Обзор игры "Bombay"

В Блоге о настолках опубликован обзор игры Bombay. В нём описываются правила этой игры, Бомбей сравнивается с Valdora, а в заключении отмечается, что Bombay — это типичный филлер, только с полем. 

Ну вот, открылась еще одна маленькая тайна. Теперь всем ясно, во что еще мы играли в воскресенье. Сирил Демэгд (не уверен, что правильно перевел звучание имени) — автор “Бомбея“, если я не ошибаюсь, также является главным начальником издательства Ystari Games, которое в свое время подарило настольному миру хитовый “Caylus”, семейный “Yspahan”, и прочие “Mykerinos” и всякие “Sylla”. Странно, что в названии героя нашего сегодняшнего обзора не встречаются буквы Y и S, по-моему, такое у Ystari Games впервые.

В основе “Бомбея” — чистая механика “найди и принеси”, разбавленная механикой экшен-поинтов (АР) и отдаленной и очень простой эмуляцией роста и падения цены на товар в зависимости от спроса и предложения. Задача игроков: как можно больше разбогатеть с помощью купли\продажи шелков 4 разных видов. Базовые правила подробно описывают игру на 4 человек и лишь в конце буклета находится сводка изменений в правилах для 2, 3 и 5 игроков. Поскольку тестировали мы игру вчетвером, то и описывать правила я буду для этого количества игроков.

Пропорции, конечно, те еще...

Пропорции, конечно, те еще…

Игровое поле изображает некую карту, на которой находятся четыре города, два холма и другие точки, соединенные прямыми тропами, а также три рынка шелков. Поле размещается в центре стола. Каждый игрок получает фигурку слона, пять миниатюр дворцов и картонную ширму своего цвета, а также 2 рупии. Остальные рупии, а также все жетоны постоянных клиентов формируют банк. Все слоны игроков ставятся на левый холм на игровом поле, а игроки прячут полученные деньги за ширмы. Все деньги и жетоны, которые игрок будет получать в процессе игры скрываются от других игроков за ширмой. 8 жетонов торговых точек (по 2 каждого цвета) раскладываются случайным образом на специально отведенные для них точки на игровом поле. 8 жетонов дворцов случайно распределяются отведенными для них точками карты. Первым игроком назначается тот, кто последним видел слона. :) Этот игрок берет четыре жетона ходов: с помощью них он будет отмерять ходы в течении одного раунда. 17 маленьких кубиков, представляющих собой шелка (3 желтых, 4 фиолетовых, 5 синих и 5 оранжевых), кладутся в мешок.

Bombay

Bombay

На каждый из четырех городов на игровом поле выкладываются по 3 жетона города соответствующих цветов. 12 больших кубиков 4 цветов распределяются в четыре вертикальных линии, по три кубика в каждой, строго определенным образом и каждый такая линия выкладывается рядом с каким-нибудь городом так, чтобы у каждого города было по одной линии из 3 кубиков. Это индикаторы спроса на шелка различных цветов. Получается, что каждый отдельно взятый город покупает шелка трех цветов: один дорого (первый кубик в линии, считая сверху вниз), второй по средней цене, третий дешево. Четвертый шелк, цвет которого на линии спроса не присутствует вообще нельзя продать в этом городе.

Игра идет 4 раунда. Каждый раунд представляет собой фазу пополнения рынка или последующие 4 круга ходов. В каждый свой ход каждый игрок будет выполнять любую комбинацию действий, тратя при этом 3 очка действия (АР).

Фаза пополнения рынка.

Первый игрок вытаскивает из мешка вслепую 9 кубиков шелка и распределяет их по цветам. Самые многочисленные цветовые группы отправляются на поле в район левого, самого дешевого рынка, вторые по многочисленности — в район центрального рынка, третьи — на правый, самый дорогой рынок. Например, игрок вытащил из мешка 3 синих, 2 желтых, 2 фиолетовых и 1 оранжевый шелк. Синие пойдут на дешевый рынок, желтые и фиолетовые — на средний, а единственный оранжевый — на дорогой. Возможна ситуация, когда дорогой рынок останется пуст.

Если в результате на рынках нет ни одного кубика шелка какого-нибудь цвета, то соответствующие жетоны точек продаж переворачиваются, символизируя, что в этом раунде идти туда закупаться шелками смысла нет.

Каждый из четырех последующих кругов ходов начинается с того, что первый игрок берет один жетон ходов и откладывает в сторону, символизируя, что начался следующий круг.

Далее, начиная и первого игрока и по часовой стрелке, каждый игрок совершает некие действия, набор которых ограничен количеством AP.  Потратив 3 (или меньше) АР, игрок завершает свой ход до следующего круга.

Bombay

Bombay

Возможные действия и их стоимость:

1. Игрок берет 1 рупию из банка — 3AP.

2. Слон игрока передвигается на одну из соседних точек — 1AP. Если соседняя точка — холм, то 2AP.

3. Если слон игрока находится на торговой точке, игрок может купить кубик шелка (единожды за ход!). Каждая торговая точка продает шелк только одного цвета. Стоимость шелка зависит от того, на каком рынке лежат кубики этого цвета. Дешевый рынок — 1AP и 1 рупия, средний рынок — 2AP и 1 рупия, дорогой рынок — 2AP и 2 рупии. Купленный кубик располагается в корзине на спине слона. В корзину влезает всего 2 кубика, и если корзина полна, покупать шелк нельзя.

