На сайте Авторские настольные игры появилась интересная статья, посвящённая коллекционным карточным играм. Вообще-то, она не совсем вписывается в формат моего сайта, но я нашёл её достаточно любопытной. В этой статье рассказывается о типичных признаках любой ККИ, объясняется, какие элементы игровой механики чаще всего заимствуются у Magic: The Gathering — самой популярной ККИ в мире и перечисляются типичные проблемы, с которыми сталкиваются разработчики ККИ-шек.
Новаторство и плагиат в формате Коллекционной Карточной Игры (ККИ)
Несомненно, благодаря успеху Magic: the Gathering (МТГ), мы можем сейчас говорить о таком устоявшемся формате настольной игры, как ККИ. В период с 1993 года по 2008 вышло великое множество ККИ, поскольку явные достоинства такого формата были налицо. Но, разумеется, далеко не все подобные проекты получили признание игровых масс. Некоторые незаслуженно, некоторые наоборот. В любом случае ещё не нашлось такого ККИ-проекта, который по живучести мог бы потягаться с МТГ.
Успех игры по началу, конечно, был обеспечен за счёт новаторского формата настольной игры в сочетании с популярной темой фентези, а затем, в дело пошла мощная турнирная поддержка со сложной увлекательной структурой, которая смогла перевести игру почти-что в разряд спорта. Особенно интересно отметить, что рождение формата ККИ пришлось на бурный расцвет компьютерных и видеоигр, и одним из главных достоинств карточных игр стала возможность вытаскивать человека из-за компьютера, ради живого общения и интеллектуальной деятельности. Да, МТГ была не первой в истории ККИ, но первой заметной и оказывающей наибольшее влияние на все последующие релизы подобного рода.
Поскольку речь идёт именно о формате, стоит определить его основы, каждую из которых заложила МТГ:
— Для игры нужны специальные иллюстрированные карты.
— Основной формат игры: 1 на 1 (дуэль).
— Каждый игрок играет своей собственной колодой карт, состав которой он определяет по своему усмотрению, но в соответствии с правилами (обычно это минимально необходимое количество карт в колоде и ограничения по числу копий одной и той же карты).
— Уникальность каждой партии достигается за счёт перемешивания колоды (каждый раз вы оперируете разными пополняющимися наборами карт).
— В игре присутствуют различные игровые зоны (самые основные: в игре, колода, отыгранные карты, рука). Многие из этих зон сходны с классическими карточными играми (скажем, с "подкидным дураком"), но в данном случае, каждый игрок обладает собственным набором игровых зон.
— В игре присутствуют "цвета" (т.е. разделение всех выпущенных карт на несколько групп. При составлении колоды, игрок, как правило, использует карты только из одной/двух подобных групп).Так же можно отметить дополнительные фишки МТГ, которые часто используются в других ККИ:
— В начале игры игрок берёт несколько карт (как правило семь. в основном этими картами он будет пользоваться в ближайшее время). Затем берёт по карте в начале каждого хода.
— Если взятые карты не понравились, можно взять муллиган (пересдать себе начальные карты).
— Игры ведутся до двух побед, после первой партии можно заменить часть карт в своей колоде используя заранее заготовленные карты из так называемого "сайдборда".Конечно, некоторые игры избавлялись от части вышеперечисленных основ. Например, в каких-то отсутсвует игровая зона "рука", в каких то отсутствуют "цвета", и т.д. Но, как правило, сознательное удаление этих основ приводит к ослаблению сегментов игры. Можно ударить по интересу составления колод, по элементу неожиданности и т.д.
Разумеется, большинство разработчиков стремилось сделать свою ККИ оригинальной и, по возможности, отдалить её от статуса "клон МТГ". Для этого используются различные навороты, которые наращиваются на основы. Добавление всяческих игровых зон (например, использование в игре двух разных колод), размещение на картах уникальных характеристик, переработка фаз хода игрока и очерёдности действий игроков и многое другое. Ухищрений много, но все они в итоге ведут к одному и тому же базовому процессу. Как бы не была усложнена ККИ, в конечном итоге это:
— набор игровых зон, между которыми перемещаются карты.
— состояния, в которых находятся эти карты.
