Обзор игры «Quoridor»

Тов. mkal обновил на сайте BoardGameGeek свой гиклист с описанием лучших игрушек, опробованных за прошедший месяц. Лучшей игрой апреля он назвал Quoridor — не совсем типичную настолку, которая, скорее ближе не к настольно-печатным игрушкам, а к классическим играм типа шашек и го. Обзор игры Quoridor написан очень хорошо и я рекомендую ознакомиться с ним всем-всем-всем. 

Итак, барабанная дробь. Игра месяца за апрель 2009 года — это Quoridor.

Вообще этот месяц у нас прошёл под знаком Агриколы — мы в неё сыграли 4 раза, опробовав при этом редкую колоду Agricola X-deck. Об этом я когда-нибудь расскажу, а сейчас речь не об этом. Агрикола в этот раз почётное звание игра месяца не получает, т.к. я решил не давать одной игре это звание дважды. Дело в том, что цель этого мероприятия — привлечь внимание русскоязычной общественности к малознакомым им интересным играм, потому повторы нам не нужны. Даёшь свежих игр!

И таких игр было три. Напомню, что в шорт-лисле кандидатов на звание игра августа помимо Quoridor так же была совсем новая игра Giants и старая, но открытая мной недавно игра Container. Коротко расскажу, почему они не получили звание игра месяца.

Giants — это безусловной хорошая свежая игра, не похожая на другие известные игры. Мы играли в неё всего один раз, и, к сожалению, не всем игрокам в нашей группе она понравилась. Мне так и не удалось уговорить нашу группу сыграть в неё ещё раз, т.к. всегда находился кто-нибудь, кто хотел играть во что-то другое. А по одной игре судить эту игру сложно. Потому звание игра месяца она пока не получает. Но у этой игры есть все шансы на получение этого звания в будущем, когда мы её наконец-то распробуем.

В Container мы тоже играли всего один раз, но для данной игры это не проблема. Уже после одной партии понятно, что это очень хорошая оригинальная игра, находящаяся немного в стороне от современного мэйнстрима настольных игр. Очевидно, что процесс игры сильно зависит от игровой группы, и эта игра подойдёт далеко не всем. Эта игра занимает очень крепкую позицию в своей нише и наверняка имеет некоторое число ярых поклонников. Но ниша эта довольно узкая, т.к. игра специфическая. Я бы не рекомендовал кому-то приобретать Container вслепую, если есть возможность сначала его опробовать. Ну или хотя бы изучите правила перед покупкой, чтобы знать, на что идёте. Мне эта игра нравится, но я не готов играть в неё слишком часто и думаю, что найдутся люди, которые будут от неё плеваться. Потому она не получает звания игра месяца. Добавлю только, что на форуме триоминосевцев есть хороший обзор Container’а, написанный одним из тех, кто играл с нами эту пока единственную партию в Container.

Ну а теперь вернёмся к победителю. Quoridor — это не совсем настольная игра в современном смысле. Она скорее ближе к классическим играм, таким как шашки или го. Вообще у этой игры довольно длинная (по меркам обычных настолок) история. В 1975 году Mirko Marchesi и Philip Slater сделали игру Blockade. В 1995 Mirko Marchesi переработал правила этой игры, и получилась новая игра — Pinko Pallino. А уже в 1997 году Gigamic лицензировали у него права на издание Pinko Pallino в своей серии классических деревянных игр. Однако она, видимо, не совсем вписывалась в формат этой серии по сложности и длительности партии, поэтому они её немного упростили, уменьшив размер поля с 11×11 до 9×9 и немного доработав правила. Ну и видимо для лучшей продаваемости добавили вариант игры для 4х игроков. Лично я в эту игру вчетвером не играл и не планирую, т.к. по моему мнению она из глубокой тактической игры в таком варианте превращается в глупую хаотическую забаву. В общем, советую вам относится к заявлению, что в игру можно играть вчетвером, как к маркетинговому ходу.

А что же из себя представляет сама эта игра? У вас есть:

* Поле 9×9 с бороздками между клеток,
* По 1 фишке для каждого игрока (всего 4, но реально нужны две). В начале игры они стоят на средних клетках двух противоположных сторон поля (ну, то есть на e1 и e9, если пользоваться шахматной нотацией).
* 20 деревянных перегородок, которыми можно преградить путь фишке. По длине каждая перегородка равна двум клеткам поля, и распологаться должна в борозках между клетками. Посмотрите картинки в галерее, чтобы мне это не объяснять. У каждого игрока в начале игры есть по 10 перегородок.

Цель игры — дойти своей фишкой до противоположной стороны. Ходят игроки по очереди. Каждый ход можно пойти на соседнюю по стороне клетку доски (если вам не препятсует перегородка, конечно) или выставить одну из своих перегородок. ВАЖНО! Нельзя ставить перегородку так, чтобы противник не мог дойти до противоположной стороны. Это правило делает всю игру и создаёт глубину. без него бы игра была банальной, скучной и всегда заканчивалась бы ничьей. С этим же правилом всё с точностью до наоборот.

