Обзор игры «Dominion»

Обзор игры "Dominon"

В настолко-блоге появился обзор игры Dominion, настолки, стремительно ворвавшейся в десятку лучших игр в ТОП-100 на сайте BoardGameGeek. Обзор этот очень интересный, и я рекомендую всем с ним ознакомиться. 

Dominion (2008) – это главное событие 2008-2009 года в мире настолок, карточная игра, умело маскирующаяся под нечто большее, исходная точка многочисленных и неизбежных расширений и сигнал к началу очередной игромании. Культовый статус этому творению обеспечен.
Автор. Дональд Х. Ваккарино, судя по всему, является американцем и, видимо, не новичком в мире настолок. Тем не менее, он сумел ранее нигде в Европе не засветиться – да и вообще «Dominion» является первой его настолкой, выпущенной для широкой публики. Ныне он усиленно трудится над расширениями к «Dominion», кроме того, собирается выпустить еще несколько игр, скопившихся у него в ящике письменного стола/гараже/под кроватью. Я с большим интересом буду ждать возможности оценить, чего он там еще напридумывал, но на стоящие настолки не рассчитываю. Дело в том, что к европейской школе игр он не принадлежит, а из коллекционных карточных игр вроде «Magic: The Gathering» (откуда растут ноги у «Dominion») он уже выжал все, что мог. В то же время мы предрекаем большой успех расширениям и дальнейшее развитие доминиономании – впрочем, для этого не надо обладать большой прозорливостью. Скорее всего, Дональду предстоит повторить судьбу Клауса-Юргена Вреде, с завидной периодичностью клепающему ныне расширения для «Каркассона», но не имеющего успеха с другими своими играми. Не исключены и иные варианты, но тут действительно надо подождать. Что мы и собираемся сделать.

Оформление. Ура, мы нашли карточную игру в громадной коробке (по размеру точно соответствует «Колонизаторам»), при взгляде на которую нам не хочется заткнуть пустующий объем частями тела жадного издателя. 500 карт, разделенные более чем на 30 стопок, помещаются в коробке настолько удобно и функционально, что это просто вызывает умиление. В результате игра собирается и убирается за несколько минут – притом, что для этого надо рассортировать несколько сотен карт. Если бы все в жизни было так легко. Это действительно большое дело и великое достоинство игры – впрочем, иначе она была бы просто неиграбельна.

Оформил игру Матиас Катрайн (Mathias Catrein), знакомый нам по «Hamburgum» и «Imperial». Не сказать, что это шедевр, но карты (ничего другого тут в сущности и нет) нарисованы неплохо, хотя и (это признают все) темноваты.

Все было бы ничего, когда бы не было прекрасных «Цитаделей»/«Ohne Furcht und Adel», по стопам которых в плане оформления «Dominion» и пошел. Так вот, «Цитадели», что касается графики, дадут «Dominion» сто очков вперед, являясь, по моему мнению, настоящим произведением искусства – титул к творению мистера Дональда явно неприменимый. Понятно, что «Dominion» по своему перекликается с «Цитаделями» (их выпустило одно издательство – «Hans im Glück»), понятно и то, что на такой успех издатели явно не рассчитывали – иначе оформление не было бы таким небрежным. В любом случае «Цитадели» намного лучше передают атмосферу волшебного Средневековья, и жаль, что глава «HiG» Бернд Бруннхофер не обратился за помощью к старой команде.

Интересная история произошла с рисунком на коробке. Надо сказать, что он явно неудачен – слишком темен, невыразителен и с художественной точки зрения попросту никакой. Естественно, выпив ящик шампанского по поводу неожиданного успеха, издатели решили рисунок поменять и – вуаля – «Dominion» теперь продается с другим «лицом». Поводом стало содержание рисунка – банда вооруженных рыцарей кровожадно глядит там на идиллические сельские домики с картофельной грядкой. «Слишком агрессивно» — решили в «HiG», и теперь на коробке красуется рыцарь, спрашивающий дорогу у местного населения, вместо того, чтобы разделаться с ним под орех, — и нарисованный великим и ужасным Михаэлем Менцелем (смотри обзор к «Hart an der Grenze»). Предполагаю, что Бернд Бруннхофер и ко. раздумывали уже и о замене рисунков на картах – может быть, и до этого дело дойдет.

Описание.

500 карт игры состоят из:
1
30 денежных карт — 60 медных (номиналом в 1 денежную единицу), 40 серебрянных (номиналом в 2) и 30 золотых (номиналом в 3),
48 карт владений, дающие очки, необходимые для победы — 48 усадеб (номиналом в 1 очко), 12 герцогств (номиналом в 3 очка) и 12 провинций (номиналом в 6 очков),
30 карт проклятий (номиналом в минус одно очко),
чуть меньше 300 «карт действий» — 25 различных действий по 10 карт плюс те же 25 карт с другой рубашкой – для выбора игровой колоды.


