На сайте Интеллектуальные игры опубликован обзор дополнения Eastern Front для игры Memoir ’44 (того самого, которое я планирую заказать себе в самое ближайшее время).
Memoir ’44 игра довольно популярна. У нее как много сторонников, так и противников. Те, кто серьезно увлекается военной историей, ругают ее за упрощенность и поверхность, и не в какую не хотят называть ее настоящей военной игрой. Другие же хвалят за простоту правил, доступность, она вполне подходит для игры с детьми от 7 лет, за то, что можно отыграть сражение за каких то 30 – 40 минут, за неплохую симуляцию трудностей командования реальными войсками на растянутой линии фронта и за увлекательный игровой процесс, который захватывает и не отпускает. Хоть это и субъективно, но многие согласятся, что есть не сложные игры, дарящие не сравнимо больше удовольствия в отличие от комплексных, но «сухих». Мое мнение, да это не исторически верное моделирование событий и ненастоящая военная игра, это именно настольная игра про вторую мировую войну, с элегантными дизайнерскими решениями и отличным качеством компонентов. Еще один плюс это наличие дополнений, покупка которых может здорово разнообразит игру, и даже сделать ее игровой процесс более глубоким и детальным. Из тройки, как, на мой взгляд, наиболее интересных и необходимых дополнений, Memoir ’44 — TerrainPack ( 2005 ), Memoir ’44 — Eastern Front ( 2005 ), Memoir ’44 — Air Pack ( 2007 ), я остановлюсь на Восточном фронте ( Eastern Front ), это первый дополнительный набор с новой армией, к Memoir ’44, вышедший в 2005 году. Он посвящен событиям на восточном фронте, тем самым дополнение раздвигает временные рамки оригинала. Естественно как человек, для которого восточный фронт это одна из величайших страниц в истории Родины, его я и купил первым.
Вкратце начну с компонентов.
- Коробка, ее критикуют, и это не напрасно. Тоненький картон, не очень вяжется с типичной планкой качества характерной для игр от Days of Wonder. Внутри две пластиковые коробочки, в одной фигурки советских войск, в другой шестигранники территорий, фишки объектов и фишки специальных подразделений. Замечу, что такой вариант упаковки типичен для дополнений от этой кампании, для BattleLore используется тот же стандарт.
- Фигурки, в комплекте три типа фигурок, танки напоминающие T-34S числом в 20 штук, пушкикоторые, по мнению разработчиков, являются моделями ZIS-2, но это пусть они так считают, псевдо ZIS-2 в коробке 6 штук, и 70 доблестных советских солдат, фигурка пехотинца отличается от тех что были в оригинале, не скажу что она удалась, она на том же уровне что и базовые, зато не перепутаешь даже в темноте. Все войска выполнены из коричневого пластика, как говорят иностранные обозреватели, пластик в дополнении более крепкий, наверное, соглашусь, хотя если честно пока не прочитал, сам разницу не ощутил. Еще всем западным коллегам нравится модель нашей артиллерии, жаль, что запомнившаяся им ZIS-2, не совсем ZIS-2, хотя про это уже говорил. Модель массивней и держать ее в «пальцах» удобней, чем базовые.
Немного внесу ясность компоненты на том же уровне качества (даже немного лучше в силу более твердого пластика), и как для настольной игры просто отличные. Но вот любители моделей от специализированных марок, скорее всего, найдут их не такими уж хорошими, например мой приятель был не в восторге, особенно ругал литье и несоответствие реальным образцам, но цена у десятка подобных моделей сопоставима с ценой всей игры. Схематичность тоже понятна, так как модели универсальны, например, что бы из простого пехотинца сделать снайпера, нужно просто положить фишку. Ну, есть маленький недостаток, производитель не положил подставки для карт того же цвета, так что придется пользоваться подставками союзников из базовой игры, хоть, наверное, это уменьшило финальную цену коробки, но это скорее придирка.