— счётчики.Например, основной счётчик в МТГ — это количество жизней игрока. Вызов существа — перемещение его из игровой зоны "рука" в зону "в игре", смерть существа — перемещение его из зоны "в игре", в зону "кладбище". Состоянием карты может быть то что она повёрнута, лежит в игре рубашкой вверх либо на ней лежат фишки (каунтеры) которые модифицируют характеристики карты, продолжительность её действия и т.д. Любые ваши действия всё равно сведутся к изменениям счётчиков, смене состояний карт и перемещениям карт между игровыми зонами. Как правило различия между ККИ базируются на разных боевых системах и возможностях взаимодействия между игроками.
Если повнимательнее присмотреться к той же МТГ, видно, что там довольно давно сформировали некоторый набор эффектов и из сета в сет ставят их то одним, то другим боком. Быстрые существа, большие существа (бивни), контерспеллы, ремувал, директ, манастабилизация, взятие карт, сброс карт, уничтожение разных типов карт… этот набор качует из сета в сет, приправляемый новыми механиками, результатом которых всё равно становится один из перечисленных эффектов.
Вот мы и подошли к основной идее, которую я хочу выразить в этой статье. Она сводится к следующему: новаторство в формате ККИ сильно ограничено самим форматом. Вместо того, чтобы гоняться за совершенно новыми механниками, которые могли бы вырваться за пределы вешеперечисленных трёх пунктов, стоит заняться геймплеем, проработкой внутриигровых связей и ценностей, созданием или подбором интересной вселенной для игры и непосредственно разработкой кардпула. Фактически, движок ККИ имеет гораздо меньшее влияние на удовольствие, получаемое от игры, нежели интересные и сбалансированные сеты. По большому счёту около 50% всех правил задаётся именно текстом на картах, а не книгой правил как таковой. То-есть даже на основе рулбука МТГ теоретически можно сделать непохожую на неё игру засчёт текстов самих карт, их стилистики и т.д.
Резюмируя вышесказанное, можно считать, что даже большое количество плагиата может привести к созданию интересного и самодостаточного проекта. Примером может послужить World of Warcraft TCG. Другой вопрос: какую цель преследует разработчик, заимствуя элементы из других ККИ, скажем 2 разных колоды из L5R, насколько органично такое заимствование вписывается в игру, и что получается в итоге? Если игрок постоянно ловит себя на мысли: "да я как будто играю в МТГ", значит дело обстоит не лучшим образом.
На последок, перечислю основные, на мой взгляд, проблемы с которыми может столкнуться ККИ:
— Унылая "вселенная".
Чаще всего мир игры описывается небольшим абзацем в стиле "в сказачном мире произошла катастрофа и вылезли злодеи" или "на волшебный мир вдруг нагрянули полчища нечисти" и дальше идёт стандартный суповой набор: орки, эльфы, грифоны. Это не призыв основывать ККИ на будущем и коссмических полётах, но даже фентези среду можно интересно обработать и интересно подать (см. a Game of Thrones, MTG: "Lorwyn").— Излишнее влияние фактора случайности.
То что игроки мешают свои колоды уже хватает с головой для введения в игру рандомизации. Броски кубиков (Warlords, Берсерк) и монет (Pokemon) хороши для классической настолки с ограниченным количеством карт, но в кки это может привести к тому что отличный игрок с продуманной колодой проиграет нелепой колоде из-за одной только неудачи. Это касается и МТГ, в которой мана скрю, колор скрю и флуд могут превратить поединок в одностороннее избиение.— Одинаковые колоды.
Если в сете есть мощные карты которые по правилам несложно положить в любую колоду, в конечном итоге может получится, что все будут играть очень похожими колодами, положив в них все самые сильные карты. Так было, например с Pokemon. Лучший вариант баланса, когда в итоге конкурентноспособными оказываются пять и более архетипов колод для текущего метагейма и кардпула.
В целом статья правильна, но в ней не учитывается один фактор. Массовость. Из-за сотен клонов МТГ может показаться, что других игр и нет.
А как же LotR или Star Wars? Как же наш Берсерк? Навскидку больше сейчас не вспомню ККИ с оригинальным метагеймом. Но они есть, точно есть.
