Обзор игры "Pillars of the Earth"

В Блоге о настолках опубликован обзор игры Pillars of the Earth. Игра эта автору обзора очень понравилась, и он всячески её расхваливает. Впрочем, это не удивительно, ведь за три года своего существования Pillars of the Earth успела отзватить звание "Игра года" уже в нескольких странах. Да и на сайте BoardGameGeek она занимает 70-е место в общем ТОПе настольных игр. 

Исторический роман Кена Фоллетта “Столпы Земли”, видимо, серьезно вдохновил Михаэля Ринека и Штефана Штадлера, которые в 2006 году придумали игру с одноименным названием. Фоном всего романа является возведение огромного кафедрального собора: это строительство инициировал приор Филипп Кингсбриджский после того, как ему было видение. В игре, на протяжении шести раундов игроки будут строить собор за победные очки.

В “пилларсах” используются уменьшенные карты, которые определенным образом нужно сформировать в колоды перед игрой. 24 карты ремесленников разделяются на 6 групп по числу раундов игры, согласно цифре на рубашке карт. Каждая группа перемешивается и карты собираются в колоду так, чтобы шестая группа оказалась внизу. Подобным же образом, помнится, формировалась стопка гексов в “Tikal“. Из 16-ти карт привилегий отделяются две карты со специальными символами на рубашке. Остальные перемешиваются, потом из получившейся колоды вслепую сбрасываются 4 карты — они не участвуют в игре. Спец карты подкладываются под низ оставшейся колоды и результат кладется на стол. Из 10 карт ивентов также выбрасываются из игры вслепую четыре карты, остальные перемешиваются. На стол так же выкладываются 9 карт приказов.

Каждый игрок получает 7 маленьких фигурок добытчиков, одну большую фигурку, которая считается за 5 маленьких, 3 фишки прорабов, 3 стартовые карты ремесленников. Набор ремесленников у всех в начале игры одинаковый: растворомешатель, плотник и каменотес. Также каждый игрок получает 2 победных очка. Первый игрок получает 20 денег, а каждый последующий на одну деньгу больше предыдущего.

В начале каждого раунда прорабы всех игроков складываются в мешок, на игровое поле выкладываются в открытую две карты привилегий, две карты ремесленников, взакрытую одна карта ивента. Черная фишка ставится на семерку на счетчике цены прораба. Голубой кубик металла кладется на “королевский суд” и пополняется рынок, на котором в начале каждого раунда должно быть по 4 единицы каждого из трех основных ресурсов. Из колоды ремесленников берутся еще две карты и кладутся снизу игрового поля в ряд. Перемешиваются 9 карт приказов и 7 из них продолжают начавшийся ряд. Две оставшиеся карты приказов в этом раунде не участвуют и откладываются в сторону.

Pillars of the Earth

Pillars of the Earth

В первой фазе раунда игроки по очереди, по одной, разбирают карты из этого ряда. Напомню, в этом ряду 7 карт приказов и два ремесленника. Карты приказов несут информацию о том, сколько игрок получит единиу ресурса и сколько ему для этого нужно направить добытчиков в соответствующее место карты. Ресурсов в игре всего четыре: песок, дерево, камень и металл. Причем, последний не может добываться добытчиками и вообще очень ограничен. 9 карт приказов (из них лишь 7 доступны в первой фазе) позволяют добыть 2,3 или 4 единицы песка, камня или дерева. Песок более прост в добыче, поэтому число добытчиков, которых нужно отрядить на выработку, например, 4 единиц песка меньше, чем на выработку четырех единиц камня, самого трудного в выработке ресурса. 