- Шестигранники территорий, на высшем уровне, отличный картон и красивые рисунки, прекрасно вливающиеся в общую стилистику. Новых видов, 10 штук. Общее число 44 шестигранника. Остановимся на новых типах:
а) Траншеи (Trenches ).Движение – Пехота и бронетехника оказываясь в траншеях должны остановить движение, артиллерия не может двигаться в них или через них.Линия видимости – не влияютВоенные действия – Пехота и бронетехника атакуя противника находящегося в траншее, получает штраф – 1 кубик. Бронетехника не может атаковать, находясь в траншее.б) Городские руины ( City Ruins ).Общее правило, как и для города и деревни в стартовом наборе. Но дают возможность проигнорировать 1 флаг, выброшенный против отряда находящегося в городских руинах.в) Русская деревня ( Russian Villages ).Изменений по сравнению со стандартными правилами для города и деревни нет, зато вся припорошена снегом и в инеи, для вживления в атмосферу зимней кампании играет незаменимую роль, но про это ниже по тексту.г) Зимний лес ( Winter Forest ).Как и русская деревня, лишь декоративные отличия от обычного.д) Овраг ( Ravine ).Движение – Пехота без ограничений, бронетехника и артиллерия входить не могут.Линия видимости – не влияютВоенные действия – без изменений, пехота может игнорировать 1 флаге) Болота ( Marshes ).Надо отметить, что этот тип ландшафта не используется ни в одном сценарии дополнения, и рассчитан либо на будущие добавки, либо на тех кто самостоятельно создает сценарии.Движение – Артиллерия не может входить сюда. Бронетехника и пехота, при вхождении должны остановиться. Выходя из болот, могут переместиться только на соседний шестигранник.Линия видимости – не влияютВоенные действия – пехота без изменений, бронетехника не может атаковать в тот же ход, когда входит или покидает болота, способность бронетехники ‘Armour Overrun’ не работает для этого типа ландшафта.ё) Лес на холме ( Hill with Forest ).Тоже правило, что и для стандартного леса, плюс декоративные измененияж) Город на холме (Hill with Village ).Тоже правила что и для стандартного города , деревни, плюс декоративные изменения.з) Замерзшая река ( Frozen River ).Любой отряд, входящий на эту территорию, не зависимо бежит ли он или по своей воле перемещается, должен бросить два кубика. За каждую выброшенную звезду погибает одна боевая единица. Все понятно, проваливается под лёд.к) Территория фабрики ( Factory Complex ).Для обычных сценариев правила идентичны правилам для городов и деревень, но в некоторых сценария действуют специальные правила для этих шестигранников
- Фишки. В наборе есть фишки бункера, естественно заснеженного, для обозначения инженерных войск, и для мин. Так же для обозначения особых родов войск. Также особая фишка для Политкомиссара, о сути позже, сама фишка тяжелая, и крупная похожая на покерную фишку из казино.
Но есть небольшая ложка дегтя. Для того, что бы играть на заснеженных просторах, и ставить фигурки немецких войск на родные красные звезды надо прикупить специальное дополнение Memoir ’44 — Winter/Desert Board Map, в которое входит карта, снежной и пустынной местности. Насколько я знаю тираж у него не большой, и купить его сложно, про переиздание нет ни какой информации. Конечно все это вопрос скорее декоративного характера, чем функционального, но как по мне он влияет на восприятие и получение удовольствия от игры.Теперь главное новые правила. Наличие которых, по замыслу авторов должно дать нам возможность почувствовать, что мы на восточном фронте и ощутить все реалии происходящего там.Сразу скажу нововведения спорные, но не в плане игрового процесса, а в плане исторической достоверности. Ясно, что игру делали там, и что там все знают лучше про вторую мировую войну, и, конечно же, уверенны, что выиграли войну союзники, не без огромной поддержки французского сопротивления. Спасли мир от фашизма и коммунизма. А русские завалили телами, тех кто не замерз насмерть от руской зимі, которая и поубивала борльшинство захватчиков, на своем меленьком и незначительном фронте и вообще Сталин, страдая паранойей, специально мешал войскам, а в советском генштабе все очень боялись и без его участия больше чем одной роте приказа не отдавали. Ну, еще в контратаку иногда без звонка в Кремль шли. Про Сталинскую паранойю так и написано в правилах. Конечно, доля правды есть, но вот в таких ли масштабах, большой вопрос.