Все ККИ это плагиат на МТГ. конечно. А все книги это плагиат на самую первую в мире книгу. Оновная концепция книг — это бумажные страницы, которые нужно переворачивать, читая текст. конечно существуют различные «вселенные», а некоторые «разработчики» стремились даже сделать свои книги оригинальными, например читать сзада-наперед или сверху-вниз, но все в итоге сводится к одному и тому же — книгу нужно читать.
Вобщем очередное выпячивания великой и ужасной Магии — лучше ее нет и не будет!
А если серьезно не согласен на счет Берсерка. Игра абсолютно отличается от МТГ. Кубик конечно вносит элемент случайности, но он не настолько большой, как это может показаться. Ни разу не видел на турнире, чтобы слабая колода побеждала из-за удачи. Утверждать такое — это просто быть не знакомым с механикой игры. Стоит также отметить что берс в России продержался и держиться уже приличное кол-во лет (для нас), несмотря на пессимистические прогнозы многих игроков, когда он только появился.
Ну так и МТГ можно в плагиат записать:) Еще в 19м веке были пасьянсы для двоих, где каждый играл своей колодой. Из того, что «заложила МТГ и дополнительные фишки МТГ», половина в этих пасьянсах точно присутствует:)
Я не согласен с автором статьи!!!
Да, в Берсерке есть кубик, вносящий элемент случайности, но там зато фактически другого рандомизатора то и нет, вся основная игра проходит на уже разложенных картах, и задача игрока грамотно расставить войска, используя их слабые и сильные стороны. Так что по сути что в МТГ, что в Берсерке есть по одному сильному генератору случайностей (в Берсерке он помоему даже и не так силен, как его описывают)
Вообще я подобную писанину уже читал в виде комментов на многих форумах по различным ККИ, меня она ДОСТАЛА, и писал их один и тот же ярый фанат МТГ (я уверен что и к этой статье он причастен), но он там идет еще дальше, утверждая что ККИ Берсерк и др, использующие какие- либо иные формы и механики вообще не имеют право называться ККИ, так как ККИ это: рандомность в виде перемешивания колоды и никак иначе, действия с картами только в виде перевороте, наклона и никаких др движений (ни бросков и тому подобное), вообщем все должно быть по законам и базовым основам, заложенны в ВЕЛИКОЙ И ЕДИНСТВЕННОЙ ККИ НА СВЕТЕ!!! ( Я представляю как он приходя вечером домой зарывается на ночь в кучу карточек МТГ и засыпает, наслаждаясь ароматом и запахом типографской краски лучшей игры на свете!)
Автор!!! Хочу тебе и всем подобным сказать, что основы всех прошлых, современных и будущих ККИ заложены в расшифровке этой абривиатуры.
КОЛЛЕКЦИОННАЯ КАРТОЧНАЯ ИГРА! То-есть в основе должны быть карты (не обязательно иллюстрированные как ты пишешь), приобрести все игровые карты разом игрок не имеет возможности по причине продажи их отдельными частями, бустерами, стартерами ( коллекционная составляющая), ну и наконец слово ИГРА, тобишь со всем этим хозяйством можно играть по определенным авторами правилам, не важно КАК!, главное играть, хоть с кубиком, хоть с семью кубиками, кидать карточки об стенку, рвать их, жевать в конце концов (что поделаешь, если правила такие).
Так что, дорогой автор, еще будет много появляться ККИ, которые тебя раздражают и плюют на основы твоей ВЕЛИКОЙ ИГРЫ, но в которые с удовольствием играют люди и которые 100% можно назвать КОЛЛЕКЦИОННЫМИ КАРТОЧНЫМИ ИГРАМИ по всем законам этого жанра!
Ну, ей богу, сколько можно?..
Лично для меня M:tG чересчур скучна и морально устарела. Её возраст в этом случае не идёт ей на пользу.
Что до плагиата… Почему все игры с размещением работников не считают клонами первой игры такого типа? То же можно сказать и о всех других базовых механиках.
M:tG заложила основу для целого сектора игр, а так как была первой, под неё написано много теоретических выкладок. Да и создатели будущих ККИ учились именно на этой игре. И на этом — точка.
Я уже в разных источниках и не единожды приводил (поскольку культистов Магии у нас много) пример с WoW TCG. На первый взгляд игра — та же самая M:tG, но с другими иллюстрациями. Но это только на первый взгляд.
