Подходит к концу игровой календарный год и наступает особый день, день, когда я вспоминаю все игры, с которыми я познакомился в уходящем году. Я перебираю в памяти сыгранные партии, вспоминаю о впечатлениях, которые оставила после себя та или иная игрушка и называю самые-самые игры. Лучшие игры уходящего года.
Барабанная дробь!
Приготовились?
Вперёд!
Лучшие игры 2009 года по версии сайта BoardGamer.ru.
В этом году было немало неплохих и несложных настолок, претендующих на роль лучшей семейной игры. Мы играли в шикарно оформленную Stone Age, в несложную и затягивающую Dominion, в комплексную и увлекательную Agricola, но лучшей игрой семейного уровня, за которую можно сесть с родителями, братьями и сёстрами, я считаю Snow Tails. Наглядная трасса, недолгие партии, деревянные сани, карточки с цифрами и немного арифметики — вот слагаемые успеха этой игры.
На самом деле игр для двоих в минувшем году было не так много. Можно вспомнить популярную Roma, которая мне совершенно не понравилась. Стоит также упомянуть неплохие, но, всё-таки, излишне фанантские игры LOTR: Confrontation и War of the Ring: Twilight of the Third Age.
Таким образом звание лучшей игры для двоих уходит к Memoir '44 — Eastern Front. Может быть это немного нечестно, потому что Memoir '44 уже была лучшей игрой прошлого года, да и Eastern Front — это не полноценная игрушка, а всего лишь дополнение, но факт остаётся фактом — из всех опробованных мною в уходящем году игр для двоих эта — самая лучшая.
Игры для большой компании, в которые мы играли в этом году можно пересчитать буквально по пальцам. Была жёсткая и жестокая Lifeboat, эксплуатирующая низменные чувства и пороки игроков. Была весёлая Bang, весьма напоминающая Мафию, но играющаяся совершенно по-другому. И была Alias. Игра, которую мы поначалу играли с листками бумаги и карандашами, а потом открыли её коробочную версию. И пусть на самом деле она не совсем "настольная", зато играть в Alias всегда интересно.
В этом году детских игр, как и год назад, было ровно две (и если так и пойдёт дальше, придётся ликвидировать эту номинацию). В январе я познакомился с Лабораторией Доктора Миксера. Игра эта показалась мне слишком уж простой и незамысловатой, и я поставил на ней крест. В середине года в мои руки попала ещё одна детская игра — Грузи и вези. Особого восторга у меня она тоже не вызывала, но, всё-таки, стоит признать, что Грузи и вези — довольно интересная и оригинальная настолка, в которую интересно играть не только детям. Так что за неимением конкурентов она и становится лучшей детской игрой года.
Карточных игр в этом году было много, но конкуренция между ними была невысокой. Реальная борьба разгорелась всего между двумя играми — Dominion и Race for the Galaxy. Так уж вышло, что из этих двух настолок мне гораздо больше нравится именно Dominion и даже поиграв в её улучшенную и доработанную версию под названием Dominion: Intrigue, я остановил свой выбор на первой игре серии на букву D. Dominion — однозначно лучшая карточная игра года.
Несмотря на то, что филлеров я освоил не так много, считаю, что эта номинация необходима. И победитель в ней вне всяких сомнений — No Thanks!. Эта несложная и быстрая игрушка способна очаровать кого угодно всего за пару минут. Определённо, в No Thanks! невозможно сыграть всего одну партию, потому что всем обязательно захочется продолжения.
Увы, но отечественных игр в этом году хотя и было немало, достойных экземпляров среди них я не обнаружил. Пожалуй, опустив многочисленные поделки Звезды, среди более-менее достойных можно вспомнить лишь Чёрный принц и Большой куш. Однако, к сожалению, у обоих этих игр есть проблемы. У Принца — с балансом и правилами (в неё стоит играть только после небольшой доработки или с хоумрулами), а у Большого куша — с даунтаймом и общей идеей. Пожалуй, если бы не затянутый эндшпиль и не откровенное заимствование "манчкинской" механики, я бы назвал лучшей отечественной игрой именно Куш. Но зная об этих недостатках совесть не позволяет мне этого сделать.