В начале игры из 25 колод карт действий случайнымобразом выбираются 10, участвующие в этой партии. Остальные карты действия убираются. Затем каждый из игроков получает по 10 карт –семь медных денежных и три усадьбы. Это его стартовая колода. Остальные карты – денежные, карты действия, карты владений, карты проклятий – располагаются в центре стола перед игроками. Теперь фокус — следите за руками.

Перемешав стартовую колоду, каждый из игроков вытягивает из нее пять карт. Понятно, что в начале игры среди этих пяти карт может оказаться от трех усадеб и двух денежных медных карт до пяти денежных медных карт. Теперь, согласно правилам, игрок может осуществить действие – однако карт действий в начале игры у него, ясное дело, нет, так что этот пункт мы пропускаем. Пункт второй – покупка – игрок покупает на свои медные деньги (коих у него от двух до пяти) а) карту действия, либо b) денежную карту, либо c) карту владений согласно выбранной стратегии и насколько хватит медяков. После чего и происходит тот самый фокус – истраченные деньги, неиспользованные карты усадеб (толк от них появится только в конце игры) и приобретенную карту игрок кладет в одно место – в зону своих сыгранных карт. После этого ход переходит к другому игроку. Когда же очередь снова дойдет до первого игрока, тот повторяет свой первый ход с пятью оставшимися неиспользованными картами стартовой колоды. После чего кладет сыгранные карты вместе с новой покупкой в ту же зону использованных карт (которых теперь насчитывается 12 штук). Эти карты теперь перемешиваются и становятся его стартовой колодой, игрок снова достает из них пять, и, как только до него дойдет ход, совершает с ними действия по известной схеме:

1. Действие
2. Покупка
3. Взять на руки пять карт из 
стартовой колоды (а если в ней карты закончились, превратить в стартовую колоду карты в зоне сыгранных карт)

Но теперь, если вы следили за руками, вас не удивит, что среди вытащенных пяти карт могут быть и карты действия, и денежные карты большего номинала, и даже бесполезные пока карты владений. Таким образом, стартовая колода во время игры непрерывно перемещается в зону сыгранных карт, по пути пополняясь путем действий либо покупок, после чего сыгранные карты снова становятся стартовой колодой. При этом, если вы будете покупать денежные карты, денежные карты будут выпадать вам все чаще, то же относится и к картам действия и т.д. Купленная в начале игры золотая денежная карта будет снова и снова оказываться у вас в руках, и вы снова и снова будете что-нибудь на нее покупать. Однако период обращения этой золотой карты будет всегда увеличиваться, поскольку путь от стартовой колоды до зоны сыгранных карт будет становиться все длиннее. Заканчивается игра тогда, когда кончаются карты провинций, либо три колоды карт действий. Победителем является тот, кто набрал наибольшее количество очков путем собирания в своей колоде карт владений.

Ну а теперь вы сами можете догадаться, что дают карты действия. Естественно, это…

возможность совершения дополнительной покупки,
дополнительные виртуальные деньги на эту покуп
ку,
возможность совершить дополнительное действие(-я),
возможность взять еще несколько карт к тем пяти на руках,
возможность навредить остальным игрокам, сократив количество карт в их руках, либо навязав им карту проклятий,
возможность получить в подарок карту какого-то номинала и т.д. и т.п.

Популярность. Что у нас, март на дворе? Ведь как бывает, до осени далеко, а интрига уже убита задумчивым рыцарем с новой коробки «Доминиона». Уже сейчас совершенно ясно, что «Dominion» осенью станет обладателем «Немецкой игровой премии-2009», присуждаемой, как известно, голосованием геймеров. «Игра года» присуждается жюри, там возможны варианты (хотя мне кажется, что и тут шансы «Д.» высоки). По крайней мере, мы видим у «Доминиона» только одного конкурента – естественно, это эпические «Heroes of the World» российско-французского производства!

Заговорили об игре на ярмарке «Эссен-2008», когда скауты крупнейших игровых журналов и сообществ в один голос объявили «Доминион» лучшей новинкой сезона. Именно тогда эта настолка начала карабкаться на вершину рейтинга BGG, достигнув в нем на сегодняшний день шестого места. Лучше чем «Цитадели», лучше чем «Thurn und Taxis» — «Hans im Glück» празднует наибольший успех со времен «Каркассона». А если учесть, что себестоимость 500 карт – максимум евро 10, а продается игра за все 25, то, выходит, что «Доминион» — это наибольший коммерческий успех издательства за всю историю. И то ли еще будет – расширения-то уже на подходе. Небрежно сделанная аллюзия на «Цитадели» поступила с конкурентами так же, как рыцари из первого варианта ее обложки поступили с беззащитной деревенькой. Огород, который как мог выращивал в своей «Агриколе» Уве Розенберг, был затоптан безжалостными копытами. Почему? Да потому что надоело…

— головоломание Розенберга, сверхсложная механика ради выращивания одной морковки, правила, которые понимаешь только с третьей попытки
— разведение клонов «Кейлуса» и «Пуэрто-Рико», все эти «Кубы», «Pillars of the Earth», «Castle for all Seasons»
— творческая импотенция херра Книзиа, взявшего в 2008 году «Игру года» за лишь немного измененную версию своей же «Lost Cities»

— многолетнее напрасное ожидание от французов из «Ystari» нового «Кейлуса»
Чего ж тут непонятного?


