Предлагаю вашему вниманию мой вольный перевод статьи, рассказывающей о том, как познакомить новичков с игрой Ярость Дракулы (оригинал статьи находится на сайте BoardGameGeek). Примечательно, что именно сегодня я планирую впервые сыграть в локализованную версию Fury of Dracula и попробую применить эти рекомендации на практике.
Некоторые пояснения
1. Постепенное погружение. При первом знакомстве с Яростью Дракулы не стоит вываливать на неофитов целую гору информации. Этот материал построен таким образом, чтобы рассказчик не вдавался в детали и не объяснял как действуют всех игровые карта и правила. Новичкам рекомендуется описать игру в целом, заостряя внимание лишь на отдельных её аспектах. Это позволяет игрокам получить представление об игре и сразу же начать в неё играть. А более детальные пояснения можно сделать уже прямо по ходу партии.
2. Описания. Обычным шрифтом напечатано то, что нужно говорить игрокам. Курсивом выделены пояснения для того, кто будет объяснять правила.
Подготовка к игре (что нужно сделать до того как приступить к объяснению правил)
1. Разложите игру заранее. Если это возможно, разложите все игровые компоненты на столе до того, как придут остальные игроки. В коробке с игрой вы обнаружите множество карточек и жетонов и, поэтому, лучше подготовиться заранее, чтобы игрокам не пришлось ждать пока вы бегаете вокруг стола и раскладываете компоненты.
2. Пусть новички будут охотниками. Лучше, чтобы новички играли за охотников. Они смогут объединяться и осваивать игру, помогая другу другу. Если в компании есть опытные игрок, он может взять на себя роль Дракулы. Если же такого игрока нет – играйте за Дракулу сами.
Объяснения правил
Когда игра разложена на столе, а все игроки расселись по своим местам и готовы слушать, можно продолжать объяснения.
1. Цель игры для охотников: Вы – охотники за вампирами, пытающиеся найти и убить Дракулу. Вы должны действовать сообща и можете советоваться и обмениваться своими соображениями. Чтобы победить в игре, вам нужно убить Дракулу, но сделать это не так-то просто.
Каждый раз, когда Дракула умирает, он может избежать гибели если у него достаточно запасов крови (покажите игрокам счётчик крови). Это «жизни» Дракулы. Если этот показатель опустится до нуля, вы победите. Но каждый раз, когда вы убиваете Дракулу в бою, он теряет всего лишь «один ряд» жетонов крови.
2. Цель игры для Дракулы. Дракула побеждает если значение счётчика вампиров достигает 6. О том, как это происходит, мы поговорим позже.
3. Порядок хода. Каждый ход начинается с того, что ходит Дракула, после чего ходят охотники (строго по очереди). Иногда охотники могут встретиться с Дракулой, но о том, как это происходит, мы поговорим позднее.
4. Ход Дракулы. Во-первых, передвигается счётчик времени. Дракула сильнее ночью и ослабевает днём. С каждым рассветом счётчики вампиров и решимости увеличивается на единицу (покажите игрокам счётчики вампиров и решимости). Решимость позволяет охотникам использовать некоторые особые способности, а счётчик вампиров приближает победу Дракулы.
Во-вторых, Дракула в тайне перемещается. Он может двигаться только по дорогам, то есть передвигаться только в ближайший город (покажите дороги на игровом поле). Для этого он выкладывает карту локации, в которую он перемещается на дорожку локаций и помещает на неё жетон события. Это событие может произойти с охотниками, если они прибудут в этот город (продемонстрируйте как происходит перемещение Дракулы, выложив на дорожку несколько карт локаций с жетонами событий).
Большая часть игры посвящёна тому, чтобы основываясь на информации о том, в каких городах побывал Дракула, догадаться где он находится в текущий момент времени.
5. Ход охотников. После Дракулы ходят охотники. Во-первых, охотник может двигаться в другой город (объясните про движение по дорогам и на поездах. Покажите игрокам красный кубик поездов и убедитесь, что все поняли разницу между значениями «0», «Х» и «2/3»).
