На сайте Записки новосибирского настольщика опубликован подробнейший обзор игры Lifeboat. В нём рассказывается о правилах этой игрушки, о впечатлениях от неё и даже о фильме, по содержание которого очень похоже на типичную партию в Lifeboat.
В 1944 году маэстро Хичкок снял фильм «Спасательная шлюпка». Речь там шла о людях с английского корабля, потопленного немецкой подводной лодкой… к которым в этой самой шлюпке потом присоединился ещё один человек, оказавшийся капитаном той самой лодки. (К сожалению, устроить ему образцово-показательный экстерминатус не позволял тот факт, что он один из всей этой компании был опытным моряком.) Нетрудно сообразить, чего может проистечь из описанной истории, ну а уж если рассказывать её берётся маэстро Хичкок…
Пересказывать фильм я, конечно, не буду — захотите, так найдёте и посмóтрите, благо найти его нетрудно и он того однозначно стóит. Но прочувствовать атмосферу вполне можно и без фильма, достаточно поиграть в одноимённую игру от Джеффа Сьядека. Тот наверняка был знаком с первоисточником, хотя в игре сюжет несколько попроще.
Никакой военно-морской предыстории здесь нет. Есть шлюпка, в которой несколько потерпевших кораблекрушение пытаются доплыть до спасения. Но страсти от этого кипят ничуть не меньше. Все спорят за лучшие места, пытаются делить прихваченные с корабля ценности, дерутся, крадут друг у друга… Кто-то, как ни странно, даже пытается грести, кто-нибудь периодически падает за борт… Как водится, каждый кому-то симпатизирует и кого-то терпеть не может — в общем, этакая плавучая паучья банка.
Каждому игроку соответствует один персонаж, представленный соответствующей картой лицом вверх (таких карт даже две: одна лежит рядом с игроком, обозначая его статус, другая лежит рядом с чужими картами, показывая занимаемое в лодке место). И вместе с ней каждому полагается ещё две карты втёмную. На этих говорится, кого персонаж втайне любит и кого ненавидит.
Все персонажи индивидуальны, у всех есть какие-то характерные особенности. Вот, например, справа приведена карта французика. “Size” — это, попросту говоря, физическая сила (в данном случае 6). “Survival value” — это очки, которые данный персонаж получит в случае своего выживания (здесь, по совпадению, тоже 6). Нетрудно догадаться, что чем больше первая величина, тем меньше вторая: сильным выжить проще… равно как, кстати, и проще отобрать чего-нибудь ценное у слабых. И ещё есть особое свойство — французик, например, отлично плавает, и падение за борт не приносит ему вреда (правда, имеющиеся при себе вещи таки утонут, и если вдруг акулы приплывут, тогда ой).
А вот примеры двух карт любви и ненависти, которые также полагаются каждому:
Как следует из них, гибель Леди Лорен принесёт хозяину этих карт дополнительно 4 очка, а выживание Сэра Стефана — дополнительно 7 очков. Есть пикантный момент, если кому-то досталось ненавидеть самого себя: такой персонаж является маньяком и получит очки за гибель любого другого, а за выживание себя любимого не получит. (За себя он их получит только в том случае, если ему выпадет ещё и любовь к самому себе.)
Но вот карты розданы. Участники «рассаживаются в лодке»: их карты кладутся в порядке, предписанном правилами. Потом он, конечно, много раз поменяется. А «в носу» и «на корме» кладутся ещё две колоды. На носу расположен форпик, и в нём хранятся всякие полезности. А на корме сидит рулевой.
Каждый ход начинается с того, что сидящий возле форпика персонаж достаёт и делит между экипажем шлюпки ништяки. Из соответствующей колоды берутся карты по числу живых и находящихся в сознании, затем одну из них он оставляет себе и остальные передаёт далее — чем ближе к корме, тем меньше там уже остаётся выбора.
Затем все могут чего-нибудь сделать (в том порядке, как сидят). Что-нибудь одно из следующего:
- Грести.
- Поменяться местами с другим.
- Забрать какую-нибудь вещь у другого.
- Выполнить действие, разрешаемое имеющейся на руках картой.
Грести — это значит посмотреть верхние две карты «навигационной» колоды (той, что лежит на корме), и одну из них сунуть под низ, а другую (более понравившуюся) оставить, положив рядом втёмную. Потом это сыграет роль при выборе курса.
Поменяться местами и забрать чего-нибудь — действия, не требующие комментариев. 🙂 Если тот, кому это предложение адресовано, не возражает, то так тому и быть; в противном же случае будет драка. О драке чуть позже.
Последнее тоже достаточно понятно. Например, если есть карта аптечки, то можно скинуть её и полечить кого-нибудь. Хотя бы и самого себя.
Ход заканчивается тем, что рулевой (игрок на корме) смотрит отложенные гребцами навигационные карты и выбирает из них одну (если никто не грёб, то просто открывает верхнюю из колоды). Всё указанное на ней выполняется, и тем самым подводится итог совершённым действиям. Вот как это происходит.
Все, кто грёб, должны положить рядом с картой персонажа маркер. Все, кто дрался (независимо от исхода) тоже. Нижняя половина навигационной карты говорит, ктó в этот ход испытывает жажду. (Для карты справа это капитан, ребёнок и все, кто грёб). Если у этих персонажей нет воды (тоже такие карты на руках), то они кладут себе «жетон раны». В противном случае можно выпить воду (сбросить её карту), и тогда ничего не будет.
