Тов. ZoRDoK, которому удалось сыграть с супругой в Терминатор. Да придёт спаситель, опубликовал в Настольном дайджесте обзор этой игрушки. По его словам, Звезде, наконец-то, удалось выпустить достаточно неплохую настолку. Осталось только узнать, кто разработал Терминатора — неизвестный отечественный автор или зарубежный разработчик.
О чём это всё:
Хочу сразу объяснить смысл заголовка — я считаю, что с выходом этой игры можно отметить новую веху в развитии настолок в РФ: у нас снова стали выпускать классные игры нашего производства, а не только локализации (как было раньше). Что было до "Терминатора"? Карточные игры Калинина (средней паршивости, так скажем), великолепное Зельварение (тоже карты), постепенно отживающий своё Берсерк… вроде всё. Всяческие нелепые попытки, вроде "Тайного заговора" или как там её — упоминать не хочется.
"Терминатор" — это игра "без автора", выпущенная Звездой в ценовом диапазоне "до 1000" — типичная отечественная разработка, коим внимание зачастую уделяется лишь на сайте "информационного партнёра" Звезды — http://bg.ohobby.ru. Примечательного во всём этом вроде бы и нет, если не считать маленького исключения — это во всех смыслах Настольная Игра с большой буквы.
О чём игра? О войне между "железяками" и партизанами. Я сразу признаюсь — не смотрел последнего "Терминатора", потому что буээ с третьей части. Но вторая часть была шедевром поп-культуры, да и сама тема живёт и здравствует (Battlestar Galactica почти о том же). Игра представляет из себя лёгкий варгейм с управлением на карточном движке (некое отдалённое подобие Memoir'44), варгейм ассимитричный, как по юнитам, так и по картам.
Компоненты
На удивление, компоненты не просто хороши — они отличные. Но — всё по порядку.
Коробка. Коробка отстой. Как из-под ботинок, со многим знакомым по другим игрушкам фирмы подъёмом сбоку. Коробка большая, и да — её можно было сделать лучше, меньше (хотя бы до размеров поля) и всё такое прочее. Но оставим в стороне нюансы, давайте смотреть дальше.
Внутри коробки нас ждёт поле — из толстого картона, но гладкое. Поле наклеено на основу, правда наклейка не обычная бумажная, а скорее глянцевая. Гнётся прекрасно, лежит тоже ровно. Нарисовано не супер-супер, но на 4 "с минусом" потянет (поверьте, моё 4 "с минусом" многого стоит). Главная проблема — чёрные линии на коричневом полотне, вперемешку с голубоватыми дорогами немного рябят в глазах (жена не всегда соображала — что и где). В остальном поле удовлетворяет основным требованиям к полю: на нём можно играть, и играть с удовольствием.
Под полем и буклетом с правилами (глянцевая бумага, А4, читать приятно, куча картинок и поясняющих примеров) лежит каталог продукции — раньше такой у Звезды я не видел. В нём, увы, ничего нового — т.е. никаких анонсированных "Lost Cities Boardgame" или "Fauna" там нет. Но его наличие уже радует — растём.
В коробке есть вставка для фигурок. Где-то её уже видел, только не помню где. Наверное, в другой крупной коробке от Звезды, вроде "Колонизаторов каменного века", но не суть. Есть и есть. Есть в игре ещё один компонент от старых игрушек — подставки, они имеют лишние дырочки, и мы без труда узнаём в них каунтеры для жизней в игрушке "Дракула" (не путать с Яростью Дракулы от СМАРТа).
Теперь о самом вкусном — о фигурках. Фигурки просто блеск. Даже мушкетерские меркнут перед ними. Я специально достал для сравнения фигурку из набора от DnD — уже покрашенную на фабрике — так вот, последняя явно куда проще вырезана. Там всяческие мелкие детальки, пулемёты у мотоциклов, какие-то черты лиц, усы и т.п. Всё сделано до мельчайших подробностей. Фигурок всего 8 типов — солдат партизан (с русской внешностью, в духе солдатиков по 2-й мировой), партизанский джип, партизанский танк (не сильно разбираюсь в танках, но вроде на отечественный похож) — причём у танка крутится башня (вау!), ну и самолётик в духе ЛИ-2. Самолётик сажается на подставку, которая в свою очередь на другую — в результате он действительно "в небе". У Терминаторов всё круче — шварц "без кожи", правда, Т-600, а не Т-100 — с миниганом, робомотоцикл (вырезан лучше всего, даже над подставкой что-то мелкое есть), танк с двумя орудиями (тоже вращается башня), ну и самолётик по типу Стелз.
Всё это двух цветов — серый для роботов, зелёный для людишек. Ещё есть карты, карт довольно много (две пачки, каждой стороне), сделаны они не шибко хорошо, ну что поделать — картон в РФ делают не ахти как. Каунтеры не впечатляют. Конечно, плотный картон с отбивкой для выдавливания мы уже делать научились, но оформлять это всё — пока нет. Каунтеры в виде треугольников (места на карте, типы территории, убежища и т.п.) и полосок (апдейты параметров у юнитов). А, совсем забыл — у роботов ещё есть фигурка "завод", такая урбанистическая фиговина с трёма трубами. Сильно, поди, воздух загрязняет.