Отечественные игроделы, ау!
В этом году, как и в прошлом, локализаторы постарались на совесть. Русскоязычные версии настольных игр выпускали не только привычные нам Смарт и Звезда, но ещё и игроведовцы (Стиль жизни), и на отечественном рынке появилось немало интересных настолок. На русском вышли 100 000 лет до нашей эры (она же — Stone Age), Кингсбург, World of Warcraft: The Adventure Game, Coloretto, Борьба за галактику и множество других игр. Но самой интересной, самой лучшей и самой качественной (ну, хорошо, так как без мелких недочётов не обошлось, почти самой качественной) локализацией я считаю Ярость Дракулы. Игра эта не так проста в освоении, но, тем, кто потрудится её освоить, она платит сторицей, доставляя массу приятных эмоций.
Русскую версию Race for the Galaxy я ждал очень долго. Но когда экземпляр этой игры оказался у меня в руках, выяснилось, что она мне совершенно не подходит. Чересчур абстрактная, чересчур сложная, чересчур требовательная к игрокам, Борьба за галактику не смогла завоевать место на нашем столе и отправилась в бессрочную ссылку на полку. Многим эта игрушка нравится и во всём мире она заслуженно считается одной из лучших карточных игр, но, так уж вышло, что я к числу её поклонников не отношусь.
Однажды я раздумывал над очередным заказом настольных игр и подумал о Container. А потом вышло так, что заказывать эту игру я не стал, а изготовил её сам из подручных материалов и компонентов других настолок. И кто бы мог подумать, что малоизвестная, в общем-то, игра окажется настолько интересной. Мы играли в неё в разных компаниях и не было никого, кому бы она не понравилась. Игр, которые умеют подстраиваться под игроков и адаптируются под их поведение, наверное, совсем немного. Но Container — из их числа.
Несмотря на то, что Battlestar Galactica, в общем-то, не нуждается ни в каких наградах, ввиду своей высокой популярности, я решил намеренно ввести номинацию "Лучшая игра для заядлых игроков" (Gamer's Game) специально чтобы отметить эту игру. Так получилось, что наши отношения с Battlestar Galactica не сложились. После единственной сказочной и напряжённой партии больше мне не удавалось по-настоящему сыграть в BG, и не похоже, что такой шанс появится в обозримом будущем.
И, тем не менее, нельзя не отметить — Галактика — по-настоящему интересная, оригинальная, необычная и увлекательная игрушка. Да, она требует к себе особого похода. Чтобы прочувствовать её нужно хорошо изучить правила, собрать 4-5 единомышленников, вжиться в роли и посвятить пару часов своей жизни бегству к Земле. Но, поверьте мне, это того стоит.
Почему лучшей игрой года я считаю Агриколу? Вопрос хороший, а вот ответить на него не так-то просто. Возможно, потому что в игре есть два режима: простой, в который можно играть всей семьёй и продвинутый, подходящий для опытных игроков. Возможно, потому что развитие фермерского хозяйства в ней смоделировано настолько привлекательно, что каждый раз волей-неволей начинаешь переживать за судьбу своих подопечных, и стараешься обеспечить им максимально комфортные условия жизни. Возможно, из-за отличной масштабируемости, позволяющей раскладывать партии как в одиночку, так и впятером. Возможно, из-за того, что ради Agricola я даже вылепил из термопластика миниатюрки животных. Однако, наверное, ни один из этих ответов не будет правильным, так как каждый отвечает на этот вопрос по своему.
Боюсь, Agricola — это не просто лучшая игра года. Это лучшая игра как минимум пятилетки. Агрикола подняла планку качества настолько высоко, что потребуется не один год, чтобы её преодолеть. Вне всяких сомнений титул Игра года — 2009 заслуживает именно Agricola.
В заключении отмечу ещё несколько игр, которые хотя и не стали "самыми-самыми", но запомнились как яркие, неординарные настолки.
- Intrigue;
- Lifeboat;
- Neuroshima Hex!;
- Quoridor;
- Stone Age.