Игрок выбирает карту из ряда или пасует. Если он взял карту приказа, он размещает ее перед собой и выставляет указанное на карте количество фигурок добытчиков в лес, каменоломню или песчаный карьер, в зависимости от вида ресурса, изображенного на карте. Если у игрока не хватает добытчиков, он не может взять карту. Если игрок берет карту ремесленника (таких карт 2 в ряду), он должен заплатить за найм этого ремесленника столько, сколько указано на карте. У игрока не может быть больше пяти ремесленников одновременно. Если игрок кладет себе на стол шестую карту ремесленника, он должен сбросить лишнего. Если игрок выводит из игры одного из стартовых ремесленников, это приводит к ограничениям. Сбросив плотника, игрока не сможет покуптать дерево на рынке. Сбросив каменотеса, игрок не сможет продавать на рынке камень. Сбросив же растворомешателя, игрок не сможет получать победные очки от ремесленников-каменщиков (mason).

Ремесленники, в основном, переводят добытые ресурсы в победные очки. Встречаются и другие, но их мало. На каждой карте ремесленника схематично указано какой ресурс в каком количестве ему нужен, чтобы игрок получил n-ое количество победных очков. Структура схемы, кстати, полностью повторяется на карточках зданий в игре “Cuba”. Когда весь ряд разобран игроками или все игроки спасовали, первая фаза заканчивается. Оставшиеся в ряду карты ремесленников выводятся из игры. А оставшиеся свободными добытчики выставляются в игровую зону сбора шерсти (wool mill, как еще перевести?).

Вторая фаза — это расстановка прорабов. На карте есть некоторое количество зон для выставления туда прорабов, каждая из этих зон несет какой-нибудь бонус. Первый игрок вытаскивает из мешка вслепую фигурку прораба и ставит на черную фишку цены (напоминаю, в начале фазы эта фишка стоит на цифре 7 счетчика цены). Игрок, чьего прораба вытащили из мешка, должен выбрать: заплатить денег за установку этого прораба в какую-нибудь из игровых зон или спасовать. Если игрок решает задействовать прораба, они платит по счетчику и ставит прораба в любую незанятую зону, если пасует — прораб остается стоять на счетчике цены. После этого черная фишка сдвигается на следующий сектор: следующий прораб будет выставляться на карту уже на одну деньгу дешевле. Первый игрок вытаскивает из мешка следующего прораба и так далее. 

Pillars of the Earth

Pillars of the Earth

Когда черная фишка дойдет до сектора “ноль”, все остальные прорабы, вытащенные из мешка расставляются на поле бесплатно. Когда в мешке не осталось больше фигурок, начинают расставлять тех прорабов, которые остались стоять на счетчике цены, потому что игроки спасовали. Теперь они выставляются бесплатно, начиная от той фишки, что стоит на более дорогом секторе счетчика. Таким образом, хорошее финансовое положение в игре позволяет занимать прорабами более “вкусные” места карты. 

Первый игрок в течении этой фазы может единовременно (!) передумать. То есть, вытащив прораба из мешка, положить его обратно и вытащить другого.

Третья фаза — это срабатывание игровых зон и карт ремесленников. Зоны срабатывают в строгой очередности. Итак…

