На Форуме Ролемансера появился обзор игры Race for the Galaxy. В нём подробно описывается игра, изложены впечатления от неё и проводится сравнение с некоторыми другими настолками. Автор отмечает, что RftG непроста в освоении, но после нескольких партий вы поймёте как работает эта игра и дальше играть будет куда интереснее. Я прочитал его дважды и ответственно заявляю — обзор просто отличный. После его прочтения мне немедленно захотелось сыграть в RftG, так что теперь я очень жду её локализованную версию, обещанную нам ещё в конце прошлого года.
Мне всегда нравились сложные игры "на развитие", и перспектива заполучить "карточный Master of Orion", или, еще лучше, "карточный Twilight Imperium", не давала мне покоя 🙂 И вот — выслежен и куплен английский Race for the Galaxy (решил взять английский, чтобы не возникло проблем с покупкой дополнений в случае чего), сыграно бессчетное число соло-партий и, наконец, игра несколько раз опробована на живых оппонентах.
Правила
Race for the Galaxy — игра про построение и развитие своей галактической империи наперегонки с противниками. Игра заканчивается, когда либо растащат все победные очки из резерва, либо кто-нибудь из игроков выложит слишком много карт.
Карты в космической колоде делятся всего на два вида: планеты (которые можно мирно колонизировать и агрессивно завоевывать) и научные исследования/достижения (которые надо изучать). Введенные в игру планеты и исследования составляют индивидуальное игровое поле игрока (как личный огород в "Агриколе"), на которое противники напрямую повлиять не могут, в лучших традициях евро-игр. "Общего" космоса, за который можно было бы воевать и бороться, в игре вообще нет — каждый копошится в своем уголке галактики и до поры может вовсе не обращать внимания на других игроков.
Интерактивность в игре представлена по-пуэрторикански: в игре существует пять фаз, каждой из которых соответствуют карты действия (фактически роли). Полный набор карт действия есть у каждого игрока.
В начале хода игроки в тайне друг от друга выбирают одну роль/действие, вскрываются все одновременно.
На этом ходу будут происходить только выбранные игроками фазы, то есть, например, если никто не выбрал роль "исследование", то фаза вытягивания новых карт пропускается, а если никому не захотелось взять "заселение", то новые планеты выкладывать никто не сможет. Если хотя бы один игрок взял какое-нибудь действие (скажем, развитие), то возможность выложить карту развития получают все игроки, но тот, кто выбрал роль, поощряется специальным бонусом (это может быть скидка или приятный эффект). Для некоторых фаз существует не одна, а аж две карты действия — с разными бонусами для владельца.
Фазы бывают следующие:
1. Исследование/разведка (все тянут карты из колоды в руку — это и новые возможности, и игровая валюта)
2. Развитие (все покупают достижения, сбрасывая с руки карты в качестве платы)
3. Колонизация (то же самое, но покупаются уже планеты)
4. Потребление (самое интересное: ресурсы, произведенные на ваших планетах, можно переработать во что-нибудь полезное)
5. Производство (а вот в эту фазу ресурсы как раз и производятся. Сами по себе ресурсы бесполезны, на них ничего нельзя купить, их можно только перерабатывать).После того, как все выбранные на этом ходу действия отыграны, игроки забирают свои карточки "космических ролей" и начинают выбирать действия для следующего хода.
Ход игры
Есть две с половиной основных статьи, по которым можно получить вожделенные Victory Points.
1. На каждой карте, будь то планета или исследование, есть её ценность в VP. Столько очков получит владелец во время подсчёта VP в конце игры.
1,5. Существуют специальные, очень недешёвые карты развития, приносящие переменное количество VP в зависимости от того, что у вас на столе. "Галактическая Империя" прибавляет немного очков за каждый военный мир под вашим контролем и много — за каждую захваченную планету повстанцев, к примеру — другие карты могут поощрять обилие торговых или культурных планет.
Выделил это отдельным пунктом, потому что вот эти вот монструозные достижения способны принести огромное количество победных очков, если ими удастся воспользоваться правильно.2. Потребление.
Многие планеты (и некоторые технологии) способны приносить ресурсы в фазу продукции (ресурсы делятся на всякие типы: редкие минералы, культурные ценности, биологические материалы, инопланетные технологии). Некоторые планеты ресурсов не производят, но имеют одноразовый "запас" какого-нибудь ресурса, который единожды расходуется и который потом восполнить можно — но сложно.Дальше самое интересное: многие планеты и технологии позволяют перерабатывать ресурсы — фишечки, произведенные на других планетах, можно обменять либо на возможность потянуть новые карты на руку (поскольку карты приобретаются за сброс других карт, вытягивание карт — это, фактически, денежный доход), либо на победные очки (что очень и очень важно, потому как победных очков таким образом можно заработать немало).
Что можно получить, по какому курсу и в обмен на какие ресурсы — зависит от ваших планет.В итоге суть игры заключается в попытке из приходящих на руку карт собрать некую систему, которая будет как можно эффективней приносить победные очки из производимых ресурсов (перепроизводство — плохо, нехватка ресурсов — тоже плохо). Однако, поскольку сборка такой системы не бесплатна, надо включить в нее и что-нибудь, что будет приносить доход, т.е. обеспечит поступление карт в руку (способов тут тоже несколько, но я не буду вдаваться в подробности).
Компоненты
Колода довольно плотных карт да пригоршня хлипких картонных VP разной ценности — вот и всё содержимое коробки.