В общем и целом — очень приятно это всё собирать, вертеть и рассмаривать. Такое не стыдно послать от секрет-санты с припиской: "Во! А мы так могём!".
Правила
Давайте я постараюсь быть краток, а то уже много накатал. Цель игры — либо уничтожить сторону противника, либо набрать очки (10 для повстанцев за выполненные квесты, найденные жетоны "миссия" и "убежище") и 5 для Скайнет (за разрушенные убежища). Набираем в руку карты, все действия совершаем посредством сыгранных карт. Карты имеют номер от 0 до 4 — соответственно можно сыграть по 1-й каждого типа в следующем порядке: сначала работы свой 0, затем люди свой, потом роботы 1-цу, люди 1-цу и т.д.
0 — карты тактики, роботам изначально не доступны (они их "открывают" как технологии), влияют на весь ход. 1-3 могут дать передвижение юнита/юнитов, возможность атакавать, разведать треугольный жетон, ну или войска. 4 — обычно самые сильные карты — роботам дают сильных юнитов, а повстанцам — квесты. За выполнение квеста дают победные очки. Карту можно не играть, а отправить сразу в сброс и взять на её место столько карт, сколько написано в её типе (т.е. 4-й тип отдаётся за 4-е карты).
Каждый юнит имеет карту параметров: движение/движение по дороге, атака (количество бросаемых кубиков), защита (сколько противнику нужно выкинуть для повреждения), прочность (жизни). Скайнет ещё имеет параметр "разведка" — т.к. некоторые действия они делают со штрафом и должны пройти проверку на возможность выполнения (собственно, разведка треугольных жетонов, и попытка перехватить входящие в регион войска противника).
Бой происходит в двух случаях: если ваши войска входят в зону противника, и он решает (!) напасть. Или вы играете карту "атака" на стоящих рядом противников. Т.е. просто войти в зону и сказать: "Пиф-паф, ты умер", — не получится. Атакующий кидает кубики за своих, распределяет любым способом, снимает убитых противников, противник же кидает только за оставшихся. Если юнит был повреждён, но бой выиграл — жизни все восстанавливаются.
Треугольные жетоны имеют дикое разнообразие — это могут быть убежища людей, технологии для людей (роботы имеют технологии среди своих карт), войска для людей, а также типы местности (около десятка), влияющие на бой, на нахождение в зоне и прочие вещи.
Ну что ещё — свои войска можно развивать, для этого людям нужно найти технологии в руинах городов, а роботам достаточно сыграть специальные карты.
Общие впечатления (геймплей)
Жена взяла роботов, я взял партизан. Партизаны получают 3-х солдат, а роботы — завод, солдата, мотоцикл и самолёт. Первых двух моих солдат быстро загасили, а последний нашёл убежище и окопался. У людей часто попадаются карты, позволяющие дать солдатам машины, так что вскоре у меня было два джипа. Роботы тем временем сильно разрослись и уже шли ко мне большой армадой.
По началу я боялся выполнять миссии — надо было добраться до завода противника, а там уже 4 юнита — и там подорвать его, да ещё не погибнуть. Брр… Но потом всё получилось. Я стал активно собирать жетоны по полю, получил свои первые танки, продвинул технологии — нашёл две новые базы. Противник тем временем обнаружил 4-ю базу и разорил её. Роботы зачистили мою первую базу, правда не до конца, и двинулись к двум последним. Воспользовавшись отсутствием юнитов у их завода, я пробежал пехотинцем (есть специальная карта) 5 полей и оказался прямо внутри корпуса Скайнет. Противник имел мало карт на руках и не смог ничего сделать — я выполнил квест и уничтожил завод. Второй завод был уничтожен подъехавшим террористом на джипе, причём, сначала я устроил диверсию, а только затем его уничтожил.
Тем временем мои танки получили 3-ю жизнь и стали не хилой проблемой для роботов — да так, что роботов на карте осталось всего трое. Но роботы плодятся быстрее кроликов, и вот уже третий завод выпустил всех возможных Т-600, и двух Т-1, которые ринулись на мою базу… но — встали в нерешительности. Базу защищали два танка (2 кубика атаки, 3 жизни и попадание по ним 5+) и солдат (всё по 1, попадание 4+), а вражеские Т-1 (2 кубика атаки, 2 жизни и попадание 5+), если бы вошли в зону, получили бы предупреждающую атаку.
И тут оказалось, что у меня уже 9 очков. Всё решали считаные ходы, роботы уже подбирались к моим опустевшим базам на севере Америки, а один из моих людей оказался скрытым роботом (привет сайлонам!), но не тут-то было: я выполнил последний квест, захватил "живьём" этого предателя и разобрал на запчасти. Тут я нашёл священный грааль и панацею от всех бед, в общем — партизаны победили, человечество спасено, ура Сарре Коннор (или кто там в фильме сражается?).
