того, чтобы помечать все использованные буквы. В таком случае их можно перераспределять между карточками, но это достаточно тяжёлое решение. Вот только ты в прошлом ходу кое-как придумал какое-то приличное слово, пометил своими кубами какие-то буквы, а в текущем ходу их хочется переставить на другие буквы, и как будто бы прошлый ход прошёл безрезультатно. К счастью, в такой ситуации оказываются все игроки. И такой тотальный дефицит как бы подталкивает к тому, чтобы сосредоточиться на конкретных буквах, а не распыляться по всему полю.
Ах, да, надо сказать, что игра хоть и называется «Шёпот леса», и в правилах даже даётся какая-то сюжетная подоплёка про друидов, говорящих с деревьями, на тематика совсем не ощущается. Тут надо просто собирать слова из букв. Никаких лесов, никакого шёпота, ничего такого нет.

Заключение
На самом деле игр про придумывание слов не так уж много, и «Шёпот леса» среди прочих –хороший и оригинальный вариант. Простая, понятная настолка с неожиданным элементом – вот что это такое. Если вам нравится «Эрудит», если вы с удовольствием играли в «Балду» или, например, если любите «Букводжем», попробуйте и «Шёпот леса».
Вроде бы она и недалеко ушла от классического составления слов из отдельно взятых букв. Но дополнительные элементы, а именно захват букв, и то, каким образом они захватываются через выставление кубиков делают её не только оригинальной, но и заставляют думать в несколько непривычном «геометрическом» направлении, чтобы занимать именно те буквы, которые нужны вот прямо сейчас. И это, пожалуй, главный успех разработчиков – сделать нечто оригинальное на основе чего-то очень привычного.
Добавить комментарий