Интервью с руководителем компании «Смарт» Михаилом Акуловым

Интервью с руководителем компании "Смарт" Михаилом Акуловым

Не так давно я публиковал текст интервью с генеральным директором компании Звезда, а сегодня предлагаю вашему вниманию интервью с Михаилом Акуловым — руководителем главного российского локализатора — компании Смарт, опубликованное на сайте Настольный дайджест

У компании есть свой веб-сайт wowgames.ru, но чтобы составить своё мнение о компании, информации, предоставленной на нём, недостаточно. Намечается ли развитие сайта?

Дизайн и структура текущего сайта был признан не удовлетворительным и его наполнение было остановлено. До конца апреля мы представим новый дизайн сайта с интересным наполнением: статьями обзорами, а также возможностью обратной связи с нашими покупателями; впрочем, не хотелось бы раскрывать все секреты. Осталось подождать немного, я думаю, все будут приятно удивлены.

Хотелось бы услышать немного из истории компании ООО "Смарт". С начала (или идеи) создания компании и до нынешнего времени.

Ну, это очень долгая история, которую можно начать так «Сначала был клуб «Лабиринт» и «Хобби-Игры», потом было много разного интересного :), потом возник «Смарт». Я думаю, просто очень рано и достаточно несерьезно писать историю компании, а идея компании возникла на волне увлечения любимыми настольными играми

Контакты компании указаны только на коробках с играми. Верны ли следующие координаты: телефон 8(499) 408-59-83 и адрес электронной почты smartboardgames@mail.ru? Если нет, каковы текущие координаты для связи с представителями ООО "Смарт"?

Да, конечно, эти данные абсолютно верны

Есть ли в компании человек, отвечающий за связи с общественностью?

Несмотря на статус одного из крупнейших производителей настольных игр в России, и большого количества ежегодно выпускаемых наименований, все это делается командой в 5 человек, которые, по возможности и занимаются этими связями, держать же отдельного человека для общения с общественностью пока, к сожалению, экономически невозможно.

И может ли потребитель получить ответы на интересующие его вопросы или оставить мнение о продукции по координатам, указанным выше?

Да вопросы, замечания, претензии мы все с благодарностью принимаем, но лучше по электронной почте, просим нас понять при составе в 5 человек отвлекаться на телефон в течение дня очень сложно, а на электронную почту мы отвечаем.

Какое отношение вы имели к настольным играм до учреждения ООО "Смарт"? А сотрудники?

До СМАРТА я в них с гигантским удовольствием играл, наш редактор и переводчик их с удовольствием переводил (играть он все таки предпочитает в различные ролевые игры). Мой заместитель «по обеспечению населения настольными играми» тоже с удовольствием играл, правда, в основном, в Warhammer. Сравнительным неофитом в настольных играх остается только наш дизайнер, но в настоящее время, как и положено неофиту, он увлекся играми всерьёз; признаться, сейчас он проводит за этим увлечением времени больше, чем остальные.

Есть ли у вас свободное от работы время? И если есть, как вы проводите его: играете ли в настольные игры?

Когда есть время мы с удовольствием играем в настолки; более того, даже когда выбираемся куда-то на отдых, стараемся прихватить с собой что-нибудь любимое (например, последняя поездка в Минск закончилась феерической 12-часовой партией в 3-ю редакцию Twilight Imperium)

Если играете, то какие игры появляются на столах работников компании?

Ну, я больше люблю различные стратегии (Игра Престолов, Старкрафт и т.д.), Колонизаторы, Каркассон; на втором месте ролевые типа WoW, Runebound или игры с мастером (Doom и Descent), ну и, соответственно, пользуюсь, по возможности, служебным положением :).

Есть ли любимые игры? И если есть, то какие?

Игра Престолов, Колонизаторы, Цитадели, WoW, Runebound, Каркассон, Манчкин, (Twilight Imperium после последней 12-часовой партии временно разлюбил )

Можете ли вы утверждать, что настольные игры как вид хобби и досуга набирают в России оборот? Пожалуйста, обоснуйте свой ответ.

Мы видим постепенный рост продаж, а возросший интерес к этому времяпровождению мы видим по откликам покупателей на проводимых нами выставках и ярмарках.

В связи с экономическим кризисом сложно говорить о планах. Но всё же, каковы планы ООО "Смарт" на 2009?

Конечно же, в первую очередь нас интересуют возможные локализации и другие проекты. А также, деятельность компании по популяризации этого вида хобби и досуга в России.

В первую очередь мы должны завершить издательскую программу прошлого года и доставить до наших покупателей уже изданные на русском языке Ужас Аркхэма (Arkham Horror), Ярость Дракулы (Fury of Dracula), MotoGrandPrix, Age of Conan и Живую Карточную Игру по Игре Престолов. Из запланированных новинок в самое ближайшее время выйдут дуэльная стратегия «Ганнибал. Рим против Карфагена» и отличная настольная игра на основе карточных игр Стива Джексона – «Манчкин Квест»; чуть позже мы представим на суд публики локализацию игры «Race for the Galaxy». Также Fantasy Flight Games готовит в этом году линейку настольных игр по вселенной Warhammer и мы рассчитываем участвовать в этом проекте. Осенью этого года мы планируем выпустить дополнения к базовому Манчкину и к базовому Каркассону. Также очень хотелось бы выпустить наши собственные замороженные проекты, к одному из которых (экономико-приключенческая игра на территории Древней Руси) мы хотим снова приступить после «Манчкин Квеста». Об остальных проектах я пока умолчу, оставим интригу на конец весны.