Если отойти от колодстроительства (тут просто фракции и чёткое разделение вместо цветов и возможности их смешивать) и от системы ресурсов, в играх мало отличного. Самых главных отличий касательно игрового процесса всего 2:
1. В M:tG все атаки идут в игрока-оппонента (и нельзя указать определённого персонажа в игре), в WoW TCG у каждой атаки своя цель (и ей может быть и как герой оппонента aka игрок, и любой из его соратников aka существ).
2. В M:tG урон аннулируется в конце фазы боя, а в WoW TCG — остаётся.
Эти 2 изменения совершенно меняют характер игры, и WoW TCG уже не ощущается клоном…
А что тогда с другими ККИ? Тот же EVE:TSG с гениальными дизайнерскими фишками (кстати, заимствованными у других ККИ, не M:tG). Игрой престолов, War Cry, VS System?..
Все эти игры объединяет базовая механика, не более…
@Denbrave
Надо же, такой опус из-за одной фразы «Броски кубиков (Warlords, Берсерк) и монет (Pokemon) хороши для классической настолки с ограниченным количеством карт, но в кки это может привести к тому что отличный игрок с продуманной колодой проиграет нелепой колоде из-за одной только неудачи».
Видимо, автор задел за живое :))
И кстати… Основа практически любой ККИ — это не только зоны, колоды и счётчики. Счётчики вообще не относятся к каскаду.
Скорее:
1. Стек (цепь, LIFO — Last In First Out). Обязательно надо выделить эту зону из всех остальных, поскольку в ней «картами» выступают не только сами картонки, но и виртуальные, неосязаемые карты…
2. Игровые зоны.
3. Механизмы обмена карт между зонами.
Я немного играл в MTG и ещё меньше — в WOW TCG, но когда я сел за WOW, ощущение, что эта та же «Магия», только в профиль было очень сильным 🙂
Считаются ли Blue Moon и LCG (например, упомянутая Игра Престолов)от Fantasy Flight — КОЛЛЕКЦИОННЫМИ КАРТОЧНЫМИ ИГРАМИ?
Кстати в статье не упомянату такая дурная черта МТГ, как пихание карт ресурсов и карт магии в одну колоду. Слава богу, что во многих ККИ отказались от этой гадости!
Игра престолов на данный момент — Living Card Game, но была-то Trading (Collectible) Card Game, так что ответ двоякий:
1. По механике — да.
2. По маркетингу — нет. Поскольку отказ от бустеров со случайными картами однозначно делает игру неколлекционной. (:
Blue Moon — настольная карточная игра. Не коллекционная. Опять же, сильно влияет маркетинг, а именно — распространение базовой игрой и фиксированными дополнениями.
@Дима
ответ ваш в вопросе вашем 😉
тем LCG (по-нашему ЖКИ) — отдельный класс игр. Отличие от ККИ в способе продажи карт. ККИ — бустера, ЖКИ — колоды.
Не путай народ. (: LCG распространяется ежемесячными малыми дополнениями. Это фиксированный набор карт, одинаковый во всех коробочках. Но это не колоды. И без базового (опорного) выпуска игры (большой коробки) не сыграть.
Кроме того, для Игры Престолов уже вышло одно большое дополнение, и скоро выйдет второе. Они просто вводят в игру новые Дома и содержат необходимые для этого колоды.
@oranged
Извиняюсь. Термин колоды здесь конечно не подходит.
«Вообще-то, она не совсем вписывается в формат моего сайта»
Можно полюбопытствовать почему? Обзоры многих карточных игр, в том числе ККИ здесь иногда публикуются, но о самых известных играх жанра — ни слова. Мне кажется это несколько странным. Неприязнь к отдельным представителям жанра?
«Видимо, автор задел за живое :)»
Точно, это еще называют Butthurt. Denbrave явно теряет голову при любом упоминании слабых сторон Берсерка.
«1. В M:tG все атаки идут в игрока-оппонента»
Да ладно? Атаковать можно еще и мироходцев. А кроме того бОльшая часть заклинаний (а это основное оружие в MTG) могут быть нацелены хоть на игрока, хоть на подконтрольных существ.
