Добро пожаловать в мир настольных игр

Обзор игры «Yspahan»

Обзор игры "Yspahan"

В Настолко-блоге появился очередной увлекательный обзор игры. На этот раз авторы рассказывают об игрушке с труднопроизносимым названием Yspahan, которая едва-едва не стала лучшей игрой 2007 года в Германии, уступив в последний момент этот титул Zooloretto

Yspahan (2006) — это город в Иране, между прочим, побратим Санкт-Петербурга, а также удачная попытка создания глубокой семейной игры с восточным орнаментом, кубиками и верблюдами. До премии "Игры года-2007" "Исфахану" не хватило каких-то сантиметров, и, надо сказать, именно за эту игру болела в то время большая часть игрового сообщества. Настолко уверяет, что "Исфахан" не относится к шедеврам игровой мысли, но это очень приличный продукт, о приобретении которого стоит задуматься при наличии семьи — наряду с мыслями об увеличении жилплощади и покупке дачи.

Автор. Француз Себастьян Пошон стреляет редко, но метко и действует на поле семейных игр. Из пяти созданных им игр нет ни одного провала. Помимо "Исфахана" можно отметить "Jamaica", подкупающую своим оформлением, а также "Metropolys", недавно выпущенную французским издательством Ystari фантазию на тему представлений о городе будущего, бытовавших в начале двадцатого века. В общем, очень приличный француз (в отличие от того, которого наняла "Звезда" для "Heroes of the World"), насколько мы поняли, очень много внимания уделяющий написанию доходчивых и удобных правил для своих игр. По крайней мере правила "Исфахана" написаны отлично, а за правила "Ямайки" он получил даже специальную премию — есть и такая, называется "Эссенское перо".

Оформление. Игру сделали французы из Ystari, а значит, если вы читали обзор "Cyalus", вам должно быть известно, что это люди с несколько сбитыми настройками цветовосприятия. Цветовую гамму их игр легче записать в отдельную категорию "цвета игр Ystari", чем подбирать какие-то аналоги. В общем, аляповато, цветасто, не очень функционально, но зато — какая-то своя фишка, фирменный знак. В начале своего трудового пути Ystari сделали довольно много игр с восточным колоритом, и все они выделялись из общей массы цветопередачей и определенной странноватой атмосферой. Все-таки в позиции "мы делаем то, что нам нравится, а вы как хотите" что-то есть, она лучше и достойнее, чем стремление угождать всем и вся. По крайней мере игру от Ystari легко узнать, как говорится, из тысячи.

В остальном оформление "Исфахана" нам очень даже по душе — нравится и наездник на обложке, и план, и дополнительные карточки, и крупные кубики, и офигительные деревянные фигурки верблюдов, из которых можно делать всякие суперские и бесполезные конструкции. Само игровое поле небольшое, но удобное, а вокруг него раскладываются дополнительные карточки (под-поля) — все нормально, и качество тоже на уровне.

Описание. С двумя монетами в кармане игрок прибывает в город Исфахан, где он целых три недели будет распределять свои товары по лавкам, возводить нужные сооружения и загружать караваны. После каждой недели (то есть семи раундов) проводится подсчет очков, после последнего подсчета, как несложно догадаться, выявляется победитель.

Игровой план разделен тут на четыре квартала, состоящие из базаров разных цветов. Товары, размещенные в различных кварталах, приносят разное количество очков — в кварталы подороже сложнее попасть, а в кварталах подешевле не выручишь столько очков. В начале каждого дня игрок, обладающий правом хода, выясняет, какие действия сегодня возможны. Виды действий тут следующие: отправить товары на базар(-ы) определенного квартала, взять деньги, взять верблюдов, передвинуть смотрителя, взять карту плюс к любому из этих действий можно построить здание, заплатив за него верблюдами и деньгами.