После того, как вы перешли в новый город, Дракула проверяет, не напали ли вы на его след. Если это так, то одна из карт на дорожке локаций вскрывается и разыгрывается выложенное на неё событие.
Если Дракулы в этом городе не было, вы можете пополнить свои запасы, отдохнуть, или обменяться предметами (сначала объясните про запасы: разницу между большими городами и маленькими, а также между предметами и событиями. Затем расскажите про колоду событий, вытягивание карт снизу колоды и донесите до охотников, что они должны относиться к событиям с осторожностью и приведите в качестве примера карту "Evasion". Также расскажите, что если охотник напал на след Дракулы и было разыграно какое-нибудь событие, то ход охотника на этом заканчивается, и пополнять запасы в этом случае нельзя. В завершении расскажите про ограничение на количество предметов и событий. Покажите базовые боевые карты и объясните, что они не учитываются при подсчёте карт в руке. Расскажите также про отдых и обмен).
6. Особые действия Дракулы. С помощью некоторых карт иногда можно узнать куда переместился Дракула (Объясните: движение по морю, карта «Hide» и «Волк»). Кроме того, некоторые события Дракулы особо неприятны (Расскажите про необнаруженные события, особенно про вампиров, которые дают Дракуле +2 очка на счётчике вампиров). Так что охотники обязаны напасть на след Дракулы, даже если им уже известно где он находится в настоящее время.
7. Подробнее про победу в игре.
Дракула побеждает, если значение счётчика вампиров дойдёт до 6. Это значение увеличивается на 2 за каждого созданного вампира и на 1 – с каждым рассветом. Кроме того, если охотник входит в город, где находится Дракула, вступает с ним в бой и умирает, счётчик также продвигается на 2 деления. Уменьшить значение счётчика вампиров практически невозможно – есть только одна карта события, которое позволяет это сделать.
Охотники побеждают если у Дракулы закончатся запасы крови (значение счётчика крови уменьшится до «0»). Каждый раз, когда Дракула умирает в бою, на самом деле он не погибает, а лишь теряет один ряд жетонов крови на счётчике крови. Кроме того, некоторые способности Дракулы также требуют оплаты кровью, так что он может ослабить себя сам.
8. Бой. Если охотник оказывается в одном городе с Дракулой или его приспешниками (приспешники появляются в результате розыгрыша некоторых событий), он должен вступить в бой.
Как именно происходит бой я объясню позднее, а сейчас остановлюсь только на отдельных нюансах: у каждого охотника есть жизни и Дракула или его приспешники могут ранить охотников. Если количество жизней у охотника опускается до нуля, охотник проигрывает бой, но не умирает, а теряет все свои вещи и попадает в больницу (и пропускает свой следующий ход, восстанавливая силы) (покажите больницу).
Охотник также может быть укушен Дракулой. В бою против укушенного охотника Дракула получает преимущество. Кроме того, укушенный охотник всегда должен демонстрировать Дракуле один свой предмет и одну карту события за каждый укус. Если охотника укусили несколько раз, он также попадает в больницу (а Дракула получает +2 очка на счётчике Вампиров). (Покажите укус Мины).
Приготовиться к бою можно несколькими способами. Все карты делятся на два типа: те, что можно использовать против самого Дракулы и те, что можно использовать против его приспешников. Обычно имеет смысл готовить к боям либо с приспешниками Дракулы, либо с самим графом и собирать соответствующие карты, попытки же стать охотником-универсалом, как правило, обречены на неудачу. Кроме того, в колоде есть несколько полезных карт (Объясните эффект карт: Планирование, Удача и Спасение).
9. Представьте персонажей. Расскажите игрокам об охотниках и их спецвозможностях. Убедитесь, что каждый игрок понял как работает способность его персонажа.
Пора начинать игру!
Про всё остальное – в т.ч. про правила боя, союзников и катакомбы – имеет смысл рассказывать по ходу игры. В первой партии охотникам рекомендуется обсуждать друг с другом свои карты и мысли по способам их применения, чтобы все игроки могли скорее обучиться игре.