Ладно, не будем о политике. Смысл правила таков:Русские правила командования ( Russian Command Rules ), играя за советские войска, вы должны выбрать карту и положить ее под фишку политкомиссара рубашкой вверх. В следующий свой ход вы обязаны сыграть именно эту карту. Исключением могут стать лишь карты Контратака и движение одним отрядом в одном секторе. Это должно имитировать влияние политической конъюнктуры на принятие тактических решений. Влияние это, замедляет и иногда заставляет отдавать заведомо обреченные на поражение распоряжения, но боясь идти вперекор начальству это делается. Вообще механизм интересный, заставляет стараться предугадать действия на ход вперед. Это конечно здорово усложняет игру за Советские войска, так как ситуация на поле боя может за ход измениться кардинально. Правило не дает возможность вовремя реагировать на происходящее и ограничивает возможность выбора противодействующих мер, делая командование более напряженнымНо надо отдать должное разработчикам, что это правило используется только в первой половине сценариев, дальше видимо либо Сталину хорошую настольную игру подарили, и он отвлекся от постоянного вредительства, или, более реалистичное объяснение, уровень командного состава стремительно поднялся.Правило Блицкрига ( Blitz Rules ), это правило должно имитировать превосходство в подготовке и в некоторых технических аспектах немецких войск над войсками союзников.В первую очередь, превосходство Люфтваффе в воздухе, игрок может сыграть карту отдачи приказа одному отряду в одном секторе, как карту Air Power, но применить ее может только в том секторе, который указан на карте.Во — вторых немецкая бронетехника движется по обычным правилам, а бронетехника союзников и СССР только на два шестигранника за ход. Это должно показать, что немецкие танки имели техническое превосходство в начале войны.Используется тоже только в первой половине сценариев, за исключением сценария посвященного русско – финской войне.Минные поля ( Minefields ), для этого правил используются двухсторонние специальные фишки, на одной стороне значок с надписью «осторожно мины» на другой числовые обозначения от 0 до 4. Раскладываются они числом вниз, так чтобы не знать где какая будет лежать, в начале игры, на установленные дизайнерами шестигранники. Отряд, входящий на такой шестигранник должен перевернуть фишку и бросить равное числу количество кубиков, за каждый символ данного этого отряда, или гранату погибает одна боевая единица.Если на фишке ноль, детонации не произошло и фишка просто убирается в коробку.Фишки с не нулевым значением остаются на поле, и каждый раз отряд, входящий на этот шестигранник, должен бросить нужное количество кубиков. Убрать эти фишки могут только саперы из инженерных войск.Правило минных полей не действует на отступающие из — за выпавших флагов и на дружественные отряды. Они не переворачивают фишки и не бросают кубики. Если это специально не оговорено в сценарии.Камуфляж (Camouflage ), к отряду прилагается специальная фишка. Атаковать такое подразделение, можно только вплотную приблизившись к нему, то есть из соседнего шестигранника. Если камуфлированный отряд начал движение или атаку эффект камуфляжа снимается. В идущих с дополнением сценариях это правило не используется.Зимние бункеры ( Winter Field Bunkers ), имеют такие же особенности что и простые.Драконий зуб ( Dragon’s Teeth) . Шестигранник с таким символом не проходим для артиллерии и бронетехники. Пехота, входящая на такой участок немедленно останавливается. Опять же эта фишка не используется предложенными в дополнении сценариями.Также расширение привносит в игру несколько специальных типов войск.Снайпер ( Snipers ).Отряд состоит из одного солдата. Двигается как специальные войска, 1 – 2 шестигранника, с возможностью после произвести атаку на любом типе местности. Могут вести огонь на расстоянии до 5 шестигранников, но при этом бросая лишь один кубик. За попадание считается выпавший символ атакуемого отряда, граната или звезда. Но могут атаковать лишь пехоту и артиллерию. При выпадении флага отступают на расстояние до 3 шестигранников за каждый выпавший флаг. Снайпера можно убить, лишь выкинув на кубике гранату. Но за него не дают победные очки.