Я бы Контейнеру дал титул «Худшая партия уходящего года» 🙂
Сюрпризом года для меня стал LotR: Confrontation. Не ожидал от Книции ничего, что меня бы так сильно увлекло (надо будет доделать и выложить свой редизайн когда-нибудь). Еще одна находка — Tales of Arabian Nights, напишу про нее подробней на праздниках.
Разочарование года — Polarity, в которой за фантастическим внешним видом скрывается довольно незамысловатая абстрактная игра.
А игрой года для меня стала «War of the Ring: Battles of the Third Age». К моему идеалу настольной игры эта игрушка приблизилась вплотную (я имею в виду сценарий «Битва за Рохан», к «Битве за Гондор» еще даже не приступал). Также хороши были Агрикола и Доминион, но с эпическими сражениями никакое выращивание морковки, понятное дело, не может даже рядом стоять 🙂
Сюрприз года — Comrade Koba, этакий карточный филлер-варгейм про сталинские репрессии.
Вот значит какова судьба RftG… Ну у меня к ней такое же отношение. А вот Battlestar Galactica уже пробую на вкус.
И не знал что к WotR вышло еще одно дополнение. Надо посмотреть.
А, понял. Похоже вместо «War of the Ring: Twilight of the Third Age» нужно писать «War of the Ring: Battles of the Third Age»
Хехе а вот у меня игра года как раз RftG (При чём всем моим друзьям она тоже очень понравилась, особенно когда играешь 2 карты команды в ход):) Далее идёт доминион, хотя игрушек в этом году неплохо прибавилось и Nexus Os и Аркхэм и т.д.:)Агрикола вот на днях прийдет,если бы уже поиграл в неё была бы наверно она тоже у меня игрой года:)
Предлагаю ввести номинацию «Не успел поиграть года» 😀
У меня в ней почетно доминируют Dungeon Twister 2 и Dirtside2
У меня «худшая партия» — это Мемуар на московском турнире 🙂
У меня туда почти попадает Imperial 🙂
@Phobosis
А что, прекрасная номинация. Особенно для тех, кто только в этом году открыл для себя мир настольных игр. 🙂
2Phobosis: а я давно гоняюсь за Polarity, неужели фигня?
у меня с «не успел поиграть года» вообще смешно, лежат с сентября смол ворлд, гост сториз и куба, думаю до НГ так и не открою, не то что поиграть…
Race for the Galaxy разочарование года? Автор должен быть честен с собой и окружающими и признать, что разочаровал его, прежде всего тот факт, что игра оказалась ему не по зубам как продукт, требующий углубленного изучения, а не поверхностного знакомства.
«Чересчур абстрактная, чересчур сложная, чересчур требовательная к игрокам…» Согласится можно лишь с первым пунктом, а остальные два берут начало в субъективном нубстве автора, его лени и слабоволии.
С тем что Agricola лучшая игра года, согласен.
Не успел поиграть года — это супер! У меня — Аркхэм. Хотя у меня ее и нет, но есть у товарища, и вроде хотим сыграть, но совершенно не судьба найти время.
@Taran
Да я тоже гонялся давно. Выглядит очень круто, инопланетно, как из фантастических фильмов. Но играется вообще-то весьма кисло.
Абстрактная игра на двоих с довольно прямолинейным игровым процессом и очень узким, скажем так, кругом стратегических понятий и игровых ситуаций (если сравнивать с почитаемой мной Neuroshima Hex, то в ней, напротив, принципиально разных ситуаций возникает очень много — а тут все-го «много свободного места» и «мало свободного места»).
При этом сами правила неприлично сложные и очень тяжело усваиваются.
Кроме того, игра не динамична — и начало, и эндшпиль, кажется, слишком затянуты, а интересная середина проходит быстро. Да и вообще партия в Polarity длится значительно дольше, чем следовало бы ожидать от игры при такой незамысловатости процесса.
Выходит, что серьезно играть в такую игру вряд ли захочется, но можно, конечно, таскать ее с собой и просто шокировать окружающих ее странным видом 😀 Но и тут есть проблемы: фишки довольно массивные и полный набор занимает место, в которое можно было бы запихнуть RftG, Lost Cities, колонизаторов на кубиках и еще что-нибудь перекусить. Да и вместе с гаджетами в сумке таскать такую кучу магнитов боязно.