Карты сделаны с расчётом отвести максимум места под картинку (иллюстрации у игры весьма приятные и прекрасно выполняют функцию "вживления" в роль космического правителя), а подавляющее большинство игровых эффектов отмечено на картах с помощью условных символов и пиктограмм. Первые одну-две партии иконография может сбивать с толку но, на самом деле, она очень удобна для быстрой оценки возможностей карт в руке и на столе, а также ужасно облегчает игру для не знающих английского (только сложные эффекты продублированы мелким шрифтом на картах, но по большей части можно играть, вообще ничего не читая).
Сама по себе возможность уместить такую глубокую и интересную игру в колоду карт и повсюду таскать с собой — конечно, огромный плюс.
Сложность освоения, глубина игры и оценка механики
Первое время RftG напоминает сложное предложение на иностранном языке: каждое слово по отдельности перевести можешь, а смысл фразы непонятен. Хотя сами по себе правила весьма просты и объясняются минут за десять, во время первой партии лично у меня ВООБЩЕ не было идей, КАК в это играть — как и у большинства игроков.К счастью, разработчики позаботились о новичках и включили в игру стартовые "руки" для четырех игроков — по обычным правилам стартовые карты в руку тянутся случайно, здесь же уже были подобраны недорогие, хорошо работающие друг с другом карточки.
Но даже такой дружественный шаг не сильно помогает — первая партия, как правило, проходит в потёмках. Вообще каждый приход карт на руку — трагедия, потому что все карты хороши и интересны, а умение отсеивать хорошие карты, которые, тем не менее, на данном этапе совсем не выгодно вводить в игру, приходит не сразу — а сбросом чем-то из руки приходится расплачиваться за ввод карт, я напомню.Сам по себе игровой процесс оставил у меня очень приятные впечатления: в игру включено множество игровых механик, которые переплетаются между собой и очень гармонично смотрятся в целом. Кажется, каждая из немалого количества игровых возможностей может стать ключевой на пути к победе, если вокруг нее выстроить свою стратегию — и это очень здорово. Но еще более здорово то, что тупо "вкачиваться в армию" или "форсить торговлю" хоть и, как правило, можно, но далеко не всегда выгодно: приходящие на руку карты способны изменить стратегию коренным образом.
Тут мы подошли ко второму весомому плюсу RtfG после глубины механики, которого, на мой взгляд, не хватает множеству игр, начиная той же "Агриколой" и заканчивая теми же "Сумерками".
В Race стратегия игры очень сильно зависит от приходящих на руку карт, что подталкивает игроков к гибкой, адаптивной игре — заученные и сто раз опробованные стратегии не подойдут, каждый раз надо играть по-новому и внимательно оценивать новые возможности. Однако при этом игра не бьёт игроков излишней случайностью, а рандомность не ломает ход игры, поскольку все возможности хороши (если воспользоваться ими правильно и в нужной комбинации), а постоянный мощный поток карт через руки игроков позволяет каждому подобрать то, что ему нужно — если он сможет правильно оценить, какие из туч прекрасных карт быстрее всего приведут его к победе. На то, что "в руку ничего не пришло" жаловаться не получится при всем желании ))
Время игры — несколько больше часа для четырех игроков-новичков, порядка тридцати минут для неторопливых двух игроков. Главный (и практически единственный) даунтайм в игре — время выбора карты действия для будущего хода, и поскольку все выбирают карту одновременно, игра значительно ускоряется по сравнению с тем же (не последний раз его вспоминаю) "Агриколой".
Интерактивность в игре выражена только в выборе ролей, да еще в весьма редких картах в духе "получите доход, если вы произвели редких минералов больше, чем другие игроки". Конечно, если удастся предугадать, какие действия выберут противники, можно получить некоторое преимущество, но главная причина смотреть на вражескую сторону стола — это следить, не получат ли противники слишком много выгоды от выбранных нами действий. Впрочем, большую часть времени голова настолько забита вопросами развития собственной космической империи, что до врагов, по большому счёт, части дела никакого нет. Да, получается пасьянс.
ИТОГИ
Плюсы:
- достаточно глубокая игровая механика;
- реиграбельность, поощрение адаптивности;
- портативность, ура!;
- не слишком большая абстрактность, ощутимый (хотя и не слишком сильный) вкус "цивилизации в космосе";
- отлично масштабируется от двух до четырех игроков, имеет вполне играбельное соло (мультиплеерный пасьянс превращается в синглплеерный 🙂 );
- малая языкозависимость (если не уверены, что сможете найти дополнения на русском);
- есть дополнения на английском, уже хорошо.
Минусы:
- интерактивности не то, чтобы очень мало, но запрятана она глубоко и пользоваться ею смогут только опытные игроки;
- это не карточные "Сумерки" :(;
- без дополнения впятером сыграть не получится, а четыре игрока — не так уж и много;
- правила понять просто, научиться играть — не очень (надо хотя бы пару партий сыграть).
Кому понравится RtfG?
- тем, кому нравится строить и оптимизировать математическую систему и не отвлекаться на соседей, которые то войной на тебя идут, то в интригу втянуть хотят;
- тем, кому хочется заполнить полчаса-час, но не филлером, а действительно сложной и интересной игрой;
- тем, кому хочется взять с собой сложную игру, а места в карманах только на одну колоду карт;
- тем, кому нравится привкус "цивилизации" и ощущение развития своего народа.
Итоговая характеристика: прекрасное соотношение глубины, портативности и времени игры.
Всё-таки я не рекомендую ждать локализованную версию. Текст есть только на очень малом количестве карточек. И зачастую он там просто разъясняет те значки, которые есть на карточке.
К тому же текст в правилах довольно сложный. Местами приходится вчитываться по нескольку раз. А зная, как СМАРТ делает перевод, можно быть уверенным, что косяков будет море.