Снайпер, на мой взгляд, очень интересный боец, здорово меняющие тактику игры, привносящий множество интересных тактических ходов. Но, к сожалению лишь один из предложенных сценариев использует этот тип войск.Инженерные войска (Combat Engineers ).Сражаются и двигаются как обычная пехота. Но при ближнем бое, атакуется прилегающий шестигранник, игнорирую защитные бонусы атакуемого врага, которые тот получает за эффект ландшафта.Входя на шестигранник с колючей проволокой, могут атаковать в тот же ход, если до этого двигались, и осталась возможность провести атаку. Также могут убрать колючую проволоку, входя на шестигранник, но в ход, когда они это делают, атаковать они все равно будут со штрафом – 1 кубик.Заходя на минное поле, если у них осталась возможность двигаться, могут снять фишку минного поля. Если потрачены все очки передвижения, вступает в силу обычное правило для минных полей.Финские войска, укомплектованные лыжами. (Finnish Ski Troops).Отряд состоит из трех фигурок и может передвигаться до трех шестигранников перед началом атаки. Бросают три кубика в ближнем бою, и 2 на расстоянии два шестигранника. За каждый выброшенный против них флаг отступают до 3 шестигранников.Кавалерия ( Cavalry ).Четыре фигурки в отряде, могут двигаться до 3 шестигранников до начала атаки. Бросают два кубика в ближнем бою и 1 на расстояние в 2 шестигранника. Использует правило бронетехники Armour Overrun. В сценариях идущих с дополнением не используются.Советские элитные войска ( Russian Elite ).Вместо трех единиц бронетехники в отряде используется 4.Теперь немного о новых сценариях Они обозначены в реестре сценариев для Memoir ’44, номерами с 38 по 45, но это ни как не связано с годом, в который происходит сражение.38 — Soumussalmi (русско – финская война) Декабрь 1939Finnish Ski Troops, Frozen Lake, Russian Command Rules39 — Gates of Moscow (Typhoon) Октябрь 18, 1941Russian Villages, Bridge Objective, Russian Command Rules, Blitz Rules40 — Breakout at Klin Декабрь 7 – 8, 1941Factory Complex, Trenches, Frozen River, Russian Villages, Villages on Hilltops, Russian Command Rules, Blitz Rules41 — Red Barricades Factory Complex (Stalingrad) Октябрь 22, 1942Factory Complexes, Sniper Units, Minefields, Combat Engineers, Russian Command Rules, Blitz Rules42 — Ponyri (Kursk) Июль 5 – 9, 1943Classic Field Board, Minefield43 — Breakout to Lisyanka Февраль 16 – 17, 1944Ravine, Russian Elite Units, Combat Engineers, Frozen River, Distance Objective44 — Prokhorovka (Kursk) Июль 12, 1943 ( Overlord )45 — River Bug (Barbarossa)Для этого сценария необходимо наличие дополнения Memoir ’44 — TerrainPackНадо отметить, что все сценарии хорошо сбалансированы, кроме двух 40 и 45, в них как показывает мировая практика, почти всегда побеждают немецкие войска. Также в 39, немцы часто давят числом, и выиграть сложно, нужно использовать укрепления и особенности рельефа.Также понятно жесткое требование 45 сценария, это должно подтолкнуть сомневающихся игроков на покупку дополнения Memoir ’44 — TerrainPack.Ну что сказать сценарии в дополнение просто отличные, и не только потому, что про наших, а потому что интересные и масштабные. Впрочем, как и было в истории. Новые правила, и новые подразделения заставляют менять тактику, зарекомендовавшую себя ранее. Многие элементы ландшафта и игровой механики, наконец использованы создателями в полную силу. Это и понятно первое дополнение с новой армией Days of Wonder, хотели сделать действительно интересным, так как его успех будет гарантировать успех новым подобным добавкам. Потому видимо от сценаристов попросили выложиться на все сто процентов, надо сказать почти все получилось. Жаль, что новые типы войск и ландшафта используются редко. А есть и такие что не используются вообще, ну что ж они будут в новых сценариях, и станут отличным пополнением в арсенале любителей самим создавать сценарии.Вкратце плюсы и минусы дополнения.Плюсы.Новая армия. Фигурки хорошо отличимые от базовых, как по цвету, так и по форме.Новые сценарии, интересные, масштабные и повествующие об ожесточенных боях на одном из интереснейших фронтов второй мировой войны.