В Живом журнале пользователя bgfan опубликована любопытная заметка, посвящённая настольным играм раннего СССР и немецким настолкам того же времени, в которых заметны далеко не самые слабые отголоски государственной политики.
1. Игра, которую я буду называть привычным мне именем Пачиси(Pachisi). Дело в том, что у нее названий больше 30, если не 50. В общем, чтобы ее узнали, проще показать картинку:
Специально нашел немецкую версию до 2МВ.
Тут дело такое. Игра пришла из Индии, пара тысяч лет ей точно есть. Но не надо говорить это немцам, они считают изобретение этой игры достижением своей нации. И в Германии игра популярней, чем любое из творений Тойбера. Дело в удачно проведенной рекламной компании, в которой подчеркивался исключительно немецкий дух, присутствующий в этой игре. В общем, после первой МВ в нее в Германии играли все, и любовь сохранилась до сих пор. Доводилось читать, что при нацистах эта игра входила в комплект обязательных вещей на подлодках. Для отдыха моряков.
Но вот какое дело. Среди партнеров по настольным играм у меня только одна дама играла в них и до войны. Именно от нее я впервые узнал об этой игре. Через 70 лет она нарисовала нам поле и рассказала правила. С ее слов — это была любимая игра ее компании в детстве.
И сайт ИграйДома тоже знает эту игру.
Были и не одинаковые, но весьма похожие по игровой механике игры. Например, варианты на тему "волк и собаки":
Немецкая "4 gegen 4 und 4 gegen 1"
И советская "Красный перекоп"
2. В 30е годы и в Германии, и в СССР большинство игр изготавливалась (как бы это точнее сказать) независимыми производителями. (Ох, чую, что эта фраза может покоробить какого-нибудь невежу. Так что заранее отправляю его читать "Пионерскую правду" тех лет, где деткоры возмущались, что в центре Москвы на N-ный год советской власти в магазине игрушек вместо чего-то полезного продаются деревянные яйца с буквами ХВ) Но государственная идеология никуда не девалась. И вот как она проявлялась в играх:
Целый ряд достаточно однотипных игрушек выпускался в Германии:
В тоже время и в СССР были подобные по механике игры:
Примечательно, что один из авторов игры — Г.Байдуков, непосредственный участник перелета. Эта игра прославляла достижения, а вот следующая формировала образ врага, как и в вышеприведенных немецких играх:
Правила. Тут, пожалуй, надо пару комментариев добавить. Про юнкеров и бой-скаутов. Не могу гарантировать, что авторы игры не пытались примазать белую эмиграцию к фашистам такими названиями фигур, но получилось удачно. Во-первых, юнкера — это не только "Кем вы были вчера? А сегодня?..", в тогдашнем немецком это прозвище борцунов за неограниченные права дворянства. А во-вторых, эмблемой скаутов тогда была свастика, а их основатель по совместительству и изобретателем концлагерей является.
Перед тем, как перейти к третьей группе примеров, хочу указать на ма-а-а-аленькое различие в формировании образа врага. В советской игре у обоих сторон равные шансы на победу, в отличии от нацистских. Поздравляю тех, кто ныне формирует образ врага из прошлого страны — зазомбированные не верят, что так могло быть.
3. Ну и третьим примером хочу показать пару игр, которые невозможно поменять местами. При близости игровой механики и цели игры, каждая игра отражает именно то общество, в котором создана.
Первая игра — Juden raus (в политкорректном переводе — Исход евреев). Правила игры на немецком.
Вторая игра — Беспризорные. Правила игры.
В обеих играх игроки бросают кубики и ходят по улицам города на выпавшее значение в любую сторону. В немецкой — от городских ворот, в советской — от детского дома. Если в немецкой игре игрок натыкается на дом с евреем, он вытаскивает его на улицу, берет с собой и оттаскивает к своим городским воротам. Если в советской игре игрок на улице натыкается на беспризорного, он берет его с собой и отводит в детский дом. У кого на счету больше евреев/беспризорных на конец игры — тот и победил.
Познавательно
Интресно а в «Бесславных ублюдков» они не играли?