Настолко-рейтинг.



П
оверьте, настолко не имеет причин для особой симпатии к прославляемому сейчас на всех углах и явно переоцененному «Доминиону». Мы даже скостили ей целый балл, поскольку на 8,5 баллов рыцари все же набегали. Игры поскромнее, мало кому известные, выпущенные небольшим тиражом и навсегда исчезающие через пару лет, нам куда милее – как собака, которую спасаешь от смерти на улице, милее, нежели купленная на выставке медалистка. Однако мы не можем не признать, что «Доминион» — это отличная игра. Механизм постоянного вращения все время растущей колоды – гениален. А еще случай тут действует лишь в рамках выбранной тобой стратегии. Выпасть могут лишь те карты, которые ты сам до этого купил – таким образом каждый тут является кузнецом своей победы. Игра удивительно разнообразна — однако дополнения тут действительно имеют смысл – и у нас есть желание со временем их приобрести.

В общем, игру надо купить. Все равно о ней столько будут трезвонить вокруг, что придется это сделать хотя бы из любопытства.

Что не так? Небрежное оформление и почти полное отсутствие общение между игроками:
(звук перемешиваемых карт)
— Что это?
— Ведьма. Бери карту проклятия.
— Окей.
(звук перемешиваемых карт) – вот и вся беседа.
Еще можно отметить некую абстрактность темы – приходится покупать деньги (?), и зеленые карты с ц
ифрами никак не хотят ассоциироваться с провинциями.

Рискнем, однако, предположить, что мы имеем перед собой настолку совершенно нового образца, который в будущем может стать неким стандартом. В чем же ее особенность?
— отличная играбельность в диапозоне от двух до четырех игроков — компании в Германии собираются все реже, поэтому редко кто рискует выпустить настолку, в которую нельзя играть вдвоем,
— возможность для расширений и дополнений,
— очевидная экономия на материале, окончательный уход дерева,
— игровое время от получаса до часа,
— несложные правила не в ущерб стратегической глубине.
Вот, собственно, и рецепт успеха.

Сколько игроков? Благодаря тому, что каждый практически играет сам по себе, игра одинаково хорошо играется в диапазоне от двух до четырех игроков. Вдвоем хорошо – меньше ждешь своего хода. Вчетвером тоже – более действенны интерактивные карты вроде той же «Ведьмы». Больше конкуренция за карты действия. В принципе, в «Доминион» можно без особой потери качества играть и одному – добиваясь рекордов в уменьшении ходов, за которые можно собрать все провинции.

Для кого? Подойдет всем, кто механику ценит больше, нежели оформление. Детям тоже подойдет – но детям исключительно серьезным, с тягой к перфекционизму.

Да, и не принимайте всерьез реплику про «Heroes oft he World» в середине обзора.

Dominion, Обзоры



Похожие записи
  • Разыскивается правообладатель игры «Воздушный бой»
  • Москва и Санкт-Петербург в «Монополии»
  • Победители «Meeples Choice Award — 2009»
  • Настольные игры в кино
  • Как производятся настольные игры
    1. ZoRDoK
      30 Мар 2009 из 6:51 | #1

      А я-то было раскатал губу про Героев… =)


    2. Leper
      30 Мар 2009 из 11:38 | #2

      Это я один такой или судя по описанию и вправду скучная игра?


    3. hk
      30 Мар 2009 из 20:21 | #3


      Leper :


      Это я один такой или судя по описанию и вправду скучная игра?



      Эта игра достаточно абстрактна, но многим нравится. Попробуй сыграть в неё в онлайне.


    4. Oldman
      31 Мар 2009 из 14:41 | #4

      Что в игре напрягает — это постоянная перетасовка колоды. В остальном вроде приятная вещь.


    5. alver
      10 Апр 2009 из 15:26 | #5

      @hk

      а подскажи пожалуйста, где можно онлайн посмотреть на неё?


    6. alver
      10 Апр 2009 из 16:07 | #6


      alver :

      @hk

      а подскажи пожалуйста, где можно онлайн посмотреть на неё?


      нашел, уже не надо 🙂


    1. Трекбеков пока нет.