В живом журнале Ильи Безлюдного появилась запись, посвящённая игре Imperial. По словам Ильи это очень хорошая игра, которая, однако, требовательна к игрокам и крайне ревностно относится к ошибкам. Одно неверное действие может дать противнику ощутимое преимущество, справиться с которым будет ой как непросто. Но, тем не менее, Илья отмечает, что Imperial заслуживает очень высокой оценки — 9 по десятибалльной шкале. 

Несколько слов про что игра. Игроки выступают в роли олигархов, в руках которых находятся судьбы мира. Ну, ладно, приврал немного: всем миром можно будет порулить только в обновлённой версии игры, которая должна вот-вот появиться в продаже. Здесь же игра происходит на карте Европы начала 20-го века, где шесть крупных держав втянуты в первую мировую войну. При взгляде со стороны на текущую партию, кажется что перед нами очередной варгейм. Но на самом деле — это не так. Мы — олигархи, для которых не важно в какой стране они родились, мы не испытываем привязанности к какому-то одному государству. Наша цель — деньги и только деньги. Державы вынуждены плясать под нашу дудку, а мы тем временем наживаемся на их войне друг с другом.

Во время игры, нам предстоит делать инвестиции в экономику стран, покупая их акции (бонды). Причём, как говорится, кто девушку ужинает, тот её и танцует. Здесь так же: кто сделал больше инвестиций, тот и диктует правительству этой страны что делать. Возможных действий немного: либо купить/построить юниты, либо купить фабрику, производящую юниты, либо передвинуть войска (при этом возможны битвы), либо собрать налоги, либо выплатить игрокам проценты по бондам.

Игра продолжается до тех, пока какая-нибудь страна не наберёт определённый политический вес. В общем-то политический вес — это те же победные очки, только не для игроков, а для стран. Вот если бы мы играли за правителей этих стран, то, наверное цель игры была бы набрать наибольшее количество победных очков своей страны. В Империале же крутизна государств интересует игроков опосредованно. Она влияют на ценность бондов данной страны. Эта ценность выражается в коэффициенте, на который в конце игры умножается доход от бондов. Так что цель игры получается не развить своё королевство, а сделать максимальный вклад в наиболее успешную страну.

Чем же определяется политический вес страны? Он напрямую зависит от экономики. Очки прибавляются только во время сбора налогов. Налоги же платит работающее население страны и захваченные колонии. В игре это выглядит очень просто: каждая фабрика (их можно строить только внутри государства-метрополии) приносит по 2 миллиона неких абстрактных денег, а каждая провинция-колония — по 1 миллиону. Так вот, в то же самое время страна прибавляет в весе количество очков равное полученным миллионам минус 5. Вот такая простая система. Вообще, в игре все правила такие же простые. Например, боёвка здесь — элементарнейшая: просто убирается равное количество юнитов с обеих сторон и всё. Появляются же юниты тоже просто: в зависимости от выбранного действия либо они приобретаются каждый за 1 миллион, либо каждая фабрика производит ровно 1 юнит.

Несмотря на простецкие правила, игра чрезвычайно глубока. Новичок не сможет правильно понять как играть в первую свою партию. И скорее всего даже во вторую и в третью. И от мастерства здесь зависит очень многое. В самой игре нет никакой случайности: ни кубиков, ни колоды карт. Однако, "случайность" здесь может исходить от действий других игроков. Причём влияние игроков друг на друга здесь поистенне огромно, и часто действия других игроков влияют на твоё положение больше, чем собственные. Поэтому опытные игроки предпочитают играть с такими же опытными, чтобы какой-нибудь новичок случайно не дал слишком сильное преимущество одному игроку. С другой стороны данный фактор заставляет людей общаться, заключать союзы, то есть повышает роль дипломатии.

Коротко о достоинствах и недостатках:

  • простые правила;
  • глубокая игра; от мастерства зависит многое;
  • прекрасная масштабируемость, мне нравится играть даже вдвоём, хотя чем больше народу, тем веселее;
  • время партии не очень большое — 2-3 часа, причём оно не зависит от количества игроков, так как здесь ходят как бы не игроки, а государства, и каждый круг игры "ходят" ровно 6 держав;
  • реиграбельность — высокая. Зайдите на сайт brettspielwelt.de и посмотрите, сколько партий за плечами любителей поиграть в Империал on-line, там есть и такие, которые сыграли более 1000 раз;
  • до последнего момента непонятно какая страна сможет вырваться вперёд и, соответственно, очень сложно предсказать, кто победит; это обстоятельство держит игроков "в тонусе" в течение всей партии;
  • довольно оригинальная механика и тема, заставляющая по новому взглянуть на управление государствами;
  • игра всё-таки суховата — это минус, но не для всех;
  • игра является смесью экономической настолки немецкого типа и варгейма, что для меня является плюсом;
  • высокая зависимость от действий других игроков. Для некоторых это минус, для некоторых — плюс, так как приводит к необходимости дипломатических переговоров.

Я бы поставлю игре оценку 9 из 10. Люблю я такие "умные" игры с простыми правилами! Да ещё и с элементами варгейма и дипломатии!

Что касается нашей партии, то было интересно, но почему-то так ни разу ни одно государство не сменило владельца. Были попытки отобрать Италию, но она тут же перекупалась обратно. Правда, оказалось, что мы не правильно играли: страна не может быть перекуплена сразу же… Выиграла же Лиза, развивавшая Германию, которая набрала больше всех веса. В общем-то это было довольно неожиданно. Обычно Германии не дают развиваться: на море и на Скандинавском полуострове она должна была столкнуться с Великобританией и Россией, снизу её подпирает Австро-Венгрия. Однако, Россия в Балтийское море вообще не вышла, а Великобритания была слишком занята войной с Францией, Австро-Венгрия же — с Россией. Из-за этого Германия развилась настолько сильно, что два раза подряд получила максимальное количество очков в фазу сбора налогов.

Что, очень хорошо, что Imperial нравится людям. Читая этот положительный отзыв я не мог не вспомнить о собственной экземпляре этой игры, который уже два месяца лежит на полке в ожидании первой партии. И вроде бы всё уже готово: я и правила изучил, и памятки для обучения игроков подготовил, но всё пока никак не подвернётся подходящий момент, чтобы освоить эту игру. Но я уверен, Imperial мне понравится.