4. Если слон игрока пришел в город, игрок может продать кубик шелка — 1AP. Игрок возвращает кубик из корзины слона назад в мешок и получает деньги и жетоны постоянных покупателей, исходя из текущего спроса в этом городе. За шелк цвета верхнего кубика индикатора спроса город заплатит 4 рупии, за шелк цвета среднего кубика — 3 рупии, за шелк цвета нижнего кубика — 1 рупию и жетон клиента. Некоторые шелка (желтый и фиолетовый) более ценны, так как их меньше в мешке, поэтому продав желтый шелк игрок получит дополнительную рупию, а продав фиолетовый — дополнительный жетон клиента. После продажи линейка спроса перенастраивается: кубик цвета проданного шелка уходит в самый низ линейки. Соответственно один или оба других цвета линейки повышаются в своих позициях. Линейка остается неизменной лишь в том случае, если продажа была в цвете нижнего кубика линейки. После продажи игрок берет себе жетон города, но лишь в том случае, если у него жетона города этого цвета еще нет.

5. Если слон игрока находится в месте, где нет ни города, ни торговой точки, ни дворца, то игрок может построить здесь свой дворец за 1AP и один любой шелк из корзины слона, который возвращается в мешок. Игрок ставит один из пластиковых дворцов на это место и забирает себе жетон дворца, если он здесь лежал. Теперь, и до конца игры, как только слон другого игрока будет проходит через это место, хозяин дворца будет получать одну рупию из банка. Жетоны дворца бывают четырех типов. Если игрок взял жетон с монетами или белым кубиком шелка, то он должен сразу же сбросить эти жетоны и взять из банка две рупии или, соответственно, взять с наиболее дешевого рынка (из тех, где еще есть шелк) кубик и погрузить на слона. Остальные два вида жетонов дворцов прячутся за ширму игрока и играют роли жетона клиента или жетона города при окончательном подсчете очков.

Нычка

Нычка

Таким образом отыгрываются 4 круга ходов. Когда очередь ходить вновь дойдет до первого игрока, а перед ним не будет ни одного жетона хода, раунд заканчивается. Право первого игрока передается игроку слева, тот берет себе 4 жетона хода, собирает не купленные шелка назад в мешок и начинает новый раунд.

После 4-го раунда, когда каждый игрок побывал первым, игра заканчивается и начинается подсчет очков.

Каждый игрок считает сумму построенных им дворцов и жетонов клиентов. Получивший максимальную сумму награждается 8 рупиями, занявший второе место — 4 рупиями, а бронзовый призер — 2 рупиями. В случае одинаковой суммы, игроки делят поровну призы за это и следующее места. Например, Варя набрала 6, Прозерпина — 4, Владлен — 4, а Даздраперма — 2. Варя получит 8 рупий за первое место. Прозерпина и Владлен получат 6 на двоих (4 рупии за второе место + 2 рупии за третье), то бишь по 3. А Даздраперма ничего не получит.

Далее каждый игрок награждается за свою репутацию. Игрок, собравший три жетона города получает 4 рупии. За все четыре жетона города вознаграждение еще выше — 8 рупий.

Теперь каждый игрок подсчитывает все свои рупии. Самый богатый торговец шелками объявляется победителем. В случае, если два игрока набрали одинаковое количество рупий, выигрывает тот, у кого больше жетонов клиента.

Правила для 2, 3 и 5 игроков затрагивают изменения в структуре раунда (например, при игре втроем, играется не 4 раунда по 4 круга, а 3 раунда по 5 кругов). Также слегка изменяются бонусы за сумму дворцов и клиентов при подсчете очков. Количество жетонов города изначально выкладывающееся на каждый город также напрямую зависит от количества игроков.

***

***

“Бомбей” — простая игра с минимумом ожидания хода и ощутимыми рукотворными неприятностями от конкурентов. Нет ничего милее, чем увести с рынка последний желтый шелк, когда слон конкурента уже почти добрался до желтого пункта продаж. Партия на четверых без изучения правил займет всего около 40 минут, так что можно сказать, что “Бомбей” — это филлер с полем.

Сравнивать эту игру хочется в первую очередь с “Valdora”. “Вальдора” по среднему времени круга, пожалуй все-таки быстрее “Бомбея”, хотя общее время партии и дольше. Здесь дело в том, что в “Вальдоре” один игрок может помешать другому довольно слабо: камешек нужного цвета утащить с удобного местечка или встать там, куда тот пойдет и тому придется отдавать монету. Как следствие, давно уже продумав линию своего поведения на несколько ходов вперед, игрок просто ходит, не тратя времени на коррекцию своих планов. В “Бомбее” же подобное планирование хода может легко привести к проигрышу, так как конкуренты на своих ходах имеют возможность тебе очень хорошо насолить: купить последний шелк того цвета, на точку продажи которого ты нацелил своего слона или утащить из города последний жетон или продать в городе шелк, которым корзина твоего слона забита под завязку, сбросив на него спрос, а следовательно и цену и пр. В результате, при игре в “Бомбей” первоначальный план частенько подвергается коррективам в зависимости от действий других игроков и ожидание хода чуть больше, чем в “Вальдоре”. Хотя игра все равно стремительная.

Мне сложно выбрать, какая из этих игр мне нравится больше. Они обе заслуживают высокой оценки (хотя и не экстравысокой). 7.