Также мы собираемся проводить целевые мероприятия, на которых любители игр смогут собраться поиграть, посмотреть различные игры, а также, конечно, приобрести их со скидкой.

Сказывается ли кризис на деятельности ООО "Смарт"? Если да, чем это может грозить нам — любителям настольных игр?

Кризис, конечно, сказывается, ведь часть нашей продукции мы печатаем за рубежом, да и лицензионные платежи и комплектующие оплачиваются далеко не рублями; зимнее увеличение цены доллара в 1,5 раза было не самым приятным сюрпризом. К сожалению, в связи с этим в этом году мы точно не будем издавать на русском языке War of the Ring (Nexus), Runebound, Twilight Imperium, а тираж MotoGrandPrix был существенно сокращен, и к нам поступит буквально около 300 экземпляров.

Ещё один вопрос, связанный с кризисом. Как вы считаете, может ли он помешать дальнейшей популяризации настольных игр в России?

Все зависит от глубины кризиса, но мы надеемся, что популярность этого вида отдыха будет расти, несмотря ни на что.

По слухам вскоре в России появится на русском языке базовый выпуск "живой" карточной игры "Игра престолов" (A Game of Thrones) от Fantasy Flight Games. Планируется ли промо- и турнирная поддержка игры? Если планируется, какая?

Да, мы ожидаем поступления в течении 2х месяцев базового набора и первых двух дополнений, вопрос турнирной поддержки пока прорабатывается.

Каково ваше мнение о продукции других российских компаний? Например, "Звезды" и "Технолога". Можете ли вы подчеркнуть какие-либо их явные успехи или провалы?

У нас все-таки разная специализация: Звезда больше ориентирована на варгеймы и лицензионные продукты по мотивам фильмов и мультфильмов для детей. Последнее направление Технолога – это тоже игры с миниатюрами и игровая архитектура; кстати, модели и соединительные элементы в пластиковых наборах Технолога уникальны в мировом масштабе (чего стоит только соединение всех моделей без использования клея). Что же касается недостатков, то, на мой взгляд, увлечение обеих компаний варгеймами является ошибкой, ибо, как показывает мировая практика, несмотря на кучу талантливых команд, пытающих что-то сделать на рынке варгейма, сдвинуть хоть чуть–чуть Games Workshop с его Warhammer’ом не представляется возможным.

И наконец несколько вопросов о наболевшем. Локализация — благое дело для популяризации нашего хобби в России, но… Но опытные игроки утверждают, что локализации хуже оригиналов, и лучше брать оригинальные коробки с играми.

На мой взгляд, это заблуждение. Если рассматривать качество компонентов, то при печати локализации за рубежом качество ее компонентов идентично мировому тиражу, в рамках которого она печаталась. Если мы печатаем локализацию не на заводе-производителе, а в России, то мы всегда стоим перед выбором цена-качество; не следует забывать, что Россия не заканчивается за МКАДом, и нам бы хотелось, чтобы как можно больше людей могли себе позволить наши игры. При этом те компоненты, которые технология не позволяет качественно производить в России, мы стараемся заказывать за рубежом. И можно уже сказать, что многие наши игры, например, Колонизаторы, Крагморта, Кингсбург, новые редакции Каркассонов при существенной разнице в цене(и это при всем известной ценовой политике российской розницы) не уступают своим зарубежным аналогам. Да, нам есть куда стремится дальше: так, мы бы сильно хотели улучшить качество такого важного компонента наших игр как карты, но в рамках имеющихся технологий на территории России это невозможно, а печать этого компонента за рубежом существенно сказывается на цене. Тем не менее, мы ищем различные комбинации для улучшения этого компонента: многие, я думаю, заметили, что карты к «Цитаделям» печатались за рубежом, и карты для «Race for the Galaxy» будут напечатаны там же.

Если рассматривать вопрос банального брака, я, сталкиваясь с большим количеством игр иностранных производителей, могу сказать, что брак и даже банальная пересортица бывает даже на немецких заводах, не говоря уже про американские и китайские. Что касается нашего производства, то, в случае обнаружения некомплекта или брака, вам следует обратится по электронной почте, и человек, допустивший некомплект или брак, лично вышлет или привезет вам недостающие компоненты. Кроме того, разумеется, игру с браком вы имеете полное право вернуть. Что касается локализованных нами продуктов, печатающихся за рубежом, с каждой партией мы получаем достаточное количество «запчастей», чтобы заменять компоненты, пострадавшие при транспортировке, или заводской брак.