Наконец, последний удар заключается в природе самой игры: баланс на поле очень шаткий, поэтому для игры необходимо гарантировать _идеально_ ровный, не шатающийся стол и полное отсутствие прохожих, которые бы могли что-нибудь задеть.
Из всего вышесказанного получается, что на Polarity лучше смотреть, а играть надо во что-то более играбельное :[
Серьезно? Наши мужики настолько суровы, что у нас RftG играется на пляжике как филлер. :]
@Chernika
Ну, знаете, в нашей компании тоже игра никому особенно не понравилась. И дело не в сложности изучения или какой-то запредельной механике. Я, например, люблю сай-фай, но в RftG вообще нет ощущения, что ты играешь в космоигрушку. Просто раскладываешь некие карты в некой оптимальной последовательности. Зашибенчески увлекательно, ничего не скажешь. 🙂
Так что я, например, согласен с Юрой. Хотя не могу сказать, что для меня она стала разочарованием года, потому что я ее не особенно и ждал.
P.S. И хамский тон лучше бы оставить, мне кажется.
Аналогично с Imperial
Ну…для меня лучшее во что поиграл в этом году на двоих….Это пожалуй Twilight Struggle из хардкора. И Battlelore из не очень долгой игры. Обе игры хоть и абсолютно разные, но удовольствие от них на одном и том же уровне (то бишь очень высоком).
Лучшее для кампании это BattleStar Galactica…
Из не успел поиграть, Age of Conan….Очень хочеться заценить плюшку. Узнать насколько она лучше-хуже War of the Ring….
А куда делась номинация распечатай и играй!? Какую игру мы предложим?
Для меня сюрпризом года стала Witch’s Brew. В ней ей практически всё что я люблю: одновременный и скрытнй выбор ролей вначале, весёлая тактическая составляющая, основанная на блефе, практически отсутсвующий рэндом от игры, но зато очень сильный рэндом от других игроков. Недостаток: игра чисто на победные очки.
Эта номинация растворилась в остальных. Принт-н-плея стало так много, что практически любую игру можно распечатать самому. Например, сделать можно и Lifeboat, и Stone Age, и No Thanks, и даже ссылку на «Грузи и вези» я выкладывал.
Непосредственно же pnp-игр, таких как Zombie Plague, которые никогда не издавались из их можно опробовать только одним способом — изготовив самостоятельно в этом году, считай, и не было.
А у меня аналогично с Nelud’ом Сюрпризом года оказалась Witch Brew. Хотя бы потому что идет на ура в любой нашей компании и после первой партии все хотят вторую…
Лучшую игру в этом году у меня делят Ярость Дракулы и Small World. Ибо в первую интереснее игрнать в полном составе, а во вторую играется одинакого интересно при любом количестве участников. А разочарованием года для меня стала Ad Astra.
Ну и «Не успел поиграть года» — Доминион и Memoir44
Кстати лучшая локализация имхо…действительно Ярость Дракулы….
2Nelud, NorDier
Расскажите про игрушку? Сильно отличается от Зелья? Недавно наметил её, мне кажется, что она — большой такой сюрприз, незамеченный отечественными комментаторами.
2Сабж
RFTG — действительно разочарование года. Так ждал, так ждал. Потом получил на руки коробку. Сыграл в компьютерную версию раз 15, очень нравилась… а потом я понял, что эта игра
1) слишком мудрёная (не сложная, а именно мудрёная) для дружеских посиделок
2) а с гиками всегда есть во что поиграть другое
3) жена активно не любит скайфай
=( такие дела, буду продавать коробку.
И ещё… по-моему, Агрикола — обычное еврогеймерское занудство с кучей выставляемых фишечек.
Ну в Агриколе по крайней мере отличная тема. Хотя я ее всеравно продал.
Наверняка еврогеймеры то же самое думают про америтрэш — «обычное американское занудство с ведерками кубиков» :]
А вообще у «обычного занудства» довольно много отличий от «необычного». Мне кажется, нетрудно заметить, чем Агрикола отличается от евро-собратьев.