Дальнейшее лучше объяснить на примере. Ход игрока Васи. Он кидает 9 кубиков. Выпадает две единицы, одна двойка, три тройки, две четверки, ноль пятерок и одна шестерка. Кубики выставляются на специальное табло, причем в определенном порядке (смотри картинку). В самое нижнюю часть выкладываются все кубики с самым низшим значением — в нашем случае это единицы. Это участок верблюдов. Игрок, выбравший этот участок берет из кассы двух верблюдов — так как кубиков два. Затем на самый верх выкладываются кубики с самым высшим значением — в нашем случае это шестерки. Это участок денег. Выбрав его, игрок получает одну монету — опять же по числу кубиков. Дальнейшие кубики распределяются по порядку — снизу-вверх. Легко заметить, что один участок остался незаполненным, и это нормально. Игрок обязан выбрать один из участков и взять лежащие на нем кубики. Помимо верблюдов и денег он может выбрать участок, соответствующий определенному кварталу (чем выше он на табло, тем реже выпадает, тем больше очков приносят посланные туда товары). Например, выбрав квартал "бочонков", на котором лежат три кубика, он посылает три своих товара на свободный базар этого квартала по своему выбору. Легко догадаться, что игрок выбирающий первым, получает преимущество при выборе действий. Остальным останется, что останется. Однако помимо денег/верблюдов/отсылки товаров можно, взяв группу кубиков, выбрать и иное действие — передвинуть смотрителя на число ходов, соответствующее значению кубиков, и тем самым отправить товар, возле которого остановился смотритель, в караван — это такой способ навредить сопенику, или взять карту, обеспечивающую дополнительные бонусы. Завершив основное действие, игрок может построит здание согласно выбранной стратегии — это очень важный и интересный элемент игры.

По истечению семи дней базары, полностью заполненные товарами игроков, приносят их владельцам победные очки. После чего все игроки получают свои товары назад — игровое поле становится вновь пустым. После 14-го и 21-го дня подсчет очков повторяется, тот, кто после трех недель набрал наибольшее количество очков, становится победителем (и награждается поездкой в город-побратим Санкт-Петербург на верблюде).

Популярность. Игра вышла практически через год после знаменоносного "Кайлюса", когда на всю продукцию Ystari смотрели, открыв рот и ожидая от французов супер-игр и манны небесной. В общем, ее выход привлек всеобщее внимание, и оценивали "Исфахан" очень серьезно и тщательно. Скоро выяснилось, что французо-иранское творение оказалось весьма глубокой семейной настолкой с интересным кубиковым механизмом, большим пространством для выбора и очень хорошим балансом. Естественно, не будь "Кайлюса", к "Исфахану" никто бы так серьезно не приглядывался бы — мало ли хороших игр? — но слава "старшего брата" сослужила этой игре хорошую службу. Все это привело к тому, что народ ожидал победы "Исфахана" в премии "Игра года" — и она бы обязательно победила, не случись "Зоолоретто". В общем, игра получила свою "минуту славы", и, по правде сказать, одно время она была даже популярнее, чем была этого достойна.
 


Настолко-рейтинг.


Прежде всего тут имеется действительно оригинальный механизм управления игрой, осуществляемый стремительным броском кубика. Естественно, не кубики тут удивительны, а то, что с ними происходит потом — распределение на группы и выбор одной из них. Если честно, то этот механизм довольно отчетливо напоминает игру "Roma", вышедшую годом раньше — по крайней мере, наше им восхищение поубавилось, когда мы увидели, что что-то похожее, оказывается, уже было… Но под луной, как известного, вообще с новым не сильно хорошо обстоят дела, так что уж тут говорить. Во всяком случае "Исфахан" взял то хорошее, чем отличаются игры с кубиками — то бесшабашное удовольствие, когда кидаешь кубики на стол, и там — раз! — все шестерки, полностью нейтрализовав неприятные моменты — зависимость от удачи. То есть хороший игрок может выиграть, даже бросая очень неудачно.