1. Вскрывается карта ивента, громко прочитывается.
2. Кабинет архиепископа (место для одного прораба). Игрок, поставивший сюда прораба может выбрать одну из двух возможностей: либо защититься от действия негативного ивента, либо взять с рынка одну единицу любого из трех основных ресурсов.
3. Стрижем шерсть. Каждый игрок получает столько денег, сколько добытчиков не добывали ресурсы в этом раунде.
4. Кингсбридж (два посадочных места, каждое рядом с одной из карт привилегий). Игроки, выставившие сюда прорабов, разбирают карты привилегий. Если взятая карта играется немедленно, она тут же срабатывает. Если карта играется один раз или работает постоянно до конца игры, карта кладется на стол игрока.
5. Приорат (два посадочных места). Игрок, поставивший прораба в эту зону первым, получает 2 победных очка. Второй — одно победное очко.
6. Лес. Игроки берут то количество единиц дерева, которое указано в их карте(-ах) приказов.
7. Каменоломня. Игроки берут то количество единиц камня, которое указано в их карте(-ах) приказов.
8. Песчаный карьер. Игроки берут то количество единиц песка, которое указано в их карте(-ах) приказов.
9. Королевский суд (четыре посадочных места). Бросается кубик. Результат броска — количество денег, которое надо заплатить каждому игроку в качестве налога. Все игроки, поставившие прораба в эту зону избавляются от уплаты налогов, а первый поставивший сюда свою фишку игрок вдобавок получает одну единицу металла. Кубик в игре нестандартный — возможная величина налога от 2 до 5 денег.
10. Графство (два места, каждое рядом с одной из карт ремесленников). Поставившие сюда прорабов игроки, разбирают карты ремесленников. В этом случае, игроки не платят указанную на картах стоимость, но соблюдают правило “не больше пяти”.
11. Замок (одно место). Поставивший сюда прораба игрок берет двух дополнительных добытчиков. Они будут работать на него в следующем раунде.
12. Рынок (четыре места). Поставившие сюда прорабов игроки формируют очередь, согласно тому, в каком порядке стоят прорабы. Каждый игрок в свою очередь может продать или купить несколько единиц ресурса одного типа. Купить можно не больше, чем есть на рынке (4 единицы каждого из трех типов). При покупке игрок забирает фишки ресурсов с рынка, а при продаже кладет фишки “в банк”. Металл можно только продавать. Цены фиксированы: от 2 денег за песок до 5 за металл. Когда все игроки совершили по действию на рынке, очередь вновь переходит к первому из них. Запрещено покупать ресурс, чтобы продать его на следующем круге.
13. Собор (одно место). Поставивший сюда своего прораба игрок становится в следующем раунде первым игроком. Если никто не поставил сюда прораба, первым становится игрок, сидящий следующим по часовой стрелке от текущего первого игрока. 

Pillars of the Earth

Pillars of the Earth

Теперь игроки распределяют полученные ресурсы, кладя их на свои карты ремесленников. Срабатывают ремесленники, превращая ресурсы в победные очки и\или деньги. Игроки сбрасывают отработанные ресурсы в банк. Нераспределенные между картами ремесленников ресурсы остаются у игрока на следующий раунд. Осталось поставить в центр карты выполненную из дерева часть собора. Всего частей шесть и когда последняя из них окажется в центре игрового поля, это ознаменует собой конец игры. Побеждает игрок, набравший большее количество победных очков. Если таких больше одного, то побеждает тот, у кого больше денег. 

Главное условие успешной игры — соблюдать баланс между деньгами и победными очками. Ударившийся в производство игрок, выставит всех своих добытчиков на ресурсы, потратит деньги на выставление прорабов, получит сравнительно много победных очков, но на следующем раунде останется без денег и будет вынуждет ставить своих прорабов на самые невыгодные места. Случай играет в “Pillars of the Earth” существенную роль. Это последовательность вытягиваний фишек прорабов из мешка, это случайный порядок карт ивентов и привилегий, это, наконец, бросок кубика на налоги. Однако, в целом игра менее рандомна, чем, скажем “Stone Age”.

Игра шикарно оформлена, впрочем от художника Михаэля Менцеля ничего другого и не ожидается. Оптимальное количество игроков — 3-4 человека. Игра вдвоем оставляет слишком много простора для расстановки прорабов, однако тоже интересна. Среднее время партии действительно среднее. :) Полтора часа — это не много, но и не мало. Качество игры заслуживает похвал. Коробка и пластиковый вкладыш отлично продуманы: все элементы на своих местах, а при переноске коробки внутри ничего не разлетается и не перемешивается.

В общем, это одна из тех немногих игр, к которым я не могу придраться. Впрочем, не только я. Номинация в Голландии, победы в Японии, Норвегии, Испании, Германии, рейтинг в 7.47 балла, набранный более, чем четырьмя тысячами голосов… Все это говорит о том, что “Pillars of the Earth” — отличная игра. Кстати, в 2007 году вышло дополнение, расширяющее возможности прорабов и позволяющее играть пятерым и даже шестерым игрокам. И почему я его не заказал сразу в комплекте?