1. Стартовые позиции охотников. Каждый охотник выбирает город, в котором он начинает игру (кроме госпиталя и Замка Дракулы) и ставит туда свою фигурку. Желательно, чтобы охотники не сбивались в толпу, а начинали партию в разных местах, так как это повышает вероятность обнаружения Дракулы.
2. Стартовая позиция Дракулы. После того, как все охотники определились где они начинают игру, Дракула может выбрать где начинает игру он – для этого игрок-Дракула кладёт на дорожку локаций карту своей стартовой локации (без события).
3. Игра началась. Уже можно делать первый ход!
Дополнительные пояснения
1. Решимость. Объясните, что это решимость – это «хорошо». Как только охотники получают решимость, обычно её можно потратить чтобы выяснить где был Дракула несколько ходов назад.
2. Бой с участием нескольких охотников. Когда случается первый бой, я подробно объясняю как он проистекает, чтобы принципы боя уяснил не только тот охотник, который в нём участвует, но и все остальные (правила боя гораздо проще понять на примере). Бои с несколькими охотниками происходят очень редко, так что я обычно рассказываю про них только если такой бой случается.
3. Катакомбы. Если Дракула применяет этот приём, я про него рассказываю. Вкратце – не ходите туда!
4. Способности Дракулы. Расскажите про карты «Укрытие» и «Волк», а действие остальных стоит объяснять только когда Дракула их применяет.
5. Союзники. Обычно игрокам достаточно пояснений на картах союзников. Когда в игре появляется первый союзник, рекомендуется обратить на него внимание игроков и объяснить, что такие карты дают охотникам бонусы.
6. События и предметы. Продемонстрируйте несколько событий и предметов когда будете про них рассказывать. С эффектами же конкретных событий и предметов охотники могут ознакомиться самостоятельно, когда получат конкретную карту.
Перед началом боя напомните охотникам, что они могут использовать карту Планирование, и т.п.
Мы тоже недавно получили,, с большим удовольствием поиграли, и я написал небольшой обзор игры с впечатлениями, если интересно.
http://jasly.livejournal.com/479545.html?mode=reply
небольшой офф-топ: на сайте ффг каждую неделю идут новинки, а на сайте ни слова…это какой-то умысел?)))
Ну это же новостной ресурс. Так что на всё воля автора. (:
В дополнение к данному материалу: очень важно найти и показать новичкам карту события Побег (Evasion). Данная карта позволяет Дракуле телепортироваться в любую локацию. Тем самым, если эта карта выпадет ближе к концу партии, когда охотники уже загнали Дракулу в угол или идут по пятам, то можно получить много негатива в адрес игры, автора игры и/или хозяина игры 🙂 Поэтому необходимо сразу предупредить охотников о возможной опасности и огласить методы противодействия. А методы довольно просты: либо перестать брать карты события ближе к концу, либо удостоверится в наличии у кого-нибудь карты, позволяющей отменить событие (не помню как называется).
@Nelud
События Дракулы отменяет карта Удачи.
А вообще, я считаю, что в любой игре должно быть место сюрпризу. Пусть даже и неприятному. В этом есть определенный кайф: узнавать о том, что может произойти в игре, в процессе самой игры.
Не совсем согласен. По моему мнению, сюрпризы допустимы только в приключенческих играх. Там люди и играют ради всяких неожиданностей, и чем их больше и ярче — тем лучше игра.
Ярость Дракулы же — игра наполовину логическая, дедуктивная. И когда после нескольких часов после начала партии вскрывается карта, ломающая все предыдущие логические размышленя, то это способно взорвать даже самого уравновешенного человека. Я не говорю, как некоторые на BGG, что нужно убрать эту карту из колоды. Пусть она будет. Но, я считаю, что игроки должны быть заранее предупреждены. Эта карта специально создана для того, чтобы охотники не увлекались вытягиванием карт событий. Вот пусть и не увлекаются с самой первой партии!