Во-вторых, игру можно похвалить за стратегическую глубину — тут можно выбирать, ставить ли на "бедные кварталы", или на "богатые", а также на крупные или на маленькие базары внутри кварталов — в зависимости от этого можно строить определенные здания и выбирать определенные группы кубиков. А можно сделать ставку только на здания. А можно — на карты. А можно даже на караваны и подозрительного смотрителя. Копить деньги и верлюдов или целиком сосредоточиться на базарах. Действительно, вариантов масса.

В-третьих, это действительно семейная игра с несложными правилами. Редкий случай отличного сочетания глубины и несложности. То есть, не появись "Зоолоретто" — это была бы достойная "Игра года".

Ну а теперь долгожданная ложка дегтя. Игра в общем-то абстрактна и линейна, у игроков мало поводов для разговора и шуток, а игровое взаимодействие носит, скажем так, неочевидный характер. В принципе, при такой сухости в нее подозрительно интересно играть, не менее подозрительна и высокая реиграбельность — а ведь все это так! Игра интересная. И не надоедает. Такой вот парадокс.

Мы уже несколько раз повторяли "если б не было "Зоолоретто", если б не было "Зоолоретто""… При чем, собственно, здесь "Зоолоретто"? Да просто напоминает — тут товары в базарах, там звери в загонах. Не заполнил загон полностью — не получишь очков, не заполнил базар полностью — останешься с дыркой от бублика. Когда "Зоолоретто" стал "Игрой года-2007" по Германии прокатился вопль — почему не "Исфахан"? Какие-то дурацкие звери. А вместе с тем "Зоолоретто" ведь лучше. Выбор жюри справедлив. Да, механизмы управления игрой различны, но суть — оптимизация — похожа, а вместе с тем "Зоолоретто" игра веселая, не абстрактная и вызывающая большое количество шуток, а "Исфахан" общение как-то не стимулирует. Хотя "Исфахан" глубже, и в отличие от "Зоолоретто" в него интересно играть вдвоем. Ну правда, может, мы вообще неравнодушны к играм с "звериной" тематикой, и "Kuhhandel" дали высший балл…

Ну и еще одно личное замечание — нам и в "Кайлюсе" не очень нравился "смотритель", которого нужно двигать, и он там чего-то кому-то портит. С этим элементом авторы игр одно время как-то переборщили, он гулял из коробки в коробку, оказался даже в скучноватом "Portobello Markt". Ясно, что элемент "негативного взаимодействия" должен присутствовать, но эту задачу можно было выполнить и иначе. Однако именно здесь, говорят фанаты "Исфахана", он к месту, поскольку позволяет осуществить очень интересную "караванную стратегию", до тонкостей которой мы еще не дошли. В любом случае, если у вас окажется эта игра — ее стоит разобрать до винтиков, она интересно устроена и стратегий тут миллион.

Напоследок рекомендация. Если у вас есть семья, и вам нравится европейский (немецкий) мирный тип игр, то уместна следующая подобрка: "Колонизаторы" с дополнениями, "Зоолоретто", "Исфахан" и "Бонанза". Этими играми можно удовлетворить потребности семьи на 90 процентов. Естественно, если важен вопрос цены, то тут возможны варианты — у нас-то все игры стоят примерно одинаково в отличие от России.

Сколько игроков? От двух до четырех, причем интересно играть любым составом.

Для кого? Глубокая семейная игра — делайте выводы. Пожалуй, игра не вызовет криков восторга (разве что чудесные верблюды), но и в шкафу пылится не будет, в отличие от некоторых "любовей с первого взгляда". С детьми в нее играть можно.
 

ВНИМАНИЕ! "Исфахан" существует в виде компьютерной игры. И скачать его можно здесь (внизу страницы можно найти английский language-pack). 

3 комментария

  1. sNOwBODY

    Немного запоздавшая новость…

  2. timurid

    Ну на этом блоге эта новость впервые. И есть люди, которые не читают все ресурсы по настолкам, ограничиваясь только парочкой. Так что, в данном ключе, ничуть не запоздавшая, а даже своевременная.

  3. sNOwBODY

    @timurid
    🙂 Конечно-конечно-конечно…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