2ZoRDoK
Witch brew с зельем имеет общее только одно — там тоже надо варить действия. В игре механика выбора персонажей, как в цитаделях, только там 9 персонажей на всех, а тут у каждого 12 персонажей. Чтоб не засорять тут тему пересказом правил, советую почитать у Альта — http://www.boardgamers.ru/?p=529
Но я однозначно рекомендую к приобретению.
@ZoRDoK
Присоединяюсь к камрадам NorDier и Nelud насчет Witch’s Brew. У нас первая партия имела огромный успех, игрушка прекрасно оформлена, очень веселая, быстрая и при этом неглупая. С Зельями ничего общего не заметил. 🙂
2ZoRDoK: о вичез брю том вейзел снял обзор — посмотри, кстати негативно отзывается о ней.
@Taran
Что-то я не видел на Dice Tower никакого обзора по Witch’s Brew. И поиском сейчас не нашел. Вы с Witch of Salem не перепутали случаем?
Пара слов о рфтг. Я побаивался её покупать. И вот почему.
У меня жена гуманитарий, скай фай не любит, однако …
Однако игра ее зацепила. Зацепила огромной вариативностью в развитии. Такое большое количество сильных стратегий найдешь далеко не во всех играх.
От себя добавлю, что рфтг не более абстрактна, чем большинство игр, которые я видел.
В нашей семье рфтг «НЕразочарование года».
РФТГ и в самом деле «мудреная» чтобы ПОНЯТЬ ее изучить глубокие стратегии и скрытые выходы трэбэ слишком много ей отдать своего времени и мозгов. Однако не смотря на это очень нраица т.к.
1) ацкая вариативность;
2) неплохой арт + скай фай мне тоже по душе
3) проста в подготовке, требует мало место и т.п.
4) есть место и удаче и стратегии причем стратегия как раз от удачи и зависит (за партию колода проходит раза 2 т.е. у каждого игрока есть шанс поиметь на руках большинство карт).
5) дешево!!!
6) не прямолинейеа заставляет думать
и т.п.
Memoir и No Thanks — согласен.
Из получивших награды(звания) играл в «Нет,спасибо!» и «Фермера» и присоеденяюсь к чаяниям Юра.Игры действительно стоящие!Разве, что вместо «Снежных хвостов» выбрал бы игру Диксит, вот она уж точно заслужила. Лучшей игрой отечественных производителей с ЖИРНЕЙШИМ вопросом отметил бы «Чудовище Джио-Джанги», выпуск которой пиарился на сайте Игроведов, но так и не нашел своего логического продолжения…а как все хорошо начиналось!
@Reline
В Dixit не играл, возьму на заметку 🙂
Считаю, что «обидели» Ужас Аркхейма!
Ужас Аркхэма для меня — разочарование 2007 года 🙂
Для меня RfTG- игра года)) сколько уж я её мучил на компе, пока начал выигрывать… но когда втянешься, то оффигительная вариативность, которая заставляет всерьёз включать мозги- то, что надо! С другом только в неё в последнее время и играем… Так же Аркхэм- серьёзнейшим достоинством считаю, что в неё можно играть одному)) немало часов провёл за ней, так что- локализация года ей.
Ума не приложу, что ж вы такого мудреного нашли в RftG. В базовом наборе вообще очень многое очевидно (хотя это вовсе не отменяет интереса и многовариативности). Вроде тут очень многие прожженные, видавшие виды бордгеймеры, в чем же сложность-то?
Согласен с Phobosis:)Мне тоже если честно не ясно чего такого в RftG трудного прям:)Я правила с первого раза осили сразу всё понял и первая же партия в игру мне очень понравилась:)И хочу заметить что гонка галактик не чуть не абстрактней чем доминион на мой взгляд..
2Jasly:
да-да-да!!! я просто перепутал)
сори за дезинфо!
No Thanks определенно заслужил своей номинации. Игра, по сути – дешевый генератор небольших порций удовольствия. Крепко поддерживаю. Также приятно, что была отмечена Battlestar Galactica. Номинация Race for the Galaxy скорее бросает тень не на игру (игра просто замечательная, одна из лучших в году) а на Юрия. И вообще заметно, что игры, попавшие в хорошие номинации, обладают одной общей чертой — они просты в освоении, а половина даже примитивны.
