Обзор игры «Finca»

Обзор игры "Finca"

В Настолко-блоге опубликован обзор игры Finca, изданной в 2009 году в Германии. Как пишут авторы обзора, эта игрушка является вполне вероятным кандидатом на звание немецкой "Игры года". Особо стоит отметить, что информации об этой игре даже в зарубежном сегменте интернета практически нет, а тут — нате вам, полноценный обзор на русском языке. 

Finca (2009) — это семейная настолка, посвященная скорее перевозке, нежели выращиванию или продаже фруктов на солнечном острове Майорка. По всей видимости, эта игра — тяжелая артиллерия издательства Hans im Glück в борьбе за титул "Игра года" и логическое продолжение "огородной" тематики в игровом мире. Настолко однозначно говорит этой игре "да", но оставляет за собой право задать несколько риторических вопросов создателям.
Авторы. Ральф цур Линде и Вольфганг Зенткер. Первая игра дуэта. Ральф цур Линде (об этом уже скучно писать, но и он — учитель) в начале девяностых выпустил несколько настолок — по всей видимости крепких середнячков — как-то не вошедших в историю. Однако он уже два десятилетия входит в игровую тусовку и, между прочим, редактирует довольно известное (онлайн-) издание FAIRPLAY. Два десятилетия игрового опыта вылились в продуманность общей концепции, внимание к мелочам и приглашение хорошего художника — посмотрим, какие плоды принесут эти усилия. Видимо, дальнейшая творческая судьба дуэта будет зависеть от того, станет ли "Финка" "Игрой года" — в случае успеха мы обязательно еще о них услышим.

Оформление. Выше всяких похвал. Во-первых, Франц Фовинкель — один из самых успешных и интересных художников, оформивший сотню игр и активно сотрудничающий с Книзией и "колонизатором" Тойбером. Во-вторых, множество деревянных компонентов, среди которых в первую очередь назовем шесть сортов фруктов, отличающихся по размеру, форме и цвету. В общем, очень классные фрукты, действительно радующие глаз — яркие, сочные. То же относится и к деревянным фигуркам, и к фазендам "финкам" — на компонентах не экономили. Возможно, кому-то покажется глупо заострять внимание на фруктах, но это только потому, что вы не знаете историю "Агриколы". В первом издании этой игры домашние животные и овощи были представлены кубиками, и лишь после ее феноменального успеха кубики заменили фигурками. При этом для владельцев первого издания фигурки морковок-хрюшек продавались в отдельном комплекте (причем стоил комплект как половина всей "Финки"), с ними где-то год носилась вся геймерская общественность, и вообще на какое-то время эти деревянные морковки стали главной темой в мире настольных игр. К тому же возникло ощущение, что деревянные фигурки хрюшек и овощей — это чрезвычайно сложный, дорогостоящий и необходимый продукт, к которому стоит относиться со священным трепетом. Ну а сегодня, на волне "фигуркомании" появляется "Финка" и уделывает ту же "Агриколу" по этому критерию по всем статьям. Поэтому — да здравствуют лимоны, виноград, инжир, оливки, апельсины и миндаль! Вас научились изготавливать — и видимо дешево — поэтому скоро геометрическим фигуркам может придти конец, и настольные игры преобразятся. 🙂

Небольшое поле вполне функционально, к изображению фруктов и ландшафтов Майорки никаких претензий нет. Выскажем догадку, что для изображения апельсинов художник черпал вдохновение, взирая на фантик апельсиновой жевательной резинки позднесоветского периода — сходство тут несомненное. Но это лишь гипотеза.

За несколько слащавый и приторный стиль оформления мы критиковать авторов игры не будем, поскольку а) нам оно нравится, и исполнено талантливо б) чего же вы хотели? Толпу пьяных немцев на пляжах Пальмы-де-Майорки? Все возвращается на круги своя, и, наверное, когда-нибудь на этом острове снова будут главным образом выращивать инжир. Ослик везет виноград — этот сюжет просто нельзя изобразить без некоторого сюсюканья (на которое падки мамы, покупающие детям игры, и жюри "Игры Года").