Разработчики постарались наиболее реалистично показать реалии тех боев, насколько это возможно в рамках данной игровой системы. При этом, постарались грамотно показать политические, экономические и социальные реалии происходящего, не в пав в маразм антисоветской западной пропаганды.Новые правила. Интересно усложняющие ведение военных действий. Возможность поручить командование немецкими войсками новичку, а самому постараться выиграть умением и решительностью, играя за советские войска с правилом Русские правила командования ( Russian Command Rules ) и Правило Блицкрига ( Blitz Rules ). А также в тех сценарие, где у немецких войск численное преимущество.Минусы.Некоторые нововведения используются мало либо не используются вообще.Сценариев всего восемь, при чем один из них это Overlord версия, для нее необходима вторая коробка с базовой игрой Memoir ’44 и еще второй комплект Eastern Front, а для другого необходим дополнительный набор Memoir ’44 — TerrainPack.Почему — то проигнорировано влияние партизанского движения на восточном фронте, таких отрядов и фишек для их обозначения нет, как и сценариев с их участием. Хоть в базовой игре французскому сопротивлению уделено много внимания, хоть на мой взгляд наши партизаны внесли не меньший вклад, а по моему больший в дело борьбы с немецко – фашистскими захватчиками.Названия артиллерии не соответствует действительному названию схожего на нее образца вооружения, хоть мелочь, но не ведь при остальном довольно высоком уровне отношения к истории, факт удивляет, ведь так легко найти подобную информацию.В наборе нет подставок такого же цвета, что и фигуры, да и вообще подставок под карты.Небольшая доля той самой антисоветской пропаганды смогла пробраться в это дополнение, например особенности вертикали власти и влияние политического фактора на военную отрасль, можно было сделать не таким кардинально меняющим игровой процессе и мотивировать более удачно.Недолговечная коробка, в которой выпускается комплект дополнения.Как видим плюсы в дополнении Memoir ’44 — Eastern Front ( 2005 ), куда весомей минусов, и последние это в большей степени незначительные замечания и неточности.В заключении хочу сказать, что это дополнение хоть и первое из дополнений с новыми армиями, но как по мне интереснее, чем Memoir ’44 — Pacific Theater. Может, конечно, это субъективная оценка, и мне просто ближе тематика, но западные рецензенты тоже почти всегда приходят к такому выводу. Повторюсь, что вполне закономерно, если учесть исторические реалии.Вы можете сами для себя решить, нужен вам этот набор или нет. Если вы, как и я считаете что основные сражения второй мировой это все — таки восточный фронт, вам нравятся настоящие масштабные танковые сражения и заинтересовали новые виды техники, и вы готовы подчиниться партийной номенклатуре, дополнение для вас. Если вы хотите просто купит одно дополнение для игры это тоже ваш вариант.Надо сказать, что для полноценного усложнения правил и поднятия на новый тактический уровень самой игры вам понадобятся как минимум три дополнения, вышеназванные Memoir ’44 — TerrainPack ( 2005 ),Memoir ’44 — Eastern Front ( 2005 ), Memoir ’44 — Air Pack ( 2007 ).Если же Memoir ’44 кажется, вам слишком примитивной, дополнения не спасет ситуацию.Да еще отмечу, что при выборе между Tide of Iron и Memoir ’44, я купил последний именно потому, что для нее есть дополнительный набор с нашими войсками. Так как для меня доставляет огромное удовольствие управлять нашими войсками и бороться за родную землю и мстить за нее, да и события мне здесь кажутся наиболее интересными.Насколько я знаю, как настоящие порядочные американцыFantasy Flight Gamesпока ограничились двумя дополнениями посвященным африканской и средиземноморской компаниям.Ну что ж будем ждать, может и выпустят свое дополнение про наш фронт, тогда и подумаю о покупке Tide of Iron, да здесь большую роль при выборе, во мне сыграл патриот, чем игрок, так как считаю механикуTide of Iron все — таки более интересной.А пока буду играть в Memoir ’44.Как вывод Memoir ’44 — Eastern Front ( 2005 ), отличное дополнение к базовой игре, привносящие много интересных моментов в игровой процесс, и прекрасно вливающиеся в базовую систему.Ну что ж снова в бой. Ура! За Родину.