@Ekspressionist
Ярость Дракулы, Container, Battlestar Galactica, Dominion, Agricola просты в освоении и где-то даже примитивны? 🙂
@hk
Да я уже понял что погорячился, но Container, Dominion при наличии интереса осваиваются довольно легко. Agricola и Battlestar Galactica – только на первый взгляд замороченные, хотя отнести их к сложным будет честнее. А хоть Грузи и вези, Alias, No Thanks и примитивны то они о должны быть таковыми чтобы отвечать своим номинациям.
2 Phobosis и Sderty: RtfG не сложная для освоения сама по себе. Но меня лично она захватила своей глубиной, вариативностью и тем, что заставляет постоянно адаптировать свою стратегию под ситуцию в игре.
Для меня RtfG это игра года. Правда хочу сказать, что во многие из номинированных игр не сыграл.
Практически любая игра при наличии интереса осваивается довольно легко.
У меня, например, вообще нет претензий у RFTG по части освоения. Мне кажется, у нее как раз с этим все в полном порядке: удобная и понятная система пиктограмм, хорошие памятки, доступные правила.
Ну просто вот так получается, что кому-то она не нравится. Мы, например, сыграли в нее несколько партий еще осенью — и с тех пор никто (а играли, наверное, человек пять с довольно разными интересами) ни разу не предложил к ней вернуться. Видимо, у Юры та же история.
На мой взгляд RftG просто не оправдала моих ожиданий. От игры на космическую тематику я мог бы ожидать эксплоринг, может быть баталии. А это оказалась игра про производство и потребление.
А Доминион значит оправдал? Абсолютно абстракная игра к теме управления королевством вообще не имеет никакого отношения. Даже антураж игры к заявленной теме имеет слабое отношение, чем у РФТГ.
В Доминион я не играл. И не планирую. В следующем году я вероятно обращу внимание на аддоны к уже полюбившимся игрушкам.
А зря вы про P’n’P игры говорите, что все теперь можно напечатать да поиграть. Но вспомните Чем отличаются материалы Пандемии от оригинала, или «Темной борьбы»(Tw. Struggle). Ну или работы Михайло…(простите забыл как далее) с дружественного украинского сайта. То есть проиходит изминение материалов оригинальной игры на более интересные, и здесь уже можно выдавать премию.
А почему «лучшей для двоих» не стала BattleLore? По механике она похожа на Memeoir 44, но в то же время уже и не дополнение. =)
Лучшей для двоих надо было Claustrophobia делать ^_~
Она как раз вышла в декабре.
А вообще кажися игр для 2-оих в этом году полно было, но очень немногие доползли до наших «пенатов»
здесь представлены игры в которые Юра играл, а не те которые просто «вышли в декабре». клаустрофобии пока нет ни у кого из русскоязычного сообщества, как можно ее делать лучшей игрой на двоих?!
Вы говорите о премиях за дизайн и переработку. Напрямую к играм это не относится 🙂 Я считаю, что любая игра либо плоха либо хороша сама по себе и смена оформления ей не поможет стать намного лучше 🙂
Dominion не менее (а может даже и более) абстрактна, чем RFTG, однако механика в Dominion как-то гораздо дружелюбнее. Осваивается она быстрее, проще и, опять же, в отличие от RFTG, в Dominion периодически тянет поиграть 🙂
Потому что я пока что сыграл в Battlelore только один раз и не могу сказать, что она так прям сильно мне понравилась. По моим ощущениям пока что Memoir ’44 как минимум на голову выше.
Юра, а ты макеты наклеечек можешь выслать? Мы бы на Snow Tails понаклеивали =)
@Степан Чижов
Нет проблем.
Поиграли в игру «Грузи и вези» — в целом понравилось. Действительно, с детскими (интересными) играми настольными — целая проблема. Много однотипных, уже надоевших игр, типа лото, ходилок — либо самых простых, либо чересчур запутанных, а вот так чтобы новая игра, да еще оригинальная, да еще интересная, и еще желательно чтобы стоимость была не запредельная :)) — не найти …
Race for the Galaxy чересчур сложная? OMG…
Neocen vasha agricola… 😀 Le Havre bolshe po dushe