В Настолко-блоге появился обзор настольной игры Notre Dame. Про эту игру я писал буквально неделю назад, причём, отзывы о неё были впролне хорошие. В этом же описании (и в комментариях к нему) отмечается, что Notre Dame — довольно суховатая игра. Поначалу она завлекает, но через несколько партий интерес к ней угасает.
Notre Dame (2007) — это стратегическая игра, выпущенная в знаменитой линейке издательства "alea". Игроки погружаются в жизнь средневекового Парижа — каждый получает свой квартал, который по мере способностей и удачи должен будет развить и облагородить. Получается этакое соревнование глав местных муниципалитетов в условиях кризиса и недостатка… практически всего кроме крыс.
Автор. Штефан Фельд — не первый и не последний школьный учитель среди авторов настольных игр. Кажется, таких учителей, рождающих идеи для настолок, хватило бы, чтобы организовать целую школу. Интересный, кстати, был бы проект. Однако что можно сказать о Штефане? Уже его первая работа — "Revolte in Rom"/"Roma" стала большим успехом. В этой игре он, кстати, еще до появления "Stone Age" и "Yspahan" доказал, что кубики уместны и в серьезных стратегических играх, а не только в войнушках и детских играх. Потом сотрудничество с "alea" и, наконец, недавно его пригласил сам гигант "Ravensburger" сделать игру по мотивам романа Умберто Эко "Имя Розы". Игру Штефан смастерил, но большим хитом она пока не стала и вряд ли станет. А вот "Notre Dame" стала, пожалуй, самой известной его игрой и доползла до 56-го места в рейтинге BGG. Оформление. Что такое "alea"? Это небольшое издательство, отпочковавшееся от "Ravensburger" и созданное на волне успеха серьезных настольных игр. За десять лет своего существования игры "alea" стали эталоном серьезных игр. Судите сами: 1999: "Ra" (Knizia), 2000: "Tadsch Machal" (Knizia), 2002: "Puerto Rico". Игры "alea" нумерируются, и "Notre Dame" выпущен под номером 11. Существенным тут является то, что "alea" очень серьезно относится к оформлению и дизайну своих игр, так что название фирмы по сути является знаком качества. И мы не были обмануты: оформление и дизайн игры мы признаем удавшимся. Определение, которое тут приходит на ум — элегантно. В то же время нельзя сказать, что художник Харальд Лизке превзошел себя — нам куда больше симпатичны оформленные им "Justinian" или "Wie verhext"/"Witch’s Brew". Кое-кто не любит пастельных тонов — выглядит разборное поле (5 частей) немного бледновато, но, никуда не денешься, изысканно. Способ составления разборного плана, образующий при игре впятером что-то вроде снежинки, мы вообще считаем большой дизайнерской удачей и одной из "изюминок" игры. Количество материала по нынешним временам не поражает, но выполняет свою функцию: 5 районов Парижа в качестве разборного поля, около 60 карт, около 80 деревянных кубиков/фигурок, деньги, очки тоже в форме монеток (разборный план вынудил отказаться от ленты подсчета очков, идущей вокруг игрового поля). Небольшое замечание: судя по всему, "alea" перешло на интернационализацию своих игр. Для того, чтобы игра с успехом продавалась по всему миру из нее абсолютно исчезли надписи. Логично было бы хотя бы на картах подписать каждое здание — "Банк" это или "Госпиталь", а также персонажей — невозможно запомнить, как их всех зовут, не будешь же каждый раз сверяться в правилах. Однако, видимо, за такой стратегией будущее — игры по всему миру будут продаваться одинаковые, без надписей, лишь в коробки будут класть правила на соответствующем языке. Описание. Каждый игрок получает в свое распоряжение район средневекового Парижа, соседствующий с районами других игроков и собором Нотр-Дам. Все районы абсолютно идентичны и разделены на 8 участков: 7 зданий и лента подсчета количества крыс от 1 до 9. С помощью карт игроки активируют одно из зданий за раунд, ставя на него свой кубик. Каждое здание что-то приносит, причем аккумулируя выгоду — чем чаще было использовано здание (чем больше лежит на нем кубиков), тем больше оно "выдает". Единственным "общим" зданием является собор Нотр-Дам, куда свои кубики могут нести все игроки. После каждого раунда можно "подкупить" одного из персонажей, дающих дополнительные бонусы в деньгах или очках, а также возможность перераспределения кубиков внутри своего квартала. После девятого раунда игра заканчивается, игроки считают очки — у кого больше, тот победитель. Что же мы имеем в итоге: деньги — необходимы для того, чтобы подкупать персонажей и покупать очки в соборе Нотр-Дам. очки — необходимы для победы. кубики — необходимы для того, чтобы активировать то или иное здание, это основной элемент управления игрой. крысы — с помощью парка, госпиталя и подкупа определенных персонажей необходимо регулировать уровень крыс, иначе это гразит штрафными санкциями — потерей очков и кубика с одного из зданий.Что за картина открывается перед нами? Игроки копошатся в своем районе, изредка выбираясь оттуда с помощью карет. При этом район у них трещит по всем швам — не хватает денег, кубиков, ресурсов на собирание очков практически не остается, плюс ко всему крысы висят над каждым дамокловым мечом. После девятого раунда мучения прекращ