Ну и ещё один ньюанс. Если ваша и вражеская фишка стоят на соседних клетках, то в свой ход вы можете перепрыгнуть через фишку противника (если вам не мешает перегородка). Если же за фишкой противника перегородка или край поля, то можно прыгнуть "по диагонали" — как бы виртуально встать на фишку соперника, а потом переместиться не в том же направлении (там препятсвие), а в перпендикулярном. Опять таки, если вам не мешает перегородка.

Вроде это все правила. Как я уже говорил, это очень глубокая игра. Я сыграли в неё уже около 50 партий (благо одна партия занимает 5-10 минут). У нас уже вырисовываются несколько стандартных дебютов, найдено несколько тактических приёмов. Но к пониманию того, как лучше всего играть в эту игру мы пока не приблизились.

Расскажу вам, в чём основная соль игры. Пусть вы и противник сделали по несколько ходов, и теперь у вас есть несколько маршрутов, с помощью которых можно добраться до противоположной стороны. Если вы пойдёте по одному из них, то противник может в самом конце перекрыть вам путь перегородкой, и вам придётся возвращаться и идти по другому пути. За это время сам противник уже дойдёт до цели и победит. Поэтому вы не должны углубляться в каком-то одном из возможных путей, пока он не станет для вас единственным. Но противник, вообще говоря. не заинтересован в том, чтобы прикрывать вам лишние маршруты, т.к. по правилам он всё равно не может перекрыть их все. А потому, эта задача ложится на вас. То есть вы должны с одной стороны мешать противнику и не давать ему слишком быстро продвигаться к цели, а с другой — перекрываться самому себе часть путей к победе. При этом желательно в одном и том же действии совмещать обе эти составляющие. Ну и помнить, что количество перегородок ограничено. Практика показывает, что тот, кто в начале игры активно тратит перегородки, обычно проигрывает.

Что ещё замечательно в этой игре — это то, что она не совсем абстрактна. Ну, то есть в игре надо двигаться по некоторому лабиринту, а для человека решение такой задачи — это вполне обыденная житейская проблема. То есть тут в некоторой мере работает житейская смекалка. Ну или бытовая интуиция, что ли. То есть играть в эту игру гораздо проще, чем в шашки/го, не говоря уже про шахматы, в которых фигуры ходят совершенно чуждым для человеческого сознания образом. В итоге нету этого гнетущего ощущения абстрактности, а играть приятнее.

Последний момент, который меня очень приятно поразил — в игре есть правила на русском языке от издателя. Я заказал эту игру вместе с двумя другими играми на B&B, и совсем не ожидал увидеть правила на русском. Уже позже эти игры появились в Игроведе, который традиционно комплектует все продаваемые игры переводами правил, но с данной линейкой игр им переводить ничего не пришлось.

Резюмирую, перечисляя ещё раз всё, что мне нравится в игре:

1. Очень очень быстро. В эту игру мы играем на работе, пока пьём чай. За полчаса успеваем сыграть 3-5 партий.

2. Глубокая. Много вариантов развития событий на доске. Можно каждый раз пробовать что-то новое, можно наоборот, разрабатывать стратегию для какого-то одного дебюта.

3. Нет ощущения абстрактности, можно играть, руководствуясь здравым смыслом, а не перебором всех вариантов.

4. Прекрасные деревянные компоненты (это для всех игр Gigamic характерно).

5. Правила на русском от производителя.

PS. В Игроведе продают два варианта этой игры — Classic и Mini. Они отличаются только размером, а правила у них одинаковые. Для повседневной игры я бы рекомендовал Classic — там поле поудобнее (крпнее и есть места для хранения перегородок). Mini же удобен для игры в дороге, т.к. занимает меньше места и легче.

Quoridor, Обзоры



Похожие записи
  • Какую игру вы бы взяли с собой на необитаемый остров?
  • Дожил до переиздания и локализации London
  • Разыскивается пнп «Trivial Pursuit»
  • Опознайте игру
  • «Экспансия» не выйдет никогда
    1. Tom
      30 Июн 2009 из 9:00 | #1

      сам купил на прошлой недели. играли с другом всю ночь, 15 партий подряд.


      отлична игрушка. единственное, что могу добавить, mini вполне достаточно, нет смысла покупать больше и отдавать лишние деньги.


      Сделана не совсем качественно. Деревянные фигурки и поле хороши, но вот ножки к полю пришлось самому переклеивать.


      Собираюсь дальше пополнять свою игротеку Джигамиком


    2. Mortemanes
      30 Июн 2009 из 9:35 | #2

      интересно. и сколько стоит такое счастье?


    3. Tom
      30 Июн 2009 из 13:25 | #3

      @Mortemanes

      в игроведе купил за 790р


      они официальные дилеры


    4. максим
      06 Сен 2009 из 13:53 | #4

      а я сам попробую из плотного картона сделать 🙂


    1. Трекбеков пока нет.