Подытожив, признаемся, что "Финка" — одна из наиболее гармонично оформленных игр, попадавшихся нам в руки в последнее время. И это ее большой плюс.

Описание. Основное действие игры происходит в кругу в левой верхней части игрового плана. На него в случайном порядке выложены 12 карточек с изображением фруктов (6 видов, по 2 карточки на фрукт). По этим карточкам передвигаются фигурки игроков, число которых зависит от числа игроков. Передвигая одну из своих фигурок в свой ход, игрок получает тот фрукт, на изображении которого его фигурка остановилась. При этом

а) он может сделать столько шагов, сколько фигурок (своих или чужих) находилось в точке начала движения
б) он берет столько фруктов, сколько фигурок находится в точке прибытия (включая только что передвинутую)
в) при пересечении своей фигуркой одной из двух линий на "полюсах" окружности, он получает ослика, необходимого для перевозки фруктов по усадьбам

Собранные таким образом фрукты он с помощью осликов распределяет по усадьбам ("финкам"), с помощью чего зарабатывает победные очки. При этом игрок должен сделать ставку на собирание определенных видов фруктов и завоз их в определенные усадьбы, так как после четырех завозов усадьба "закрывается" деревянной фигуркой, и обладатель большинства в том виде фруктов, на котором "специализировалась" данная усадьба, получает дополнительные очки.

Таким образом в свой ход игрок может либо
а) двигать одной из своих фигурок на круге, получая при этом фрукты и, если повезет, ослика
б) (при наличии ослика) распределить макс. 6 фруктов по усадьбам
в) воспользоваться специальными возможностями (по 4 на игру), дающим игрокам преимущества в собирании фруктов или их "реализации"

Игра заканчивается в момент закрытия определенного числа усадеб (в зависимости от числе игроков). Считаются очки, собранные на "продаже" фруктов, бонусные "усадебные очки" за большинство того или иного вида фруктов в момент закрытия усадьбы и дополнительные бонусные очки за проданный ряд фруктов от 1 до 6. Набравший наибольшее количество очков становится сами знаете кем.

Популярность. Смотри дальше.


Настолко-рейтинг.


7,5 баллов.

Прежде всего отметим, что игра построена на совмещении двух механизмов. Первый — механизм круга — представляет собой неоднократно использовавшуюся в играх механику этак 70ых, 80ых годов — простую и надежную, как автомат Калашникова. Вторая же — механизм выбора приоритетов в выборе фруктов и усадеб — это что-то более современное, тонкое, но лишенное гениальной простоты первого механизма. Обе механики абсолютно лишены оригинальности, но плавно перетекают друг в друга и прекрасно друг друга дополняют. Игра живет. Дышит.

Надо сказать, что с механикой первого типа (хожу вперед на столько клеточек, сколько фигурок стоит на моей клетке) мы уже встречались в играх Emerald (2002) и The Downfall of Pompeji (2004) — обе эти игры у нас имеются, и обе они по всем критериям уступают "Финке" (разве что в "Помпеях" можно бросать фигурки соперника в Везувий). Она сама по себе довольна глубока, а если к этому прибавить размышления — как бы получить ослика, да еще — какой фрукт сейчас нужнее? — мы получаем задачу, способную "заморозить" игрока на несколько минут. Получат ли мамы, покупающие для своего чада "игру во фруктовый сад" то, что они ожидают? По уровню сложности "Финка" находится примерно на уровне "Зоолоретто" ("Игра года"-2007), но требует куда большей концентрации. И это при том, что "Финка" в отличие от "Зоолоретто" все же, хоть и замаскированная, но довольно абстрактная игра — мы-то думали, что фрукты на усадьбах выращиваются, а их туда надо привозить на ослике (откуда? — неясно). Как связаны походы человечков по кругу и добыча фруктов? — ребенку не объяснить. Атмосфера фруктового сада присутствует, но подогнать тему под механику (или наоборот) — не получилось. В этом смысле игра безусловно сырая. Механизм выбора зверей в "Зоолоретто" тоже абстрактен, но интуитивно принимаем — хватай, а то опаздаешь. В "Финке" с этим обстоит дело сложнее. С другой стороны, в "Зоолоретто", как и в "Колоретто" — ужасно тоскливо играть вдвоем. "Финка" же лучше всего играется именно вдвоем и втроем — а ведь мы уже писали, что именно в этом направлении будет развиваться мир настолок.