Русские правила командования понравились. Ничего так придумали, довольно таки интригующе и заманчиво.
Расширение действительно интересное.Правило комиссара- ну об историчности говорить трудно, скорее это «фича» русской армии в этой игровой системе.По поводу аутентичности фигурок- неверно представлены не только орудия. но и танки- у Т-34 не было поддерживающих катков. Справедливости ради замечу, что и в английской армии (Mediterranian theater) неправильно сделаны танки- по одному лишнему катку. 🙂 Думаю что для игры это никак не критично.Недавно выпустили книгу кампаний, так вот там больше используются дополнения к базовой игре.
действительно что ли TerrainPack нигде не достать?
Насамом деле танков — 24шт., а солдат — 42шт.
Да действительно, спасибо сейчас поправлю, надо было смотреть на коробку а не слепо верить рецензенту с http://www.boardgamegeek.com/
Нет TerrainPack достать можно, даже у нас в магазине он будет через месяц, так как есть заказы и мы его уже выкупили, просто ждем доставки, да Winter/Desert Board Map, тоже есть, тоже едет. А вот самое интересное и нужное Air Pack out of print, хоть он и вышел в 2007, и тираж у него был побольше чем у первых, но уже нет. На сайте Days of Wonder пока висит что можно купить, на самом деле, только на аукционах. Скорее всего переиздание будет через 6 — 7 месяцев, это из полуофициальных источников.
«бороться за родную землю и мстить за нее» — детский сад какой-то…
на бордсэндбитс вон лежит спокойно, можно заказывать. что собственно я и сделал.
В апреле 2009 DoW опробовал новое дополнение к игре: вторую двустороннюю карту Оверлорд (операция Market Garden и Tigers in the Snow). К карте прилагались блистеры с 6-тью Тиграми I.
В отряд входит одна фигурка тигра. В бою действует по стандартным правилам для ARMOUR, но с изменение на зачёт поражения: каждый кубик показавший ARM или GRE, перебрасывается и попадание засчитывается только на GRE. При выпадении GRE отряд уничтожен. Поразивший отряд игрок получает медаль, как обычно. Таким образом вынести Тигриный отряд вроде бы сложнее… но при тестовых бросках, у меня были вынесены 2 отряда сразу. 🙁 Соответственно можно сделать вывод, что его преимущество относительно обычного спецотряда танков (4 фигурки в одном) несколько преувеличено. Что конечно же зависит от удачи. Кстати на Вассале в прошлую субботу отыгрывали Overlord с тиграми. К ужасу игравших за страны оси, в первых же раундах были выбиты 4!!! тигровых отряда из 6.
В субботу планируем отыграть Overlord, возможно в Портале. Кто хочет — присоединяйтесь.
Дайте знать на почту: tigersinthesnow @ gmail.com
Авиа расширение выше всех похвал. Одно из лучших дополнений к играм, которые я видел. Правила достойные уважения. Но не стоит эту игру рассматривать в качестве симулятора войны. Эта первокласная стратегическая настолка, с отлично сбалансированными официальными сценариями. Количество сценариев на сайте DoW значительно больше, чем опубликовано в книгах правил к дополнениям.
Относительно коробок к дополнениям. Я их просто сразу выкинул и купил пару пластиковых коробок в магазине для рыбаков. С разделителями. Место ещё осталось 🙂 Хексы храню и перевожу в платиковых тубах для мелочей.
Кому как, для меня это родная земля. Кстати, как тебе Nexus Ops, понравился?
Если приедет, сообщи, и мне закажешь. Хотя наверное смогу потерпеть до переиздания.
могу на следующей неделе подогнать, будут пару штук. дай лучше аську свою, поговорим.
я не про борьбу за родную землю, а про желание мстить кому-то))
единственный недостаток нексуса это цена)))
плюс мы сразу потеряли монолит, не выложит кто-нибудь отсканированный, дабы распечатать?
Номер есть на сайте, или через Олю или Олега. Коробочку можешь передать моему другу в Киеве, через которого я тебе Nexus Ops продал. Кстати будут еще они, если надо пиши.