аются, и тот, кому удалось насобирать больше всего очков, становится победителем. Игра включает в себя три элемента, предусматривающие какое-то взаимодействие между игроками. Первое — из трех карт,вытягиваемых перед началом раунда (карты изображают здания), игрок выбирает одну для себя, остальные передает соперникам. Второе — можно на своей карете собирать бонусные фишки в районах соперников. Третье — собор Нотр-Дам: чем меньше игроков положат туда свои кубики, тем больше очков достанется тем, кто это сделает. На самом деле нужно признать, что элемент взаимодействия выглядит несколько искусственно: каждый заперт в своем районе. Таким образом, раз каждый тут сам по себе, в игру можно с успехом играть вдвоем, втроем, вчетвером и впятером. По рейтингам выходит, что чем больше народу играет, тем игра лучше, но это связано не с механикой, а с тем, что гурьбой вообще все делать веселее. 🙂 Повторю, "Notre Dame" отлично играется и вдвоем. Популярность. Второе место в "Немецкой игровой премии" за 2007 год. Это очень солидный результат, поскольку, как уже говорилось, лауреатов премии выбирают сами любители настольных игр. Игра настолько удалась, что автор решил развить основные ее идеи в следующей игре "Im Jahr des Drachen"/"In the Year of Dragon", которая оказалась чуть менее коммерчески успешна, но по механике как минимум не хуже "Notre Dame".
Настолко-рейтинг. Игра у Штефана Фельда получилась без всякого сомнения хорошая. Идея с крысами, дополнительным мешающим и отвлекающим фактором, вышла на заглядение и очень интересно, каким образом автор развил эту тему в "Im Jahr des Drachen"/"In the Year of Dragon" (к сожалению, у нас не было возможности в нее поиграть) — там роль крыс исполняют природные катастрофы. Вместе с тем всего 9 стратегических решений за всю игру — это для уровня "alea" маловато. Есть некоторые претензии к соответствию теме — парижская тема была "насажена" на голый механизм, в чем признается и сам автор. К тому же игра противопоказана перфекционистам — что-то в районе обязательно выйдет из-под контроля, к концу игры крысы практически у всех игроков выбираются из допустимых пределов. Странно вести речь о победе, когда район полон крыс, кончились деньги и нет кубиков. То, что игрок вынужден лавировать не между двумя факторами, как в "Sankt Petersburg", а между четырьмя (деньги/очки/кубики/крысы) и может подсчитать какие карты вышли, а какие нет делает игру без сомнения более вариативной. Но возможностей повлиять на ситуацию у игрока всего ничего — как я уже говорил, одно важное решение в раунд (и то, выбор одной карты из трех). Игра проходит быстро (около часа), во время игры не скучаешь — одна напасть следует за другой. Кризисный менеджмент в действии. Игра отлично сбалансирована — по этому показателю она заслуживает высшей оценки. Но баланс этот ориентирован на нехватку — в любой момент у игроков должно что-то рушиться, это вам не веселый подсчет доходов в "Sankt Petersburg". Те, кого нелегко вывести из себя, любители игр, повествующих о "серьезной прозе жизни" получат в лице "Notre Dame" качественную настолку, вызывающую желание снова и снова преодолевать трудности. Ведь правда интересно — можно ли выиграть, не расплодив крыс? или все поставив на кареты? "Notre Dame" заслуживает высоких оценок, но решение о том, стоит ли ее покупать, надо все же принимать индивидуально. Кстати, неплохой альтернативой "Notre Dame" представляется нам "Il Principe", речь о которой пойдет в одном из следующих обзоров. Для кого. На самом деле игра несложная. Думаю, она подойдет и детям и людям, только знакомящимся с настольными играми (правда, в этом случае необходимо, чтобы правила объяснили, их чтения будет явно недостаточно). В то же время для того, чтобы ей наслаждаться нужно обладать определенными чертами характера — интересом к преодолению неприятностей и желанием в следующий раз все сделать лучше.
Ну что, языконезависимая — гуд. Но остальное… лучше я прикуплю сначала Тикал, Каменный век и парочку других игр, так что Нотр Дам вряд ли займёт своё место на полке.