В Блоге о настолках появилось описание игры Age of Steam. Познакомившийся с этой настолкой Alt пишет, что AoS — это очень суровая игра, безжалостная к ошибкам игроков. Неудачников здесь не жалуют, и вполне вероятны ситуации, когда в середине партии игрок объявляется банкротом и выбывает из игры.

Однако несмотря на высокий уровень сложности и порог освоения, Age of Steam показалась Alt‘у интересной игрой, достойной высокой оценки. Так что любителям экономических игр стоит обратить на неё внимание (тем более, что для AoS существует множество дополнительных карт). 

Игра длится определенное количество раундов (зависит от количества игроков), каждый раунд делится на 10 фаз. Сначала игроки, по желанию, могут оформить продажи акций, передвинув фишку своего цвета на специальном треке и получить за каждую продажу по 5 долларов наличными. За каждую продажу придется расплачиваться в каждом будущем раунде деньгами, а в конце игры еще и победными очками. Жестоко, тем более, что выжить в начале игры без продаж невозможно. В следующей фазе открывается аукцион на очередность хода. Спасовавший первым становится последним на треке очередности, но не тратит ни цента. Победитель и последний спасовавший занимают первое и второе места и платят всю свою ставку в банк. Остальные платят в банк половину своей ставки, округленную в большую сторону. 

Следующая фаза — выбор действий. Это 7 специальных возможностей, из числа которых каждый игрок выбирает одну. Причем, каждая возможность может быть выбрана только единственным игроком. Различные возможности дают право на ход перед первым игроком в определенных фазах, на постройку более длинной дороги в текущем раунде, на технический апгрейд своих локомотивов, на пропуск одного круга торговли на аукционе очередности ходов в начале следующего раунда, и так далее. После выбора действий начнается фаза постройки, в которой каждый игрок может построить до 3 сегментов железных дорог, выплачивая в банк из стоимость. Сегменты представляют собой гексы с участками одной или двух дорог, которые выкладываются на игровое поле. Потом игроки, используя свои и чужие дороги, перевозят по 2 груза из города в город. Груз определенного цвета нужно привезти в город такого же цвета. За каждую перевозку через каждую железную дорогу ее хозяин получает $1 дохода. При перевозке также важен технический уровень локомотивов игрока. Чем он выше, тем больше железных дорог может преодолеть игрок при перевозке грузов.

После перевозки, игроки получают наличные в сумме своего дохода, часть из которых тут же тратят, оплачивая технический уровень локомотивов и продажи акций. А в конце раунда кидаются кубики! Да-да, суровый Уоллас сделал суровую экономическую стратегию с дайсами! Кубики нужны, чтобы определить, какого цвета товарами какие из городов пополнятся и этот рандом теоретически может привести к увеличению дохода для удачливых.

В конце игры участники подсчитывают свои победные очки. За каждый доллар дохода они получают по 3 ПО. За каждую законченную ( то есть, соединяющую два населенных пункта) железную дорогу — по 1 очку. Однако, за каждую продажу акций взимается штраф в 3 очка. Наша тестовая партия закончилась положительными значениями ПО, но в правилах указано, что могут быть и отрицательные значения.

“Эра пара” настолько сурова, что позволяет нерадивому игроку вылететь из игры в середине партии. Стоит метке дохода уйти в отрицательную зону шкалы дохода и — вуаля! — вы банкрот. Ваши жетоны снимаются с многочисленных шкал игры, ваши завершенные “железки” остаются на карте и остальные игроки смогут возить по ним грузы абсолютно бесплатно.

“Age of Steam” — жесткая серьезная экономическая стратегия о постройке железных дорог и перевозке грузов. Сравнивать ее хочется в первую очередь с “Brass”: один автор, одна сложность, примерно одна комплексность. В сравнении этом побеждает “Brass”, как игра гораздо лучше оформленная и не такая жестокая к игроку. К тому же ценность “Эры пара” снижает фактор дайсов: все-таки удачное расположение грузов позволяет игроку меньше тратить на постройку дорог и лучше увеличивать свой доход. Тем не менее, рандом здесь напрямую зависит от того, насколько развита железнодорожная сеть игрока. Чем больше дорог, тем меньше рандом. На BGG в общем зачете “Brass” и “Age of Steam” идут друг за дружкой вплотную с пользовательскими рейтингами 8.11 и 8.01 соответственно. Поскольку “Brass” я поставил 8 баллов, то “Эра пара” получает 7.5. Серьезная игра для серьезных “настольеро”.