Итого
Кратко — очень понравилось. И жене тоже (а она у меня привередливая). В игру можно играть и втроём, но я думаю, что это не серьёзно — игра является чистым лайт-варгеймом, отлично сбалансирована, не скучна, захватывающа и т.п. и т.д. Рекомендую. "Звезда" — молодцы.
фотография не очень разборчивая, но складывается впечатление, что Звезда начинает делать более-менее нормальные иллюстрации к играм…
> остальном поле удовлетворяет основным требованиям к полю: на нём можно играть, и играть с удовольствием.
На мой взгляд компоненты не настолько хороши. Так про карту я бы вырезал слова «и играть с удовольствием».
> Если юнит был повреждён, но бой выиграл – жизни все восстанавливаются.
Неважно — был ли выигран бой. Если юнит поврежден — он всегда восстанавливается после боя.
> Есть в игре ещё один компонент от старых игрушек – подставки, они имеют лишние дырочки, и мы без труда узнаём в них каунтеры для жизней в игрушке «Дракула»
Мне бы кто подсказал где еще они есть. У меня недокомплект четырех таких подставок. Помню вроде были в игре Пираты Карибского Моря, и кажется я ее успел выбросить.
> о роботы плодятся быстрее кроликов, и вот уже третий завод выпустил всех возможных Т-600, и двух Т-1, которые ринулись на мою базу… но – встали в нерешительности. Базу защищали два танка (2 кубика атаки, 3 жизни и попадание по ним 5+) и солдат (всё по 1, попадание 4+), а вражеские Т-1 (2 кубика атаки, 2 жизни и попадание 5+), если бы вошли в зону, получили бы предупреждающую атаку.
Итого, силы вероятно такие: 2 Т-1 и 2 Т-600 против 2 Абрамса и 2 Пехотинцев. Сопротивление сперва бросит 6 кубов и попадет вероятно 2 раза — минус Т-1. В ответ будет брошено 4 кубика — вероятное попадание по 2 пехотинцам. Повстанцы в свой ход вероятно атакуют снова — 4 кубика это еще минус Т-1. В ответ уже стрелять будет почти нечем. Хотя есть вероятность что Сопротивление не сможет тут же атаковать второй раз — тогда Сканейт будет стрелять первой. Но 4-мя кубами выбить АБрамс врядли выйдет.
Вот для таких целей и надо развивать тактику Ядерных Ударов. 🙂 И технологию и тактику Скайнет может развивать целенаправленно, в отличие от Сопротивления. Поэтому ситуация что 3-хитовым абрамсам противостоят 2-хитовые Т-1 немножко странная.
авторы игры — российский разработчик из Питера и штатный разработчик «Звезды».
@VDmitry
Подставки я ещё видел в «Зачарованные: сердца трёх» (это такой клон Бэнга, только роли все отрытые, поэтому игра неинтересная). Ты напиши, на их почту. У меня вот был недокомплект в Робин Гуде, я написал письмо, и мне выслали недостающие фигурки! Звезда — молодцы!
Кстати пока непривычно выглядят и битвы. Боевку в ТИ3 я знаю уже давно. В А&А тоже самое, только есть разница в обороне и атаке. В WotR какие-то свои причуды. В Nexus Ops немного измененный порядок битвы и потерь + битвы длятся только 1 раунд. В Терминаторе тоже 1 раунд, но потери выбирает тот кто стреляет — это меняет все.
Например Охотники не могут спрятаться за спинами Т-600. Их будут выносить первыми, если получится. К этому добавляем что кто-то один будет стрелять первым, а убитые не отвечают. В итоге не совсем понятно — армия из 4 охотников — это круто, или не очень? Я выносил такую джипами (теряя джипы конечно).
Рандом наверное очень сильный. Также вобщем-то нет понятия стоимости юнита. С другой стороны юниты отличаются мобильностью, разведкой (для скайнет), и на них завязаны миссии и тактики. Тоесть в битве не обязательно выгодно убивать того кто «круче».
@Nelud
Спасибо, попробую.
прикольно, но я не стану покупать потому , что компании у нас большие надо хотябы на 4рых, может дополнение сделают ))) команда человеков пауков и железных человеков )))
Дай то Бог через пару-тройку лет будут наши выпускать добротные игры, отпечатаные в Китае на хорошем картоне и с указанием автора на коробке! Если найду где в магазине, то куплю ради поддержки отечественного производителя.
А сколько стоит сие чудо?
А когда появится в Екатеринбурге?
Выше писали, что в рознице — 702 рубля =)
Угу, 700 рублей, игра стоит своих небольших денег.
И все-таки интересно, почему «Звезда» не указывает автора(ов) игры? По привычке? На коробке с безликим «кинь-двинь» вряд ли кто сильно захочет увидеть свое имя, но тут-то пора бы уже начинать гордиться…