Верхняя половина карты говорит, кто в этот ход выпал за борт. (На карте справа это Сэр Стефан.) Падение в воду также даёт жетон раны (кроме французика — он, как мы помним, отличный пловец), а если за борт падает кто-то без сознания и без надетого спасательного круга, то он гибнет. Ах да, есть ещё совершенно дивная возможность выбросить за борт ведро объедков. 🙂 Это привлечёт акул, и все выпавшие за борт положат себе ещё по жетону. 🙂
Сознание теряется, когда у кого-то количество жетонов сравнивается с показателем “Size”. И лучше до этого не доводить. Потому что бессознательное тело (равно как, кстати, и мёртвое) можно куда угодно переложить и чего угодно с него забрать совершенно безнаказанно.
Кстати о вещах. Карты вещей можно держать как открыто, так и втёмную. Открытые карты соответствуют вещам, которые персонаж держит при себе — ими, например, можно пользоваться в драке. Но в случае выпадения за борт такие вещи утонут. А закрытые карты — это вещи, которые припрятаны где-то в лодке. Пользоваться нельзя, но не утонут. А украсть, конечно, по-прежнему можно, и если в игре есть ребёнок, то ему даже по голове за это не настучишь. 🙂
Осталось рассказать про драки. Они происходят по принципу, хорошо знакомому всем любителям карточных «манчкинов». Каждый драчун складывает собственный показатель “size” с аналогичным показателем имеющихся при нём вещей. У кого больше, тот и победил (при равенстве побеждает защищающийся). Каждому дерущемуся можно звать на помощь других в любом количестве. Проигравшая сторона кладёт себе жетоны ран. Вот и всё.
Как нетрудно понять, задача игрока заключается в том, чтобы пореже выпадать за борт и накопить побольше бонусных ништяков, дающих очки в конце игры. При этом надо постараться угробить того, кого ненавидишь, и помочь выжить тому, кого любишь.
С первой половиной задачи всё более-менее понятно. Гребля и руление помогают избежать купаний и при случае помочь булькнуться другим. Место на носу возле форпика позволяет контролировать ништяки. За тёплые места, понятно, придётся драться.
А вот драки, союзы и взаимопомощь — это, как говорится, чего-то особенного. 🙂 С учётом того, что слабым персонажам приходится искать помощи у сильных, а те за это чего-нибудь захотят… С учётом того, что любимый тобой человек запросто может тебя ненавидеть… С учётом того, что все любви-ненависти надо ещё вычислить… Тут, знаете, такие страсти и альянсы полезут — сам маэстро Хичкок пришёл бы в восторг. 🙂
Но все безобразия должны когда-нибудь заканчиваться. Игра тоже закончится. Как только на открытых навигационных картах обнаружится достаточное число птиц: это символизирует доплытие до берега. Есть, правда, и карты с зачёркнутыми птицами, которые замедляют процесс…
Несколько слов о дополнении к игре. Оно называется «Каннибализм» и технически выполнено очень просто. Если «база» позволяет играть вшестером максимум, то дополнение добавляет ещё одного персонажа со всеми причитающимися ему картами (любовь, ненависть, навигация). А вот стратегически всё совсем не так просто, ведь этот персонаж является доктором. Он слаб, но может лечить без сброса аптечек — и тут, знаете, не раз подумаешь: а стоит ли на него наезжать? Ну, и кроме того, добавляется та самая карта карта пресловутого каннибализма (скорее по приколу и для антуража)…
Достоинства игры:
- Атмосферность. Тайные страсти, постоянно перезаключаемые альянсы, драки — мало не покажется.
- Карты любви и ненависти заметно осложняют возможность игры по предварительному сговору. В конце концов, если среди вашей игровой компании есть парочка, привыкшая вдвоём самозабвенно валить всех остальных, просто дайте им карты ненависти друг на друга! 🙂
Недостатки игры:
- Реально злой сюжет, требующий от участников социальной адекватности.
- В «Lifeboat» нельзя играть небольшой компанией. Втроём — разве только для того, чтобы распробовать правила. Вчетвером — ещё куда ни шло, но всё равно не то. Нормальная игра начинается только от пяти участников.
Игра должна понравиться любителям интриг и тайных целей… ну и, кроме того, её должны быстро освоить любители карточных «манчкинов».
Ещё на том же сайте не так давно появился поврхностный обзор игры Dangeon Lords который я с радостью вчера прочитал и захотел игру ещё больше:)))
Думаю сразу после выходных появится неповерхностный. Мы просто еще не играли в них. Это обзор правил. К тому же автор мягко говоря не стеми играми сравнил, в нужные он просто не играл еще. 🙂
Значит будем ждать:) А так вообще игра очень заинтерисовала.
игра шляпа, менятся местами не выгодно, а победа по очкам людей гн интересует
Игра достаточно атмосферна, но как уже говорилось много раз, подходит не для всех компаний. Её нужно «прогнать» несколько раз, что бы все усвоили цели и задачи. Меняться местами выгодно, ведь только игрок сидящий на носу лодки достаёт горячие пирожки а главное выбирает и решает какую карту «Навигации» из предложенных сыграть. А это одна из самых сильных фаз в игре. Одним ходом можно лишить нескольких игроков жизни или приблизить игру к финалу. Интересен момент когда один из игроков является «Психопатом», этакая охота на ведьм! 100% что в игре все персонажи сбалансированы умея играть можно выиграть и «Мальчиком», хотя «священный рандом» ни кто не отменял))