На Boardgames.ru опубликован обзор игры Amun-Re, написанный в фирменном унылом стиле: много скучных слов о том, как в игру играть и почти совсем ничего о том, что же она собою представляет. К достоинствам этого обзора относятся целый абзац, посвящённый описанию игры, а также перевод отзыва Бруно Файдутти.
Это «большая» игра Райнера Книциа (Reiner Knizia), построенная на разыгрывании аукциона и приобретении ресурсов в древнем Египте. Игра базируется на захвате контроля над египетскими провинциями, затем использовании ресурсов с этих провинций, чтобы получить золото и на него построить пирамиды. Побеждает игрок, набравший больше всех очков.
Подготовка к Игре
Каждый игрок выбирает себе цвет и получает все необходимые маркеры, фишки и карты. Подготовка к игре не займёт много времени.Игровой Процесс
Всего в игре 15 провинций. Разные провинции приносят разные бонусы – такие как: золото, карты силы, камни и т.д.Каждая провинция в игре уникальна и имеет свои плюсы и минусы. Также в игре очень важны карты, которые делятся на 12 различных типов. Игрок может использовать их в различные фазы или просто меняться ими с банком по курсу 1 карта = 1 золото.
Игра состоит из 6 раундов, в каждом из которых есть 5 фаз:
- Выбор Карт Провинций. Каждой провинции (всего их 15) соответствует одна карта провинции. Карта помещается на свою провинцию, чтобы игроки могли видеть все её бонусы, которые также выкладываются на провинцию.
- Ставка на Провинции. Начиная с первого игрока, каждый игрок делает ставки на провинции, помещая свой маркер ставки на одну из клеток на карте провинции. Каждая клетка отображает сумму ставки, например: 0,1,3,6,10 и т.д. Если игрок делает ставку на провинцию, на которой уже есть ставки других игроков, он обязан поместить свой маркер на более высокую цифру. Если ставку игрока перебили, он должен выбрать другую провинцию для ставки и не может сразу же снова сделать ставку на ту же провинцию (но может сделать это позднее). Фаза заканчивается, когда на каждой провинции остаётся только по 1 маркеру. После этого игроки выплачивают размер своей ставки в банк и получают бонусы провинции. Также в этой фазе можно использовать две специальные карты силы, одна из которых заставляет противника сделать более высокую ставку, чем он планировал изначально, а другая – сделать ставку сразу же, после того, как Вас перебили.
- Покупки. В этой фазе игроки могут купить карты силы, рабочих и кирпичи. Карты силы позволяют игрокам видоизменять и даже слегка нарушать правила и получать дополнительные победные очки. Рабочие каждый раунд приносят доход. Они и кирпичи ограничены указанным на провинции количеством. Кирпичи используются для строительства пирамид. Когда в одной провинции скапливается три кирпича, они заменяются пирамидой. В одной провинции может оказаться несколько пирамид. Также в этой фазе можно использовать две специальные карты: одна из них позволяет добавить в свою провинцию рабочего, не учитывая количество свободных мест, а вторая – построить пирамиду с использованием всего 2-х кирпичей.
- Подношение Амун-Ра. В этой фазе игроки берут в руку некоторое количество денег (тайно), чтобы сделать подношение Амун-Ра. Игрок обязан поставить хотя бы 1 монету. Все ставки открываются одновременно и подсчитываются. Кто-то может использовать в эту фазу специальную карту, которая позволяет уменьшить или увеличить свою сумму на 3 очка. Наконец, храм Амун-Ра помещается на дорожку подношений. Его положение на дорожке определяет урожай в следующей фазе, а также стоимость храмов в очках победы (если это был 3-ий или 6-ой раунд). Игрок, сделавший самую большую ставку, получает в награду три предмета (карты силы, рабочих или кирпичи) и становится новым первым игроком. Остальные игроки тоже получают бонусы, но выраженные в меньшем количестве предметов.
- Подсчёт Дохода. В эту фазу каждый игрок подсчитывает доход от каждой своей провинции. Он определяется количеством рабочих, положением храма Амун-Ра на дорожке подношений и специальными значками на провинциях. Также в эту фазу можно использовать специальные карты, одна из которых позволяет заменить доход одной провинции 8 золотыми монетами, а другая – увеличить доход на 1 рабочего.