Получается интересная вещь. Недавно мы ругали отлично сбалансированный, оригинальный "Доминион" того же издательства за небрежность и сырость оформления.Теперь мы видим обратный случай — тщательно и с любовью оформленная, концептуальная и актуальнейшая игра все же сыровата в игровом смысле — словно это не Hans im Glück, а какой-то Kosmos.

И все же у "Финки" имеются шансы на "Игру Года". Игра хорошая, а в плане оформления ее может перещеголять разве что заведомо не такой интересный "Бомбей". "Финку" ненавязчиво, но подгоняли под "Игру Года" и массовый вкус — это любимая немцами Майорка, это отсылка к "Агриколе" и "Зоолоретто", это скромная цена и качество материала — только дело в том, что "Финка" иная, нежели кажется на первый взгляд. Абстрактнее, умнее, напряженнее. Страннее. У нее, пожалуй, нет шансов стать любимой игрой детей — какая-то она слишком серьезная. Ну а нам она понравилась и подошла. И удачи ей на "Игре Года" — уж место в пятерке "Финка" заслуженно получит.

Сколько игроков? Олично вдвоем и втроем, хорошо вчетвером.

Для кого? Сложно придумать свою особую категорию игроков "Финки". Продвинутая семейная игра? Главное — среди игроков должны быть девушки, оформление и отсутствие прямых конфликтов хорошо им подойдут. С детьми — надо испробовать. Думается, опыт будет достаточно удачен, даже если определенные тактические тонкости останутся для них сокрыты (что вовсе не обязательно). 

Добавить можно лишь то, что по всей видимости — это первый более или менее подробный обзор "Финки" не только в русских интернетах — и на иноязычных геймерских сайтах игру пока еще не обозревали. Вот так неожиданно настолко оказалось практически впереди планеты всей. 

Finca, Обзоры



Похожие записи
  • Настольные игры в кино
  • Советская настольная игра «Конверсия»
  • Комплект русификации для «Agricola»
  • Впечатления от «Mag-Blast» и «Hollywood!»
  • Как производятся настольные игры
    1. ZoRDoK
      15 Апр 2009 из 7:09 | #1

      В этом году приз отхватит Доминион и точка. =) Моя девушка разочаровывалась в настольных и карточных играх раз за разом, переиграв во многое со мной — и бац, эта игра её заинтересовала.


      А тут мы видим приятный фасад, за котором устаревшие механики и абстрактность-абстрактность-абстрактность…


    2. ZoRDoK
      15 Апр 2009 из 7:09 | #2

      @ZoRDoK

      -которым


    3. sNOwBODY
      15 Апр 2009 из 10:55 | #3

      Отличный обзор! Я бы сказал образец для подражания. Хороший текст с ответами на все интересующие вопросы. Очень порадовали полновесные фото в высоком качестве, по которым легко понять что за игра перед тобой. С удовольствием поиграл бы.(sNOwBODY.org.ua)


    4. hk
      15 Апр 2009 из 16:53 | #4

      @sNOwBODY


      Уважаемый товарищ sNOwBODY, гиперссылка в комментариях очень сильно режет мне глаз. Пожалуйста, не ставьте её больше.


    5. maximoose
      13 Сен 2010 из 12:01 | #5

      А укого-то есть игровое поле в нормальном качестве? С удовольствием бы скачал.


    1. Трекбеков пока нет.