Но если покупатель желает играть в оригинальную версию, это его полное право; более того, мы стараемся помочь ему в этом и продолжаем поставлять, например, английские версии игр FFG, оригинальные наборы Munchkin и т.д. даже после выхода их русских версий. Поверьте, мы прислушиваемся к мнению и выбору потребителей.

Есть определенные нарекания по переводам ООО "Смарт". Чем вы можете объяснить свои ошибки? Что намерены сделать, чтобы избежать их?

Ну, славо богу совсем фатальных ошибок небыло, если только считать такой ошибку в памятке к Цитаделям, но в правилах данная ошибка отсутствует; к сожалению, эта досадная опечатка была вызвана очень большой загрузкой нашего редактора прошлым летом, и все наша компания приносит нашим покупателям извинения за эту опечатку.

Основные же претензии, как правило, сводятся к вопросам вроде: «Почему вы перевели «Town Action» не как Действие в Городе?». Ну, во-первых, потому, что это не по-русски, а во-вторых, фраза на русском языке, как правило, длиннее, чем ее английский аналог, а при локализации фразу нужно вставить в заданный версткой размер. О превратностях перевода лучше пообщаться с нашим редактором; одна только адаптация американского юмора в «Манчкинах» и возникающие в связи с ней трагикомические моменты займет отдельное интервью.

Но в любом случае мы отслеживаем ошибки выкладываем исправления на сайте но и конечно при дальнейших тиражах исправляем их.

Сравнимо ли качество компонент локализованных игр (карты, фишки, жетоны, игровые поля и т.д.) с оригинальными? Если нет, чем вы можете это объяснить?

Как я уже отвечал выше, компоненты в играх, производимых за рубежом, идентичны компонентам тиража, в рамках которого они были напечатаны. Что касается российского производства, мы стараемся найти компромисс между дорогим качеством и более широкой доступностью, поэтому мы улучшаем технологию производства в России, а часть компонентов, качество которых для конкретного продукта мы считаем критичным, производим за рубежом.

Есть ли у компании желание и возможности издавать работы российских дизайнеров-игроделов? Имеются ли планы, пускай и в будущем, для работы с отечественными авторами?

Мы готовы работать с отечественными авторами, которые, помимо движка игры, готовы предоставить и ее графическое оформление. К сожалению, российские тиражи игр не позволяют заказывать отдельное графическое оформление.

Алексей Калинин (пожалуй, единственный известный российский дизайнер игр) ушёл из настольных игр. Как вы думаете, есть ли достойная ему замена? И если есть, кто?

Ну, мне кажется, сведения об уходе Алексея слишком преувеличены :), что же касается новых дизайнеров, то, возможно, они и есть, но в них нет потребности, ибо спрос не оправдывает их труд.

А кого из российских дизайнеров настольных игр можете выделить вы?

Кроме Алексея Калинина, я бы не стал никого выделять

Спасибо, Михаил, было приятно и продуктивно пообщаться с вами. Скажите пару слов читателям нашего блога?

Большого всем удовольствия от игр и от общения за игрой. И играйте, с друзьями, с детьми, с родителями: поверьте, это очень объединяет. А нам пишите, нам очень важно ваше мнение, любое!!!

Околоигровое



Похожие записи
  • Расписание ближайших игротек
  • Зимний Игрокон-2014. Карта фестиваля и расписание турниров
  • Codenames: Pictures уже почти локализована
  • Второй выпуск журнала «Стратагема»
  • Трое из ларца, одинаковы с лица
    1. Mortemanes
      23 Мар 2009 из 13:48 | #1

      А что за Twilight Imperium такой? В списке игр на этом сайте я её так и не нашёл.


    2. kopcap_76
      23 Мар 2009 из 15:32 | #2

      глобальная космическая стратегия наподобие компьютерной Master of Orion,

      вот здесь можно посмотреть http://www.boardgamegeek.com/boardgame/12493


    3. ZoRDoK
      23 Мар 2009 из 20:58 | #3

      @Mortemanes

      На этом сайте она под именем Сумерки Империй. Т.к. была локализована года 4 назад — сейчас раритет.


    4. kopcap_76
      23 Мар 2009 из 21:34 | #4

      Насколько я понял собирались локализовывать третью редакцию, вторая-то уже была издана, смысла переиздавать ее нет.


    5. hk
      23 Мар 2009 из 22:54 | #5


      Mortemanes :


      А что за Twilight Imperium такой? В списке игр на этом сайте я её так и не нашёл.



      Это Сумерки Империи. Космическая стратегия, локализованная пять лет назад. Не игра, а просто ужас. Вшестером уложить в 4 часа нереально, партия затягивается на 6-8 часов. Мы играли в неё три раза и каждый раз я срывал голос, объясняя правила 🙂


      Не рекомендую эту игру никому.


    6. Некромант
      25 Мар 2009 из 14:45 | #6

      Интересная интервьюшка. Узнал много достаточно полезной инфы. например о том что Рунебаунд будет локализироваться.. пусть через год но будет.

      Да и манчкин квест думаю будет интересным


    7. Mazz_O
      11 Апр 2009 из 12:58 | #7

      Кстати кто может сказать, когда на прилавках появится ЖКИ Игра престолов?


    1. Трекбеков пока нет.