После третьего и шестого раундов появляются специальные фазы подсчёта очков (Конец Старого Царства и Конец Нового Царства.
Конец Старого Царства и Подсчёт Очков. В эту фазу происходит специальный подсчёт очков со своими специальными правилами: игроки получают очки за определённое количество пирамид и за выполнение условий специальных карт условий. Эти специальные карты имеют следующие условия: получить провинцию с хотя бы 9 рабочими, получить провинцию хотя бы с 9 картами силы, получить все провинции на берегу Нила и т.д.
Конец Нового Царства и Подсчёт Очков. После этой фазы игра заканчивается. Во время неё происходит такой же подсчёт очков, как и в Конце Старого Царства, но с некоторыми добавлениями. В ней можно получить очки за определённое количество золота, которое у Вас есть. Игрок, набравший больше всех очков, выигрывает.
Amun-Re содержит различные типы игрового процесса, причём все они очень сбалансированы и продуманы. Несмотря на акцент, сделанный на механике аукциона, Вас увлечёт не только он, потому что игра рассчитана на серьёзных игроков, умеющих и любящих не только стратегически мыслить, но и вести подсчёты и строить дальновидные планы. Египетская тематика создаёт неплохой фон игровой механике, что заставляет Вас почувствовать себя одним из жителей Древнего Египта. К игровым компонентам придраться не в чем. Симпатичные карточки, с интуитивно понятными рисунками фаз игры, пластиковые пирамиды двух размеров, деревянные фишки человечков. В общем, всё очень красиво, лаконично и выполнено в египетской тематике.
Мнение Бруно Файдутти (Bruno Faidutti): Эта игра имеет все типичные для Книциа черты – это становится понятно после прочтения правил – тематика игры слабовата, в игре нет цели, есть только запутанная система подсчёта очков, а также нет ничего нового в механике. Но эти недостатки с лихвой компенсируются отличным качеством «Amun-Re», и эта игра, возможно, лучшая из «больших» игр Книциа со времён «Тигра и Евфрата». Игра, несомненно, сложная, но при этом быстрая и лёгкая, с большим процентом взаимодействия игроков. В неё входят несколько аукционов, но проходят они быстро и они отлично разбавляются использованием карт и фазами дохода. В игре есть много вариантов выбора и много способов получить очки, но не настолько много, чтобы растеряться и не понять, кто лидирует и что Вы можете сделать. Игровые системы не новы, но они отлично взаимосвязаны. Игра требует раздумий и планирования, но подношения богу добавляет в неё некоторый элемент блефа, а карты действия – немножко случайности, как раз столько, чтобы не позволить стать игре занудной и чересчур однообразной. Тема игра продумана слабо и некоторые элементы ей не подходят, но не настолько, как в некоторых других играх Книциа. В целом, незначительные недостатки, и отличные достоинства делают «Amun-Re» одним из шедевров Книциа.
Состав игры:
- игровое поле;
- 66 карт золота;
- 39 карт силы;
- 15 карт провинций;
- 15 одинарных пирамид;
- 15 двойных пирамид;
- 15 камней;
- 10 маркеров игроков (по 2 маркера 5 различных цветов);
- храм Амун Ра;
- фараон (жетон для первого игрока);
- 15 маркеров провинций (по 3 маркера 5 различных цветов);
- 45 фишек рабочих;
- 5 памяток;
- правила игры.
Такие обзоры, к слову, приняты как стандарт на BGG — видимо, это перевод одного из них. Хорошо подходят, кстати, если хочешь получить представление о процессе игры, когда идёшь знакомиться её правилами вживую. Но для покупки игры или для оценки её вообще не катит — слабо себе можно представить реализацию правил, не видя компонентов.
@ZoRDoK
В том-то и дело, что такие обзоры практически не помогают создать представления об игре. Проще уж найти правила и сразу их изучать, чем читать скучный пересказ.
@hk
Я их давно уже не читаю — пустая трата времени. Есть ощущение, что их сайт кому-то платит за обзоры, и этот кто-то просто переводит с BGG текст помассивнее, не вкладывая в него собственные впечатления, за неимением. =)