«Из того, что “заложила МТГ и дополнительные фишки МТГ”, половина в этих пасьянсах точно присутствует:)»
Очень сомнительно что бы в этих пасьянсах был стек, коллекционный аспект и фэнтезийный сюжет. А это самое главное в MTG.
К слову, сам я купил и опробовал много игр, как обычных настолок (начиная Манчкином, заканчивая Roborally), так и ККИ. Есть колоды Берсерка, Диктатор.Контроля, четыре собственноручно собранные колоды EVE TSG, два альбома карт MTG. В общем, на однообразие в коллекции игр не жалуюсь. Однако не смотря на дороговизну карт MTG и малое число игроков в городе, в основном я трачусь именно на нее. Я считаю Магию лучшей настолкой, и это вовсе не потому что других ККИ я не пробовал.
Мироходцы появились сравнительно недавно, и их доля на полный фонд карт очень мала. К тому же это фишка, которая не относится к базовой модели MtG. Что до заклинаний, я не говорю о «директах», я говорю о прямых атаках существами. В WoW TCG тактическая сторона более развита при той же стратегической.
И я не отрицаю, что для кого-то MtG может быть лучшей… Хотя, на мой взгляд, это говорит только о том, что человек попробовал всё же малое число игр. (: В том числе и ККИ.
P.S. Честно говоря, не хотелось бы сводить всё к holywar-у, поскольку и так ясно, что я в MtG не вернусь, а ты — ей не изменишь. (:
«Мироходцы появились сравнительно недавно, и их доля на полный фонд карт очень мала.»
Пока да. Но Волшебники Побережья ясно показали, что собираютcя этот игровой аспект всячески развивать в дальнейшем. Если бы мироходцы действительно были всего лишь фишкой, вряд ли бы они вышли за пределы одного сета. А они теперь выходят вместе со всеми сетами, включая базовые. На многих мироходцев, кстати, очень высокая цена, что говорит об их востребованности.
«P.S. Честно говоря, не хотелось бы сводить всё к holywar-у, поскольку и так ясно, что я в MtG не вернусь, а ты – ей не изменишь. (:»
Не слишком ли мало вы меня знаете, для того чтобы записывать в ярые фанаты Магии? 😉 Я Магии изменяю, как вы выразились, регулярно. В ту же EVE играю примерно через раз. Кстати, скоро мне должны прийти пара колод из сета EVE: The Exiled вместе с Race for Galaxy.
@Tielestr
«Не изменишь» = Не бросишь. Как минимум, в ближайшее время. (:
P.S. Дальнейшее развитие MtG мне нравится ещё меньше. Особенно, если учесть, что я всё больше предпочитаю LCG от FFG. (: Начал вот с Игры престолов. Хочу попробовать Call of Cthulhu и Warhammer: Invasion.
“Не изменишь” = Не бросишь.
Если я встречу ККИ, которая мне будет казаться на голову круче MTG — брошу MTG.
«Дальнейшее развитие MtG мне нравится ещё меньше»
Последние изменения в правилах вообще мало кому нравятся, если ты о них. А вот последнее расширение под названием Planechase ИМХО очень и очень свежее и интересное.
«Хочу попробовать Call of Cthulhu и Warhammer: Invasion»
Играл я в старый карточный Warhammer и мне не понравилось. Новый WH не хочется пробовать еще и потому что вселенная игры не нравится, а это для меня важно.
Многие кки обходятся без стека.
И ВоВ TCG таки действительно слишком похожа на мотыгу, дай любому мотыжнику деку ВОВ сделай пару объяснений и он будет с успехом в нее играть видел на знакомы и когда меня на нее подсадить пытались прекрасно сориентировался с первой же партии.
Для тех кто неравнодушен к нестандартным ККИ рекомендую посмотреть После нее и Games of thrones мое мнение о МТГ сильно ухудшилось.
Vampire The Eternal Struggle — ломает очень многие стереотипы сложившиеся в кки — кричи с руки практически не выводятся. Заклинания и все прочие действия в 90% случаев совершаются подконтрольными существами, а не игроком. Нет лимита на количество копий одной карты в колоде -> нет убер карт выигрывающих игру сами по себе. О мтг разве что тап напоминает и рубашка. Главный недостаток ориентация на мультиплеер от 5 человек и выше, можно конечно меньше, но это оптимум. Ну и время партии велико 1,5 -2 часа.
Да нет, Юр, на самом деле это просто через чур расхожее заблуждение, по-этому и реакция такая. У меня была точно такая же реакция, когда я прочитал эту фразу.
Кубик в Берсерке реально ни на что не влияет, если за столом не полный нуб. Кубик только лишь ведёт игру по, каждый раз новой, канве. Опытные игроки просчитывают свои действия на 2-3 хода вперёд, как шахматисты, несмотря ни на какой кубик. Любой серьёзный игрок закладывается даже не на средний, на худший кубик, а если везёт с броском — это просто бонус.
Хотя в остальном со статьёй согласен. Я в мир настолок попал через ККИ как раз. Так вот ощущение такое, будто я смотрел сбоку на лист бумаги, видел тонкую полосочку, а потом повернул этот лист. Теперь в ККИ играть вообще не тянет — такое разнообразие вокруг.
@SkAZi
+1
Кубик может изменить какие-то моменты, но не игру целиком. А даже если проиграл из-за кубика, то это процент-два, нормально для одной стабильной деки. Тем более есть много механик не зависящих от кубика.
В той же ЖКИ «Игра престолов» есть обрезанный вариант. Так что может лучше действительно сказать: не стек, а механизм разрешения одновременных игродействий.
Не отрицаю. Я же назвал 2 главных отличия. Не 5 и не 10. Но эти 2 отличия разнят эти игры очень сильно.
Почти только что вернулся с посиделки за ЖКИ «Игра Престолов». Вещь… (: Только я бы не скидывал со счетов ККИ, в которых всё же важнее холодный расчёт, а не политика и психология. V:TS — шедевр. Гарфилд доказал, что MtG — не единственный шедевр (этого я отрицать не могу, хоть к самой игре и прохладен), на который он способен.
P.S. Я сам прошёл через настольные ролевые игры, ККИ, настольные печатные игры (и евроигры, и америтреш), зацепил миниатюры… Разве что в варгеймы настоящие ещё не успел поиграть. И не списывал бы ККИ со счетов; это отдельная, заслуживающая уважения и внимания, ниша настольных игр.
Это я писал статью и вот что хочу сказать: совсем не на то вы внимание обращаете. Речь идёт не о холиварах на тему Берсерка против МТГ и так далее.
Я не выставляю здесь МТГ как божественный эталон (в ней своих проблем хватает), а говорю скорее о сформировавшемся формате настолки: Коллекционной Карточной Игре, и о том, что не надо бояться использовать уже существующие наработки. Это формат жанра, а не тупое копирование. В конечном итоге намного важнее реиграбельность, интересность, увлекательность, оформление и прочие сегменты вашей ККИ, нежели революционная новизна. Вот это самая главная тема. И если сделать всё по настоящему хорошо, то будет уже не важно сколько элементов используется из МТГ, а сколько из ЛОТР ККИ, будет просто приятно играть, если вы, конечно, заранее не записываете себя в противники ККИ, как Юрий 🙂
Теперь отдельно пару комментов:
dmk, совершенно не корректное сравнение с книгами. Можно и без фарса обойтись.
По поводу кубиков и случайности именно в ККИ: Я, как инди-разработчик настолок с многолетним стажем считаю, что подобные элементы вредны для такого формата игры. Они могут выступать в очень умеренных дозах как фан-фактор, не более. Это лично моё мнение и в статье я его объясняю.
Безусловно у ККИ-шек с дайсами/монетами есть свои фанаты любящие усиленный элемент случайности. На вкус и цвет товарищей нет.
А че, есть нечно настолько успешное и мощное, что позволяет говорить о высоком КПД многолетнего опыта? Как называется сие творение?
именно ваши объяснения и всколыхнули людей =)
Дедушка БуГаГашник поелику бяшет, что неправда здесь великая написана есть. Ибо злыдни по имени манаскрю да манафлуд не токмо волею случая али злога рока рождаются, но прежде всего от дурости игруна, не старательно деку создающего и тестирующего, а на авось полагающегося!
Али ащо руки-крюки имеющаго, и деку не тасующего как положено великим писанием отцов игры M:tG.
Истинно сие говорю вам, братия, и да подтвердит слова мои Lightning Bolt дурню тому в репу!